Урок литературы в 9 классе. Век нынешний и век минувший( по комедии А.С.Грибоедова Горе от ума)
Урок литературы в 9 классе по комедии А.С.Грибоедоа «Горе от ума»
«век нынешний и век минувший…»
Цели:
1) дать представление об общественном конфликте «Горя от ума» как ведущем в пьесе;
2) формировать представления учащихся о гражданственности, патриотизме, нравственных категориях
Формы, методы, приемы:
- фронтальная беседа,
- групповая творческая работа,
- работа с текстом.
Оборудование:
- компьютер;
- тексты комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа по теме урока.
Слово учителя.
Обратимся ко II действию.
– Вспомните, чем закончилось I действие. (Ответ ученика.)
А теперь послушаем знаменитый монолог Фамусова (д. II, явл. 1).
1.Выразительное чтение монолога Фамусова.
2.Беседа.
– Каково настроение Фамусова в начале монолога? Чем он обеспокоен? («Столько дел!»)
– Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя? (Воспоминания о прежней жизни, Кузьме Петровиче.)
– Какие приемы использует автор для создания комической ситуации?
Беседа по 2 явлению.
Диалог Чацкого и Фамусова.
– Кто является инициатором спора?
– Это люди одной эпохи или разных?
– Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.
– А что важно для Чацкого? Зачитайте.
– Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении? (Чацкий в пылу горячности углубляется в свои размышления, философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Опасный человек!», «Да он властей не признает!» и т. п. Возникает комическая ситуация, получившая название gwiprogwi – «кто про что».) 2.Составление таблицы «Век нынешний и век минувший» (Работа в группах)
Характеристики Век нынешний(Чацкий) Век минувший(Фамусов)
Отношение к богатству, к чинам Отношение к службе Отношение к иностранномуОтношение к образованию Отношение к крепостному праву Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению Отношение к кумовству, протекции Отношение к свободе суждений Отношение к любви Идеалы 3.Проверка.
Характеристики Век нынешний Век минувший
Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
Отношение к службе
«Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…» «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
Отношение к иностранному«И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.» «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»
Отношение к образованию «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
Отношение к крепостному праву «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?» «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»Отношение к кумовству, протекции «А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
Отношение к свободе суждений «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?» Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
Отношение к любви Искренность чувства «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»
Идеалы Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать»
-Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.
- А что важно для Чацкого? Зачитайте.
Вывод: В комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” мы наблюдаем столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором в его бессмертном произведении. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10—20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы — столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”.
Пробуждается чувство личного достоинства. Не все хотят прислуживаться , не каждый ищет покровителей . Возникает общественное мнение . Чацкому кажется , что наступило время , когда можно изменить и исправить сложившиеся крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения , появления новых гуманных идей . Борьба против фамусовых в комедии не завершилась , потому что и в реальной действительности она только началась . Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского освободительного движения . Очень верно заметил Гончаров : " Чацкий неизбежен при смене одного века другим. Чацкие живут и не переводятся в русском обществе , где длится борьба свежего с отжившим , больного со здоровым."
III.Итог урока.Домашнее задание: прочитать III действие; выучить монолог Чацкого «А судьи кто?»; продолжить заполнение таблицы.
Опережающее задание: Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».