Презентация методической разработки Использование технологии критического мышления на уроках истории и обществознания в формировании социально-личностных компетенций школьников


@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@Использование технологии критического мышления на уроках истории и обществознания в формировании социально-личностных компетенций школьников Актуальность темы Формирование социально-личностной компетенции – одна из актуальных задач современного педагогического пространства В условиях модернизации важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течении всей жизни. Определения понятия «компетентность» Компетентность– способность и готовность индивида применять на практике приобретённые знания и умения.Компетенция – обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формы сочетания знаний, умений, навыков, которая позволяет достигать поставленной цели.Компетенция – «знание в действии». Компетенция = знания + умения + навыки + опыт деятельности СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Обеспечивают интеграцию в социокультурную среду Предполагают поведенческие умения в конкретных ситуациях Определяют потенциал реализации в будущей профессии Нацелены на сохранение физического и психического здоровья Содержат личностные установки и мотивацию Технология критического мышления Технология развития критического мышления разработана в конце ХХ века в США (Ч. Темпл, Д.Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а так же сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.В основе технологии развития критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора…» Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт; Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики и личностно-ориентированного подхода; Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее; Мышление рефлексивное Что такое «критическое мышление»? Составляющие критического мышления: Информация – отправной, а не конечный пункт критического мышления.Начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Направлен на убедительную аргументацию:Утверждения (тезис, основная идея, положение);Обоснование;Доказательства (личный опыт, статистика, текст);Заключение (точка отсчёта, обосновывает аргументацию).Критическое мышление – это социальное мышление. Интеллектуальные умения Умения видеть проблемы Готовность к их решению Уметь анализировать проблему Умениеаргументироватьпозицию Умение отказаться от стереотипов Умение нести ответственность Умение рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность Анализ положительных иотрицательных последствийсвоего решения Обнаружение Готовность отказатьсяОт принятого решения Открытость для новых идей Понимание неоднозначности мира Умение делать объективные выводы Основные характеристики критического мышления Люди, владеющие навыками критического мышления Честны сами с собой; (честно сказать себе, что я чего-то не знаю);Побеждают сомнения;Ставят вопросы;Основывают суждения на доказательствах;Ищут связь между предметами;Интеллектуально независимы;Могут отделять главное от риторики;Ими практически невозможно манипулировать. (основная задача – научить школьников владеть информацией, которая на них сейчас обрушивается). ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ Фаза 1Вызов (пробуждениеИмеющихся знанийИ интереса к получениюНовой информации) Фаза 2Реализация смысла (получение новой информации) Фаза 3Рефлексия(осмысление, рождение нового знания) Технология развития критического мышления. Технологические этапы. Стадия «Вызов» «Понятийное колесо» Ключевое понятие Стадия «Рефлексия»Урок обществознания в 11 классе Тема «Культурная жизнь общества»«Понятийное колесо» субкультура контркультура элитарная религиозная молодежная массовая авторская народная духовная материальная Виды культур Стратегия ЗХУ «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали Стратегия ЗХУ на уроке истории в 9 классе. Тема: «Причины и начало Первой мировой войны» Мировая война – война, в которой принимает участие много стран Первую мировую войну начала Германия Первая мировая война велась за колонии Россия принимала участие в первой мировой войне Героев Первой мировой войны Основные события Первой мировой войны Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны Кто победил в войне «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали Стратегия ЗХУ на уроке истории в 9 классе. Тема: «Причины и начало Первой мировой войны» Мировая война – война, в которой принимает участие много стран Первую мировую войну начала Германия Первая мировая война велась за колонии Россия принимала участие в первой мировой войне Героев Первой мировой войны Основные события Первой мировой войны Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны Кто победил в войне Антонина Пальшина – одевшись в мужское платье, воевала, была ранена, получила орден от Брусилова Летчик Нестеров – протаранил австрийский самолет и сам при этом погиб В Первой мировой войне участвовал правнук героя Севастопольской обороны адмирала Корнилова капитан Федор Корнилов Брусиловский прорыв Верденская мясорубка Битва на Марне Ютландский морской бой В 1915 г. Германия впервые применила химическое оружие Начали применяться танки Россия вышла из войны из-за революции В войне победили страны Антанты Стратегия «Инсерт» («Условные значки») I – interactive самоактивизирующая N – noting (диалоговая) «» – уже зналS – system системная разметка «+» – новоеE – effective для эффективного «–» – думал иначеR - reading & чтения и «?» – есть вопросыT – thinking размышления Стратегия «Инсерт» на уроке истории в 7 классе. Тема «Великие географические открытия и их последствия» Значки Ключевые слова  Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоеваниеКолония – территория, потерявшая независимость – Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары Графические организаторы: «Кластеры» выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде гроздиВажно в тексте, с которым работаешь:Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации. Графические организаторы: «Кластеры» Ключевое слово Категория 2 Категория 1 Категория 4 Категория 3 ЧЕЛОВЕК биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живы организмов на Земле. СУЩЕСТВО ОБЩЕСТВЕННОЕ Лишь в обществе происходило формирование таких человеческих качеств, как язык и способность мыслить. СУЩЕСТВО БИОЛОГИЧЕСКОЕ Природа создала тело человека. Это проявляется в анатомии и физиологии человека. Виды деятельности Производственная деятельность Государственная деятельность Трудоваядеятельность Игровая деятельность Военнаядеятельность Политическаядеятельность Художественная деятельность Интеллектуальнаядеятельность Отличия животных от человека Человек Способен к целенаправленно творческой деятельности. Человек Обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью. Человек способен производить орудия труда, и использовать их. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКАСпособности и дарования развиваются в процессе деятельности Прием «Фишбоун» («Рыбная кость») Проблема: Выводы: Причина: Причина: Причина: Факты: Факты: Факты: Раздробленность на Руси была неизбежна Фишбоун на уроке истории Тема: «Феодальная раздробленность на Руси» Причины распада Древней Руси Междоусобные войны и борьба за киевский престол Усиление экономической мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности Не был определен порядок наследования киевского престола Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Рост и развитие городов Процесс создания фишбоуна в 10 классе «Поражение русских войск под Нарвой» SWOT - анализ Сильные стороныstrengths Слабые стороныweaknesses Угрозыthreats Возможности Opportunities Тема/понятие/факт SWOT – анализ на уроке экономики в 9 классеТема «Типы экономических систем» эффективное распределение ресурсов;стимулирует НТП;создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность создает социальное неравенство;не решает социально-экономические проблемы (инфляция, безработица) не развиты такие отрасли как ЖКХ В результате социального неравенства возможнысоциальные потрясения в обществе;Снижение уровня обеспечения граждан общественными благами;Рыночная экономика не сможет быстро выйти из кризиса без вмешательства государства - свободный выбор поставщиков, сырья,товаров и т.п.;- многообразие форм собственности;- свободная конкуренция;использование наиболее эффективных технологий;самостоятельность производителей Рыночная экономика 逑䤂(退Ů适Ƞē~ǯЂჴՖЃ攰‚늘ѓ攰„늘…‡€їǿ́ဉ̿쎀ΈοRectangle 2Zːᗽҿ௃￿￿ԇЁྟྠhТаблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективыྡ$5ࠀ3 Ȁ逃Ƞē~ǯЂ༲逄ȁS0āǡ쎀ΈοGroup 203঍Ο쎠莩३͠͠͠䭐Ѓ!库銽ыǡᡒ�7฀搀獲支漲潄⹣浸쵚�း⾾�ﱖ⌗兎疧ࡺ蚺ꋣ婧Ⲣ⦭ꁒ퓨鏉냴뻀㻒㽒늒뢣汞荶ᨭ㦅㓘ᨵ῎憿玆曶蛠㊩抓㩌�怤鈢♱捖槲紱␵ꥁ袩霩趂ⷉ줫罟⬹㥃㑕ŧ衘呲䦌疪樱쪵攨ⴹ쭟ং䬼쪤용땏ᕪ閊桌놪친慛�垞⟳盽ꝿ菫땷刊皼쌘왛﶑仜籤䙫籋歗勲칛㳂ာ㧷坕ɣ憯뜰縃♷㬣粤궅椛艅▘먋䚼鷜멶ꕮ㴝垣ꉢ⛖荸੄훽뒾▤ģ盇픔뱣劒䊱쿨∶˂⬝᜹藗븕ꈬꑙᮃ똊뚝돹Ꙏ㪣蓅䘥㪃瘭黺ᓷ㻧㙕꾨ᯥ＀쫿줋줉⩷뎲둉쯊쭷짌럑톳둏䇊켒珉ꨂ섉ڢ碻牉倀퀭銐ࡤ릀䗩։餙⻉▉좉⁼삻헊�⢭㜱໕＀Ͽ倀͋ᐄ؀ࠀ℀ᘀ䣻쓺�ༀ搀獲搯睯牮癥砮汭佄歛ヂ縔萿�䳛委᪴م꜃飈獃䭬鎛擒ﺶ⍻៝�굊ᴯᡫᐎ駌玒꜍ᓛ྄ۈ읫Ṇ쭖꟧ꘅ痆䏼䏗䗈愌ꊟ⊆⚄튕է휃䜐譚숡霶얦蘮嫛钎ꑊ鋅䍣ඁᑽ喔徇憫︻켺쥶퍸ꪩ馇⻹䳕ퟫ纗ܽꠑ/㿢웷龍㩪�ȧ쮐;￿䭐ȁ-!库銽ыǡԘ㟘ȫ牤⽳㉥䑯捯砮汭䭐ȁ-!ﬖ煮ДЯݯ牤⽳潤湷敲⹶浸偬ՋЀЀ怀ကࣰሀစ茈㈕༏ᄀჰ쌀ࠋ＀￿＀ࠀ뼀Ȁ牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣�껂쇫戜⶞⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀椀剉횪豈ༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̊ࠐԒಣࡲFǿο଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹㇔릶ꆔ즬ᡢ隸甸옭純딥䯇�빆�婐鰴樖ꚭ矲柽氕欍㷳묷䜠湐劥轏䐘⺤鿞쬗꟢鞸퐷⭜♈쾧퇫봛Ⴢ�줮头鲂Ͼ￿䭐ȁ-!쯶оƅ଀ἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!ꊉФщȇ牤⽳潤湷敲⹶浸偬Ջ̀̀뜀ࠀༀჰꌀሀ茀爀ༀᄀ䛰ༀ蠀㸓ༀ言㘓먀ฏ开开开倀倀吀㤀謀᠓가ဏ耀"яༀഀ䳰鼀Џ܀ꄀ᠏Ā錀฀∀ȠĀꨀਏĀĀꘀ؏ࠀༀЀ�ሀ਀ࣰ܀ΐȀ挀଀⓰缀Ѐ耀쀀嘪뼅ЀЀ뼀āᔀ＀ࠀ뼀Ȁ牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣�껂쇫戜⶞⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋଀ἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!峎훵Чщȇ牤⽳潤湷敲⹶浸偬Ջ̀̀뜀଀ༀჰက爀ꌀ툀ༀᄀ䛰ༀ蠀㸓ༀ言㘓먀ฏ开开开倀倀吀㤀謀᠓가ဏ耀"яༀഀ䣰鼀Џ܀ꀀЏഀᰀꄀᨏ̀錀฀∀ȠĀ̀ꘀ؏ࠀༀЀ�ሀ਀ࣰࠀΐȀ挀଀⓰缀Ѐ耀␀嘳뼅ЀЀ뼀āᔀ＀ࠀ뼀Ȁ牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣�껂쇫戜⶞⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋똱钹겡拉렘㢖❵ⷧᓆ╽잵艋䛛撾僙㑚᚜汪귩ﵷᕧ൬㜽얻⃣קּ僥ꕮ佒�ᣫꑄ�ស뢧㞗峔䠫Ꜧᯑ슽줐⻟㓉艙ﺜ＀Ͽ倀ŋⴂ᐀؀ࠀ℀�蔀ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀觭풢豈ༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̈ಣࡲᖃ௒Fǿο଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹杖쩊ᣘᡲ빇츧�蜇윩䫐鎮䕷阱ⴎק㶃ᠽ빪㽗셎닆澶﬋닱絻쫚돲쬞咍﫪顪菟㑈ᄂ꿧铚﵃鹗୑₭侟悻ድꉣ빰퍤६全＀Ͽ倀ŋⴂ᐀؀ࠀ℀�蔀ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀밀허豈ༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̉ࠐ௒ಣ༲Fǿο଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹㇔릶ꆔ즬ᡢ隸甸옭純딥䯇�빆�婐鰴樖ꚭ矲柽氕欍㷳묷䜠湐劥轏䐘⺤鿞쬗꟢鞸퐷⭜♈쾧퇫봛Ⴢ�줮头鲂Ͼ￿䭐ȁ-!쯶оƅ଀ἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!