Статья на тему Формирование нравственных качеств у младших дошкольников средствами художественной литературы
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных качеств у младших дошкольников средствами художественной литературы.
Формирование нравственных качеств личности ребенка
Актуальность проблемы:
Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщения детей к общечеловеческим ценностям (Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев). Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами.
Личностное становление ребенка начинается очень рано. В целостном процессе его развития нравственность занимает важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. Его педагогическая деятельность становится еще эффективней при активном взаимодействии с родителями.
На рубеже раннего и дошкольного детства совместная со взрослыми деятельность распадается, у ребенка появляются собственные желания, тенденции к самостоятельной деятельности, формируются отношения со сверстниками, которые строятся уже на основе приобретенного опыта поведения. В этот период взрослый выделяется как образец. Ребенок активно наблюдает за ним, за его отношением к предметному миру, окружающим людям; стремится действовать «как взрослый». Это новое отношение активизирует действия ребенка, служит основой его личностных новообразований.
Интенсивное усвоение примера взрослых, подчинение действий образцу формируют произвольное поведение, а также способствуют усвоению этических норм (то есть складывается новый тип личностного поведения). Значительная роль в этом процессе принадлежит игре как ведущему виду деятельности в развитии ребенка. Ученые Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская и другие утверждали, что развитие дошкольника зависит от сформированности игровой деятельности, ее содержательности, степени активности в ней ребенка.
Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:
четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребенка, его состояние, мотивы поступков;
создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма.
Как уже говорилось, роль взрослого в нравственном развитии дошкольника очень велика. Отношение «воспитатель – ребенок» воспринимается и переживается детьми со знаком плюс или минус. От этого зависит комфорт ребенка, его настроение, восприятие окружающего (радость, светлое, равнодушие, агрессивное, отстраненное). С помощью взрослого малыши начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия «можно», «нужно», «нельзя»; «хорошо» - «плохо», «добро» - «зло». С оценочных позиций взрослого ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе. Первоначально превалируют эмоции, определяющие действия дошкольника. Позднее с развитием произвольного поведения и усвоения норм социального поведения ребенок достигает определенного уровня самостоятельности в выборе тех или иных действий. Но тем не менее на протяжении всего дошкольного детства взрослый является руководителем процесса формирования личности ребенка.
Нравственное развитие личности – это присвоение ребенком моральных норм, обобщение и превращение их во внутренние «моральные инстанции», реализуемые поведением. Дети учатся видеть ценность в самих нравственных поступках, измерять свое достоинство способностью вести себя определенным образом, в соответствии с одобряемыми образцами поведения.
Основой нравственного развития личности является оптимальная социализация дошкольника (О.Е. Смирнова). По мнению В.П. Зинченко, Л.В. Коломийченко, В.С. Мухиной, Д.И. Фельдштейна, социализация включает познание человеком социального пространства, овладение умениями межличностного общения, приобретение нравственных качеств.
В работах Г.С. Абрамовой, А.А. Бодалева, А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой и др. отмечаются особенности психики дошкольника: ребенок начинает больше обращать внимание на себя, на свои действия, спорсобности оценивать свое поведение и результаты собственных действий, осознавать свое развитие.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственными качествами, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность формируемого качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Механизм нравственного воспитания:
(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.
Сущность и цели нравственного воспитания.
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.
Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.
И.С. Марьенко обозначил «нравственность» – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду.
«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.
Выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание.
«Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
Нравственное воспитание включает:
формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
формирование нравственных привычек.
Основные задачи нравственного воспитания:
формирование нравственного сознания;
воспитание и развитие нравственных чувств;
выработка умений и привычек нравственного поведения.
Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.
Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни
Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:
жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения;
выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.
Согласно точки зрения Лихачева Б. Т., нравственное воспитание не должно ограничиваться формальным заучиванием и отработкой привычек поведения. Лишь в реальных жизненных ситуациях, активных взаимоотношениях человека с людьми, животными, природой, в процессе сознательного нравственного выбора формируются личностно значимые нравственные ценности, которые со временем закладывают фундамент нравственности данного человека.
Итак, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Формирование нравственных качеств у младших дошкольников
В возрасте 3-4 лет произвольное поведение еще неустойчиво, но тенденции к его формированию наметились и развиваются. Волевое начало позволяет ребенку управлять своими эмоциями. Он способен преодолевать свои желания, которые могут привести к ссорам, конфликтам.
Ребенок 3-4 лет учится считаться с интересами других, терпимо относится к тому, что делает товарищ, дожидаясь очереди поиграть, умыться, занять место в столовой. С помощью воспитателя дети постепенно утрачивают свои эгоистические позиции. Они способны сочувствовать, сопереживать сверстнику.
У детей постепенно накапливаются представления о добрых поступках. Этому способствуют беседы о реальных случаях из жизни группы, чтение художественных произведений, обыгрывание различных ситуаций. Например, воспитатель может предложить ребенку выразить сочувствие: «Кукла Катя плачет. Что ты сделаешь?». Ребенок пытается утешить куклу, воспитатель при необходимости помогает. Эту же ситуацию можно обыграть в реальной жизни: как утешить плачущего товарища.
Накопление образного материала, отражающего содержание поступков, связанных с добрым отношением к окружающим, способствует его обобщению в правило. Но абстрактная формулировка правил поведения трудна ребенку для восприятия. Поэтому действие по правилу лучше сопровождать словами из известных произведений, например: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!» (К. Чуковский); «Буду делать хорошо и не буду плохо» (В. Маяковский) и др.
Приучая детей к выполнению элементарных правил, взрослые нередко сообщают только о том, как не следует поступать, но ничего не говорят о том, что надо делать в той или иной ситуации. Нельзя забывать о главном – важно научить детей правильным действиям. Поэтому, указывая на отрицательные поступки, необходимо давать образцы правильных действий.
В педагогике существует мнение, что воспитывать следует только на положительном опыте. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник считают, что биполярность нравственных понятий (добро – зло), неизбежные факты нарушения нравственных правил (сначала в силу возрастных особенностей) требуют внимания и к отрицательным проявлениям, сопровождаемым показом правильных действий. Сравнение противоположных поступков облегчает усвоение конкретных представлений о хорошем и плохом.
Ребенок четвертого года жизни неосознанно обращается к воспитателю, чтобы установить правильность собственного поведения. В его сознании часто отражается только поведение товарищей, нарушающих правила. Собственная же линия поведения выявляется ребенком только в процессе деятельности и в результате оценки его поступка взрослым.
Для игры дети нередко самостоятельно объединяются в микрогруппы на основе симпатии, которая постепенно перерастает в дружеские отношения. В этом возрасте они обычно неустойчивы, хотя иногда бывают исключения. Воспитатель может использовать симпатии детей для формирования благожелательных взаимоотношений в группе. Он должен помочь детям увидеть в своих сверстниках привлекательные черты, научить положительно оценивать добрые поступки, оказывать внимание и помощь друг другу. Это легче сделать на примере детей, симпатизирующих друг другу, одобряя их дружную игру, взаимопомощь. В результате в сознании, в эмоциональной сфере ребенка, закрепляются поступки, одобряемые взрослым и привлекательные для других детей. Малышу приятно, что его товарищи уступили, помогли ему. Это эмоциональное состояние воспитатель должен всячески поддерживать – иногда прямо, иногда косвенно – с помощью сказок, стихов (например, «Когда живется дружно, что может лучше быть! И ссориться не нужно, и можно всех любить» (С. Михалков). Такие слова могут повторять как правило, как девиз).Косвенные отрицательные оценки нежелательных поступков помогают избежать их. Так, из сказки К. Чуковского «Федорино горе» дети узнают, что быть грязнулей и бить посуду плохо. Художественные тексты позволяют использовать яркие образы для того, чтобы объяснить малышам, как нельзя поступать и как можно. (К. Чуковский «Мойдодыр»).
Представление ребенка о себе формируются на основе представлений о других, оценок воспитателя, связанных с суждениями о нравственных проявлениях товарищей. Например, видя, что дети дружно играют, воспитатель замечает: «Посмотрите, как хорошо, дружно Ира и Коля ухаживают за куклой и мишкой; они приготовили им обед и теперь кормят».
Представления ребенка этого возраста о самом себе еще очень ограничены. Это связано с уровнем развития его моральных оценок, которые относятся прежде всего к действиям других и их оценке взрослым. Сначала дошкольник идет от оценки к ситуации, а затем от ситуации к ее оценке. Здесь следует помнить, что оценка поступка, например, героя сказки, сначала определяется общим эмоциональным отношением к нему (положительным или отрицательным), а позднее именно оценка героя служит основой для возникновения к нему эмоционального отношения. Весь этот сложный процесс приходится учитывать, обучая ребенка оценке и самооценке.
Младшие дошкольники осознают себя в действии. Если ребенок совершил хороший поступок и его похвалили, этого достаточно, чтобы он считал, что он добрый, вежливый и т.д. (сначала вместо этих понятий используются слова «хороший» - «плохой»). Похвала, поощрение, награда – наиболее действенные средства подкрепления положительных поступков ребенка.
Значительное место среди представлений о самом себе, о сверстниках, воспитатель должен иметь в виду, что нравственная сторона явлений часто скрывается за предметными действиями. Например, картинка, изображающая плачущего мальчика, у которого ребенок взял мишку, объясняется малышом так: «Мальчик сидит и плачет, а другой мальчик несет мишку». То, что мальчик плачет от обиды, ребенок не выделает как главное содержание картинки.
Нельзя забывать, что на определенном этапе развития дети нередко оценивают товарищей, основываясь на своей симпатии. Игра «Выбери меня» позволяет детям задуматься над нравственными качествами своих товарищей. (Дети сидят в кругу и выбирают ведущего. Воспитатель предлагает ему выбрать того, кто помогает другим. Выбранный ребенок становится ведущим и получает «значок». Тот, кто наберет больше «значков», считается выигравшим. Когда дети усвоят правила игры, можно предложить ведущему обосновать свой выбор.
Важно, чтобы дети младшего возраста научились замечать добрые дела, заботу окружающих (близких, членов семьи, воспитателя). Можно предложить им нарисовать тех, кто о них заботится, и попросить рассказать об этих людях. Затем следует поинтересоваться, как дети заботятся об этих людях, и предложить разыграть сценку:
«Я – мама. Сегодня у меня день рождения. Сейчас утро, ты встал и идешь ко мне. Что ты мне скажешь?».
Беседы с использованием стихов, сказок, рассказов из жизни помогут воспитателю сформировать у малышей представления о том, как нужно заботиться о своих близких. (например, беседа «Мама отдыхает», «Друзья помогают»).
Положительный опыт внимательного, заботливого отношения к родным, товарищам обогащается в коллективной игровой деятельности. В игре как ведущем виде деятельности совершенствуются представления, полученные ребенком в реальной жизни, из литературы. Проявление внимания к окружающим отражается в таких коллективных играх, как дочки-матери, больница, стройка, детский сад.
Удовлетворение и радость от совместных игр способствуют формированию коллективных чувств, элементов коллективистского поведения.
Продолжая обучать детей вежливости, воспитатель постоянно следит за тем, насколько хорошо они усвоили «вежливые» слова. В этом поможет сказка «Добрая Фея»:
«Маленькая девочка Дюймовочка увидела домик, из трубы которого шел дым. Там топилась печка. Дюймовочка обрадовалась и постучала в дверь.
- Пожалуйста, пустите меня обогреться.
В домике жила добрая Фея. Она открыла дверь и увидела дрожащую от холода девочку.
- Бедная малютка, скорее иди к печке, грейся!
Дюймовочка вошла в теплый дом и поздоровалась: «Здравствуйте». Фея ей ответила: «Здравствуй, сейчас я напою тебя горячем сладким чаем». «Спасибо», - сказала Дюймовочка. Вдруг с шумом и криком в дверь влетели два гнома. «Эй, - потребовали они. – Мы хотим пить». «Уходите, - сказала Фея. – Я всегда готова помочь тем, кто в этом нуждается. Но вы ведете себя плохо, вы не умеете вежливо себя вести».
Прочитав сказку, можно поинтересоваться у детей, почему добрая Фея прогнала гномов; как надо было им поступить, чтобы о них позаботились.
В играх по сюжетам сказок и других бытовых играх воспитатель побуждает детей использовать «вежливые» слова. Это облегчает усвоение вежливых форм общения в повседневной жизни.
В решении задач нравственного воспитания помогают сказки. В младших группах необходимо учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Например, после слушания сказок «Колобок», «Козлятки и волк», «Петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Сказки знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как «козлятушки-ребятушки», «петушок-золотой гребешок», «коза-дереза» и др.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маши и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситиации; сказка «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказках «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).Программное содержание занятий по нравственному воспитанию:
обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие проявлению доброты, доброжелательности, дружелюбия. Приучать детей общаться спокойно, без крика.
продолжать формировать образ Я. Помогать детям осознавать себя. Сообщать детям разнообразные сведения, касающиеся непосредственно их («ты – девочка, у тебя серые глаза, ты любишь прыгать» и т.п.), в том числе, сведения о прошлом («не умел ходить, говорить, ел из бутылочки») и о происшедших с ними изменениях («умеешь рисовать, танцевать»). Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной, умывальной комнатах, в спальной и столовой.
Существенным направлением в развитии и воспитании нравственных качеств детей этого возраста является освоение ими на основе правил и норм нравственности противоположных слов – понятий. Так после чтения сказок необходимо приучать детей использовать в своей речи название того или иного нравственного качества (добрый – злой, трудолюбивый – ленивый, честный – нечестный и т.д.). С этой целью нужно проводить мини-беседы, разъясняя значение слов. Например, в ходе беседы о доброте, предложить сначала ответить на вопросы: Кого мы называем добрым человеком? После чего объяснить детям, что доброта – эта забота о других, которая проявляется в умении помочь.
Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон развития ребенка дошкольного возраста. Нужно воспитать у ребенка с первых лет жизни гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, уважение к людям разных национальностей.
Роль художественной литературы в формировании нравственных качеств у младших дошкольников
Художественная литература является действенным средством ознакомления дошкольников с разнообразием поступков и оценкой их нравственной значимости, в которой описываются конкретные ситуации, близкие к опыту детей, действия персонажей и последствия этих действий.
Особенности восприятия дошкольниками художественных произведений и их влияние на эмоциональное состояние детей раскрывает Л.П. Стрелкова. Произведения искусства, подчеркивает автор, не только обогащают знания ребенка о действительности, они вводят его в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий: «…ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».
По мнению Л.П, Стрелковой: « Художественная литература является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, человечности».
Детская книга рассматривается как средство нравственного воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания.
По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, как деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.
Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, — формирование будущего большого "талантливого читателя", культурно образованного человека.
Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.
Л.И. Беленькая справедливо замечает, что дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль.
Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. В.А. Левин понимает литературное развитие как одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью.
В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор; на практике знакомится с системой Мировой Библиотеки.
Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.
На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений.
''На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни'' . И действительно, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтение художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории нашей Родины – помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка .Таким образом, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся.
Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Учащиеся знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера – несправедливости, грубости и жадности.
Приобщение ребенка к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, развивает способность маленького читателя как свою жизнь проживать на множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам.
Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного нравственного воспитания дошкольников, способствует пополнению жизненного опыта последних тем самым, формируя нравственную культуру дошкольника.
Особенностью содержания сказки является её оптимизм – в сказке почти всегда добро побеждает, а зло наказывается. Поэтому общий тон сказки жизнерадостный, бодрый. Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, ёмкий художественный смысл этой сказки станет до конца понятным маленькому человеку лишь когда он вырастет. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок. Сказки помогают показать:
как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
В сказке «Теремок» рассказывается о совместной дружной жизни мухи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка. А потом пришел медведь – «всем пригнетыш» - не стало теремка. В каждой сказке есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определять свое место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе.
Сюжет сказки «Петушок и бобовое зернышко» разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, - петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. Курица – к коровушке, та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы. В конце концов, курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.
В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы она не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась – и братца унесли гуси-лебеди (сказка «Гуси – лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры – напился водицы из козьего копытца и стал козликом (сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи (сказки «Хаврошечка, «Морозко»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Волшебная сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.
В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолевать жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качества борца за справедливость.
Волшебная сказка приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению – и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни стало.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушай родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними не случилось.
Во многих сказках есть персонаж, который помогает положительному герою хранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его может спасти только глубокое размышление или удачная мысль. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии. Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь.
Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.
В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
Основоположник российской этнопедагогики Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжество правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются приходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.
Дети еще могут сочувствовать и сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Детям сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым. В каждой сказке заложен своеобразный «нравственный урок» и необходимо помочь ребенку понять, в чем он заключается, прояснить его суть, т.е. понять главный смысл сказки, тем самым заложить в душе и сознании маленького слушателя и читателя определенные моральные установки. Не зря существует поговорка «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.
Содержание сказок помогает объяснить детям значение народной мудрости, т.е. пословиц, поговорок. Например, «Что посеешь, то и пожнешь», «Лениться – да гулять – добра не видать», «Делано наспех – сделано на смех». Такие мини-беседы целесообразно проводить, например, перед организацией работы по трудовому воспитанию (наведение порядка в группе, работа на огороде, в цветнике и т.п.).
Проявлять сочувствие и сострадание к окружающему миру помогают такие вопросы, как «Кого вам жалко? Как вы дома относитесь к братьям и сестрам? Как бы я спасла братца?» (сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») или «Кому ты больше сочувствуешь: девочке или медведям? Почему?» (сказка «Три медведя»).
Некоторые сказки несут в себе значение нескольких нравственных понятий. Например, беседуя с детьми по содержанию русской народной сказки «Лисичка со скалочкой», разбираем значение таких понятий, как «честность – нечестность» - «Честно ли поступила Лисичка?», «как лиса вела себя, когда просилась переночевать?», «А когда требовала что-то отдать, как вела себя?».
В народной сказке определяется герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы – В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, П.П. Ершовым, К.И. Чуковским.
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
Сказка для ребенка – это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это – жизнь, это – приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств.
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Глава 2. Практика работы с детьми
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств
В исследованиях психологов и педагогов достаточно широко рассматривается проблема моральных чувств ребенка. Учеными подчеркивается, что моральные чувства дети выражают и проявляют во внимании к нуждам и интересам другого, в способности считаться с положением другого, выражать сочувствие к чужим бедам и радостям. Ими отмечается, что эмоциональная сфера занимает на протяжении дошкольного детства центральное место (В.В.Зеньковский); моральная активность имеет эмоциональный характер (В.В.Зеньковский); эмоции и чувства доминируют над разумом и являются пусковыми в поведении (А.В.Запорожец, А.Д.Кошелева, М.Н.Матюшина, С.Г.Якобсон).
Психолого-педагогическая диагностика нравственной воспитанности предполагает в качестве основных критериев чувства сопереживания и сочувствия. Именно они могут служить ориентиром при определении нравственной воспитанности старшего дошкольника в силу следующих причин: старший дошкольный возраст характеризуется высокой эмоциональностью и чувствительностью; поведение дошкольника определяется часто непосредственными эмоциями; данные проявления в качестве критерия вполне доступны для их обнаружения.
Методика определения уровня понимания детьми нравственных норм
Для диагностики уровня имеющихся нравственных представлений было проведено анкетирование детей по следующим вопросам:
1.Как нужно вести себя в общественном транспорте?
2.Расскажи, как ты помогаешь дома маме.
3.Как ты поступишь, если увидишь, что кто-то без надобности рвет цветы и ломает ветки?
4.Что ты сделаешь, если найдешь кладку птиц?
5.Как ты поступишь, если твой товарищ забудет дома что-нибудь из школьных принадлежностей, например, пластилин или карандаши?
Обработка результатов:
По аналогии с методикой Т.В.Комаровой и О.М.Миловой [5] проводится анализ ответов детей на заданные вопросы:
1. а) спокойно, не мешая окружающим – 3 балла;
б) требовать, чтобы тебя посадили – 2 балла;
в) капризничать или играть – 1 балл.
2. а) постоянно, определенный вид – 3 балла;
б) всегда, когда попросят взрослые – 2 балла;
в) не всегда, забываю, не хочу – 1 балл.
3. а) приглашу старших, которые потребуют прекратить портить природу – 3 балла;
б) скажу, что нельзя этого делать – 2 балла;
в) пройду и промолчу – 1 балл.
4. а) посмотрю издали и ничего не трону – 3 балла;
б) возьму яйцо, посмотрю, положу в гнездо – 2 балла;
в) унесу домой – 1 балл.
5. а) поделюсь своими принадлежностями – 3 балла;
б) закончу сам, потом дам – 2 балла;
в) не поделюсь – 1 балл.
Выводы об уровне развития:
Нахождение общего балла дает возможность распределить всех детей по уровню имеющихся у них нравственных представлений на три группы:
•высокий уровень – 15–13 баллов;
•средний уровень – 12–8 баллов;
•низкий уровень – 7–5 баллов.
Методика «Сюжетные картинки»
Эта методика предназначена для изучения эмоционального отношения детей к нравственным нормам.
Ребенку предъявляют картинки с изображениями положительных и отрицательных поступков сверстников (приложение 2).
Инструкция: Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку, и почему.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов:
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображениями как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют;
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны;
2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо;
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Описание и анализ полученных результатов
Анкетирование показало, что не все дети находят нравственно правильные ответы на задаваемые вопросы. Ответы детей зачастую однозначные и неполные. Так, например, на первый вопрос многие дети говорили, что «в общественном транспорте нужно сидеть и не вставать» (Грода В.), «ехать» (Пономарев Б.), «смотреть в окно» (Астапенко О.)
На второй вопрос о том, как ребенок помогает маме, встречались такие ответы, как «давно мыл посуду» (Кулинич А.), «мама скажет принести веник – я несу» (Мельник М.), «один раз пылесосила» (Гордиюк Л.) Встречались и такие: «мне некогда помогать» (Кузьмич В.), «я сильно устаю, поэтому дома отдыхаю» (Грода В.)
На вопрос о том, как поступишь, если увидишь, что кто-то ломает ветки и рвет цветы, дети также затруднялись дать ответ, говорили: «ушла бы» (Кравцова С.), «толкнул бы» (Кулеш Е.) Однако были и такие ответы: «вызвала бы милицию» (Малошицкая А.), «рассказала бы, что так делать нельзя, потому что им больно» (Голещихина Д.)На четвертый вопрос у детей были ответы в основном такого характера: «взял и перенес бы в дом – на веранду» (Трофимчук С.), «положу в тепло» (Кравцова С.), «забрала бы с собой» (Годуйко Е.), «сохранила» (Нестерук В.) и даже «похоронил бы» (Кузьмич В.)
На вопрос о том, как нужно поступить, в случае того, если товарищ что-нибудь забудет из школьных принадлежностей, дети в большинстве отвечали «пусть идет домой» (Годуйко Л.), «займется чем-нибудь другим» (Сковородка Г.), или же было компромиссное решение в собственных интересах «пусть подождет, пока я закончу, потом дам ему (ей)» (Бененсон В.), редко встречались ответы «поделюсь своими вещами» (Малошицкая А.)Выявив таким образом нравственные представления детей, мы определили количество баллов, набранное каждым ребенком. Был проведен анализ ответов детей на заданные вопросы по аналогии с методикой Комаровой Т.В., Миловой О.И. Результаты выполнения детьми задания оценивалась по 3-балльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставились тем детям, которые называли нравственно правильный ответ, например, на четвертый вопрос, ставилось три балла тем детям, которые отвечали, что, найдя кладку яиц, трогать их не будет, только посмотрит издали. Оценка «2» – средний уровень – ставилась за ответы, которые не полностью подчинялись нравственным нормам, или же за принятие компромиссного решения, как в вопросе 5: «сначала сделаю и закончу свою работу, потом поделюсь с товарищем». Оценка «1» – низкий уровень – ставился тем, кто не смог ответить с позиции нравственности на поставленный вопрос.
Данные анкетирования и диагностики эмоционального отношения детей к нравственным нормам по методике «Сюжетные картинки» были занесены нами в таблицу 1 (приложение 1).
Итак, из таблицы 1 следует, что большая часть дошкольников – 25, что составляет 62,5%, имеют средний уровень нравственных представлений. Детей этого уровня отличают недостаточно полные, однообразные нравственные представления, они не всегда обнаруживают понимание необходимости быть нравственно воспитанным.
11 детей (27,5%) имеют низкий уровень представлений о нравственных нормах. Отвечая на вопросы беседы, эти дети показали полное отсутствие нравственных представлений, непонимание необходимости быть нравственно воспитанным как дома, так и в общественных местах.
И только у 4 детей, что составляет 10,5%, зафиксирован высокий уровень нравственных представлений.
С заданиями, предусмотренными методикой «Сюжетные картинки», дети справились гораздо хуже. Мы получили данные, свидетельствующие о различном отношении дошкольников к моральным нормам:
•только одна девочка, что составляет 2,5% (Малошицкая А.), получила 3 балла, т.к. обосновывала свой выбор, эмоциональные реакции ее были адекватными и яркими; она сумела определить и назвать такую моральную норму, как «вежливость» (по серии картинок II);
•2 балла получили только 11 (27,5%) детей – Астапенко О., Голещихина Д., Гордиюк Е., Кондратюк В., Корнелюк М., Кулинич А., Леонович И., Лобня С., Пономарев Б., Хвалько О. и Яцкевич С. Эти дети правильно раскладывали картинки, пытались обосновать свои действия. Однако, хотя эмоциональные реакции были адекватны, выражены они были слабо;
•большинство детей – 28 (70%) – получили всего по 1 баллу, т.к. правильно раскладывая картинки, эти дети так и не смогли обосновать свои действия; эмоциональные реакции их были неадекватными. Так, например, Кузьмич В., рассматривая картинку, на которой два ребенка дерутся, стал смеяться, а на картинке, где девочка угощает подруг пирогом, заявил, что он бы все съел сам, т.к. в этом случае ему досталось бы больше пирога.
Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования мы приходим к выводу, что у основной массы детей сложились первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы. Однако, эмоциональное отношение старших дошкольников к нравственным нормам далеко не всегда адекватно. Это связано с тем, что, хотя в этом возрасте у детей и возникает сознательная нравственность, нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением.
Итак, мы считаем, что данные исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что первые нравственные представления у детей старшего дошкольного возраста в основном сложились, однако в связи с тем, что знаемые нравственные нормы не сразу начинают руководить поведением ребенка, эмоциональное отношение к ним не всегда адекватно.
2.2. Методика формирования нравственных качеств у младших дошкольников средствами худ. литературы
Методика работы со сказкой
Отбор литературного материала
Важным условием выбора той или иной сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки – кульминации.
Формы организации
игровые занятия;
комплексные занятия;
самостоятельная игровая деятельность детей;
самостоятельная продуктивная деятельность детей;
экскурсии;
праздники.
Методы и приемы
элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры – экспериментирования с предметами и материалами;
моделирование сказочных сюжетов;
творческие задания;
пластические игры и упражнения;
элементы драматизации.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как личности дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими сказками для детей и на этой основе решает комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Она привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием.
Необходимо воспитывать у детей избирательное избирательное отношение к произведениям, умение ориентироваться в мире сказок. Так же нужно выбрать правильное отношение к сказке и чтению; воспитывать навыки совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста.
Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.
Сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания (помочь запомнить сказку, глубже пережить ее).
Прием формирования восприятия сказки – выразительное чтение. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, - выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).
Если после первого чтения сказка уже понятна детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие (показ игрушек, иллюстраций, картинок, элементы инсценировки, движения пальцами, руками).
Словесный прием используется, когда детям непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация – рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки.
2.3. Пример используемых форм работы с детьми
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по формированию нравственных качеств дошкольников
посредством народной сказки
2 младшая группа
Тема: «Путешествие в сказку»
Программное содержание:
1. Активизировать речь детей, побуждать к высказыванию в виде полных предложений.
2. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев рук, формировать образное мышление, чувственное восприятие.
3.Формировать через сказочные образы нравственные убеждения: живи дружно, помогай в беде, пожалей, посочувствуй. Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим.
4. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, чувство ответственности за всё, что нас окружает.
5. Формировать познавательный интерес к художественной литературе, создать атмосферу радостного настроения.
Материал:
•фланелеграф, надпись «колобок»;
•опорные картинки по сюжету сказки (колобок, дед, баба, волк, заяц, медведь, лиса);•игрушки: колобок, заяц, медведь, лиса;
•декорации: ёлки, горка для медведя;
•пластилин оранжевого цвета для лепки колобков, доски, салфетки.
Предварительная работа:
Рассказывание детям русской народной сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к произведению, ответы детей на вопросы по содержанию сказки.
После слушания сказки предложить детям повторить песенки действующих лиц.
Цель: знакомить детей с красочностью и образностью родного языка.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в сказку. После того, как воспитатель получает согласие детей, все вместе отправляются в путешествие на паровозике.
Проводится игровое упражнение «Паровоз»:
Паровоз кричит «Ду-ду», (дети выполняют круговые движения руками)
Я – «Иду-иду-иду». (руки у пояса, имитируют движения колёс паровоза)
А вагончики стучат, (стучат кулачками тыльной стороной)
А вагоны говорят: - «Так-так-так!»
1 часть
Воспитатель: Мы попали с вами в сказку. А как называется эта сказка? Отгадайте загадку:
Покатился – нет и следа,
У него румяный бок.
Обманул он бабу, деда…
Кто же это?...Дети: Колобок!
Воспитатель: А нас уже встречают. Посмотрите, кто это? (перед детьми на фланелеграфе изображения деда и бабы)
Дети: дедушка и бабушка.
Воспитатель: Какой дед? Какая баба?
Дети: Старенькие, слабенькие…
Воспитатель: А какие чувства мы должны проявлять к старшим?
Дети: Должны заботиться, любить, помогать им.
Воспитатель: Правильно, ещё нужно уважать труд старших. Бабушка пошла: «по амбару помела, по сусеку поскребла, набрала муки горсти две. Замесила бабка тесто, да и испекла колобок».
Достаёт игрушку – колобок.
Воспитатель: Какой колобок? Даёт детям игровое задание: «Придумай вежливое слово колобку». Предлагается, передавая игрушку колобок друг другу, поздороваться с колобком и сказать ему приятные слова.
Дети: «ты красивый», «ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький», «румяненький», «нежный», «любименький» и т.д.Воспитатель: Какой колобок хорошенький! Да вот беда, непослушный он получился у бабушки с дедушкой. Лежал себе на окошке, лежал, да и покатился в лес. Хорошо колобок поступил?
Дети: Нет, не спросил разрешения, в лес ходить нельзя без взрослых.
Воспитатель: Взрослых надо слушаться. Но наш колобок очень хотел пойти в лес погулять. Покатился по дорожке в лес. Катится колобок, а на встречу ему зайчик идёт.
Воспитатель: Какой зайчик?
Дети: Маленький, всех боится.
Воспитатель: Что сказал зайчик колобку?
Дети: Сказал, что съест его…
Воспитатель: А колобок и говорит зайчику: «Не ешь меня, я с тобой поиграю».
2 часть
Воспитатель и дети проводят игру «Зайка беленький сидит»:
Зайка беленький сидит, (сидя на корточках, имитируют движения)
И ушами шевелит, (движения руками у головы)
Вот так, вот так, и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, (дети встают, хлопают в ладоши)
Надо лапочки погреть, вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, (дети прыгают)
Надо зайке поскакать, вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
3 часть
Воспитатель: Зайчику очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его. Катится колобок дальше, а на встречу ему… Кто?
Дети: Серый волк!
Воспитатель: Какой волк?
Дети: Страшный, злой, зубастый.
Воспитатель: Что сказал волк колобку?
Дети: Я тебя съем!
Воспитатель: А колобок и говорит: Не ешь меня, давай с тобой дружить. А дети тебе других колобков слепят.
Дети лепят колобки.
Воспитатель: Волку понравились ваши колобки, и решил он не есть нашего колобка. Отпустил он его.
Катится колобок дальше по тропинке, а на встречу ем… Кто?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Какой медведь?
Дети: Большой, косолапый.
Воспитатель: Что сказал медведь колобку?
Дети: Сказал, что съест его.
Воспитатель: Колобок говорит медведю: не ешь меня, дети с тобой в прятки поиграют.
Дети играют с медведем в прятки.
Воспитатель уточняет месторасположение медведя (под ёлкой, на горке, под горкой).
Воспитатель: Медведю очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его.
4 часть
Катится колобок дальше, а на встречу ему лиса идёт.
Воспитатель: Какая лиса?
Дети: Хитрая, рыжая.
Воспитатель: Что сказала лиса колобку?
Дети: Колобок, колобок, я тебя съем.
Воспитатель: А колобок говорит: не ешь меня, я тебя за это похвалю.
Воспитатель предлагает детям похвалить лисичку, что бы она не ела колобка.
Дети хвалят лису (хорошая, красивая, весёлая, умная, рыженькая)
Воспитатель: Хоть вы, ребята, и похвалили лису, она всё равно съела нашего колобка. И даже его весёлая песенка не помогла ему уйти от лисы.
Воспитатель: Весёлый и задорный колобок был так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе.
5 часть
Дети и воспитатель отправляются обратно в детский сад на паровозике:
Едет, едет паровоз,
Две трубы, сто колёс,
Чу-чу-чу-чу, далеко я укачу!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в сказке «Колобок».
Ответьте мне: Какой герой сказки самый добрый?
Дети: Колобок.
Воспитатель: А какой злой? Хитрый?
Дети: Волк – злой, а лиса – хитренькая.
Воспитатель: Кому в этой сказке нужно помочь в беде? Кого пожалеть?
Дети: Колобка.
Воспитатель: Кто не послушался старших? И что из этого получилось?
Дети: Колобка съела лиса.
Познакомить детей с пословицами и выражениями к сказке:
«Доверчив будь, но меру знай. Кто слишком льстит, с тем не зевай!»
«Не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен слишком»
(поговорить с детьми о значении слов «с лишком», «слишком»).
Самоанализ занятия
Занятие было проведено с детьми младшей группы, присутствовало 14 детей.
Цель – воспитание нравственных убеждений посредством народной сказки «Колобок».
Тип занятия – комплексный. Все этапы были взаимосвязаны, подчинены заданной теме. Чтобы предотвратить утомляемость, так как детки маленькие, была продумана смена вида деятельности. На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.
В ходе работы использовала следующие методы:
1.Словесный (при создании игровой мотивации; диалоги Колобка со зверями; в подвижной игре; ответы на вопросы по содержанию сказки).
2.Наглядный метод использовался при рассматривании картинок героев сказки в начале путешествия.
3.Практический метод – это выполнение творческого задания: лепка колобков волку.
Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с возрастом группы.
На занятии обучение построила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Путешествуя по сказке, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон, повысила речевую активность и сохранила интерес детей на протяжении всего занятия.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что детям было интересно путешествовать по сказке, они были внимательны и организованы. Старалась привлекать к игре всех ребят, особенно нерешительных и стеснительных.
Поставленные мной задачи были выполнены. Детям очень понравилась практическая часть – когда они лепили колобки (всем хотелось слепить не один, а несколько колобков).
Дети порадовали меня своей любознательностью и добротой .В конце занятия у детей возникла проблема: они не совсем поняли пословицы и выражения к сказке и не смогли их повторить. На последующих занятиях я старалась вспоминать с детьми эти пословицы и объяснять их смысл. Но все же детям они давались с трудом. И сейчас, уже в старшей группе, только двое-трое детей знают пословицы.
Нравственный урок: сказка «Колобок» весьма многогранна. Колобок в ней ассоциируется с ребенком. В сказке говорится и о том, что нельзя есть слишком горячую еду, и нельзя оставлять детей без присмотра, а детям нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям. Встречая на своем пути преграды, Колобок пытается хитростью их избежать. Но в последний момент Колобок так уверился в своей ловкости и расхвастался этим перед лисой, что и сам оказался пойманным на хитрость. Так что на любую хитрость найдется еще более изысканная хитрость.
Список литературы
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2001.
Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1988.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет. Конспекты занятий. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1984.
Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире//Дошкольное воспитание, 2001.
Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. Кошелевой А.Д.. – М., 1985.
Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка//Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. Кошелевой А.Д. – М., 1985.
Усова А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре//Роль игры в воспитании детей/Под ред. Запорожца А.В. – М., 1976.
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2007.
Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М., 1984.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология: Учеб. пособие. – М.: Университетское, 1988.
Ахунджанова С.В. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности/Дошкольное воспитание, 1983.
Зосимович А.В. Критерии нравственной воспитанности//Хрестоматия по педагогике. – Барнаул, 1999.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1989.
Братусь Б.С. Нравственное воспитание личности. – М., 1985.
Колесов Д.В. Психологические основания нравственности//Хрестоматия по педагогике. – Барнаул, 1999.
Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М.: Наука, 1974.
Давыдова В.В. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.
Дубровина И.В. Мы живем среди людей: Кодекс поведения. – Политиздат, 1989.
Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001.
25. Мухина В.С. Психология дошкольника, Москва, 1975г.
26. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995г.