ꊉФщȇ牤⽳潤湷敲⹶浸偬Ջ̀̀뜀ࠀༀჰꌀ툀茀㈀ༀᄀ䛰ༀ蠀㸓ༀ言㘓먀ฏ开开开倀倀吀㤀謀᠓가ဏ耀"яༀഀ䳰鼀Џ܀ꄀ᠏Ā錀฀∀ȠĀꨀਏĀĀꘀ؏ࠀༀЀ㷰䈀ਁࣰ଀ΐȀ猀଀⫰뼀ЀЀ缀Ā뼀က쀀ā쬈鰁1＀᠁᠀뼀Ȁ⌀∀�＀䀀꤀쾃倀͋ᐄ؀ࠀ℀�蔀牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣�껂쇫戜⶞⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀ᥐ캦ༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̂ಣԒಣ༲нł逌ਂs*їſƿǀࠀNj㆜ǿο#ϛǿ@莩Ϗ䭐Ѓ!쯶оƅ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹଀ἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!僠ꘙОмȇ牤⽳潤湷敲⹶浸偬Ջ̀̀뜀Ȁༀჰက爀茀爀ༀЀ㷰䈀ਁࣰഀΐȀ猀଀⫰뼀ЀЀ缀Ā뼀က쀀ā쬈鰁1＀᠁᠀뼀Ȁ⌀∀�＀䀀꤀쾃倀͋ᐄ؀ࠀ℀�蔀牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣�껂쇫戜⶞⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀ᥐ캦ༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̂ࠐ௒ᖃ௒оł逎ਂs*їſƿǀࠀNj澟ǿο#Ϝǿ@莩ϐ䭐Ѓ!쯶оƅ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹잻ᐤ㝿⸙膃ﵞ＀Ͽ倀ŋⴂ᐀؀ࠀ℀�蔀ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀؀쓦켸ༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̃ࠐԒࠐ༲оł透ਂs*їſƿǀࠀNj澟ǿο#Ϝǿ@莩ϐ䭐Ѓ!쯶оƅ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹잻ᐤ㝿⸙膃ﵞ＀Ͽ倀ŋⴂ᐀؀ࠀ℀�蔀ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀؀쓦켸ༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̃ᖃԒᖃ༲оł逐ਂs*їſƿǀࠀNj澟ǿο#Ϝǿ@莩ϐ䭐Ѓ!쯶оƅ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹잻ᐤ㝿⸙膃ﵞ＀Ͽ倀ŋⴂ᐀؀ࠀ℀�蔀ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀؀쓦켸ༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̃ࠐԒᖃԒоł逑ਂs*їſƿǀࠀNj澟ǿο#Ϝǿ@莩ϐ䭐Ѓ!쯶оƅ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹잻ᐤ㝿⸙膃ﵞ＀Ͽ倀ŋⴂ᐀؀ࠀ℀�蔀ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀؀쓦켸ༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̃ࠐ༲ᖃ༲H送ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿ Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы П – «плюс», положительные черты, достоинстваМ – «минус», отрицательные черты, недостаткиИ – «интересно», возможности для развития П М И Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы П – «плюс», положительные черты, достоинстваМ – «минус», отрицательные черты, недостаткиИ – «интересно», возможности для развития П Было интересно работать в группе над созданием небольшого проектаОригинальная работа, все понятно и интересноМы занимались творчествомПонравилось, что урок прошел в необычной форме М Не было таких моментовНемного шумно, не все группы старались на 100%Нам не достались цветные стикеры И Интересно составлять кластер, т.к. столкнулись с этим 1 разРабота в группе. И смотреть на работу других людей. Диаманта Тема (существительное)Определение (2 прилагательных)Действие (3 глагола)Ассоциации (4 существительных, переход к антонимичным понятиям)Действие (3 глагола)Определение (2 прилагательных)Антоним теме (существительное) Диаманта ЯзычествоДревнее, жестокоеПочитают, преклоняются, обожествляютМногобожие, идол – храм, единобожиеВерят, крестятся, молятсяПравославное, единоеХристианство Синквейн 1 строка – тема или предмет2 строка – два прилагательных3 строка – три глагола4 строка – фраза из четырех слов5 строка – «смысловой синоним» Синквейн Человек эпохи ВозрожденияЧеловекВсемогущий, БогоподобныйТворит, Восхищает, ВоспеваетВенец созданья – мера всех вещейТитан Россия в 1900-1917 ггРоссия царская, самодержавнаявоюет, подавляет, свергаетэпоха мировой войны, революции, гражданской смутысдвиг в российском обществе БогатствоБогатствоматериальное, нематериальноеполучать, выиграть, заработатьбогатство – вода, пришла и ушлаИзобилие Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать следующие умения и навыки: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков. сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации Выводы: