Проблема наркотической зависимости в подростковой среде


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черёмухинская основная общеобразовательная школа»

Проблема наркотической зависимости в подростковой среде.
Педагог- психолог: Тасымова Лариса Зулхарнаевна2014 год
Проблема наркотической зависимости в подростковой среде.
Сегодня страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – все это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослого человека. Особенно же сложно в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на жизнь только формируется. Возникает желание уйти, «спрятаться» от жизни, почувствовать себя в безопасности. Наркотики же создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности», на время дают возможность испытать чувство психологического комфорта, благополучия. Поэтому основные усилия по борьбе с наркоманией должны быть сосредоточены на формирование «внутренних» антинаркогенных барьеров, воспитании у подрастающего поколения личностной устойчивости к наркогенному соблазну.
Характерной чертой подросткового возраста, способствующей приобщению к наркотикам, является повышенная внушаемость, склонности к группированию и подражательным действиям.
Эксперты Всероссийского общества здравоохранения (ВОЗ) заявляют, что среди молодых людей, потребляющих наркотики, чаще всего действуют следующие мотивы:
Удовлетворение любопытства. 75,3% всех потребителей наркотических веществ впервые попробовали их из подражания или любопытства. Многие подростки пробуют наркотики, не считая наркоманию чем-то предосудительным. То есть они даже на представляют себе той опасности, которую таит в себе наркотики.
Подражание. Подросток, попадая в компанию, как правило, ориентируется на поведение лидера компании. И если кто-то из компании, а тем более лидер, потребляет наркотики, подросток старается попробовать их тоже. Тем самым он как бы утверждает свою принадлежность к данной группе. Почти1/3 подростков, впервые попробовавших наркотик или одурманивающее средство, сделали это, подражая своим авторитетам.
Влияние определенной «моды» на наркотики в кругу молодежи. В возникновении такой «моды» главную роль играет абсолютная неосведомленность молодых людей относительно наркотиков и их влияние на организм.
Крушение идеалов и духовно-нравственных ориентиров. Безыдейность и бездуховность - вот та благоприятная почва, на которую приживаются многие пороки человеческие, в том числе и наркомания.
Наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему. Поэтому вопросы профилактики наркомании тесно связаны с задачами нравственного воспитания, помогающими развивать у подростков ценностные установки к здоровому образу жизни.
Профилактика наркомании среди подростков является неотъемлемой частью всей системы и должна обеспечивать решение не только собственно антинаркогенных, но также и общих задач воспитания. Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды имеет актуальное значение, поскольку рост наркомании достигает в настоящее время угрожающих размеров.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черёмухинская основная общеобразовательная школа»

Проблема наркотической зависимости в подростковой среде.
Педагог- психолог: Тасымова Лариса Зулхарнаевна2014 год
Наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему. Поэтому вопросы профилактики наркомании тесно связаны с задачами нравственного воспитания, помогающими развивать у подростков ценностные установки к здоровому образу жизни.
Основными моментами в профилактической работе среди подростков являются:
- обучение подростков умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям; -формирование у подростков отрицательного отношения к наркотикам и последствиям их употребления.
Анкета (изучение мнения подростков по проблемам зависимостей)
Ваш пол: ___жен; ____ муж
Ваш возраст: ______ лет.
Нужно ли лечить пристрастие к табаку? ___ да; ___ нет.
Приводит ли употребление «травки» к формированию наркотической зависимости? ____ да; ____ нет.
Являются ли безобидными единичные пробы наркотика?
__ да; __ нет.
6.Может ли употребление пива привести к формированию наркотической зависимости? ___ да; ___ нет.
7.Считаете ли вы тревожным фактором употребление спиртных напитков 2 раза в неделю? ____ да; ____ нет.
Спасибо за сотрудничество!
Анкета является частью исследования для выявления отношения учащихся к ЗОЖ (здоровому образу жизни).
Занятие первое. Самопознание – осознание своего «Я».План занятия.
Приветствие ведущего. Правила работы на занятиях.
Заполнение анкеты участника занятий.
Игра «Знакомство».
Упражнение «Мы похожи…».
Упражнение «Интервью».
Упражнение «Умею ли я оказывать внимание другим».
Теория. Окна Джогари.
Методика неоконченных предложений «Ответственность».
Разминка «Самохронизация».
Упражнение «Кто я?».
Прощание. Упражнение» Мне сегодня…».
Занятие второе. Я и наркотики: моё отношение к проблеме наркомании.
План занятия.
Приветствие. Упражнение «Мировое приветствие».
Введение в тему занятия.
Упражнения «Чувства».
Упражнения «Марионетка».
Упражнение «Табу».
Упражнение «Тосты».
Упражнение «Портрет наркомана».
Методика неоконченных предложений «Зависимость».
Упражнение «Скульптура зависимости».
Упражнение «Шахматы».
Упражнение «Слепой поводырь».
Упражнение «Шприц».
Прощание. Упражнение «Мне сегодня…».
Третье занятие. Я и наркотики: мое отношение к проблеме наркомании( продолжение темы). Умение противостоять чужому давлению ( отработка уверенного поведения)
План занятия.
Приветствие. Упражнение «Пожелания».
Упражнение «Мифы».
Упражнение «Телевизионный ролик».
Ролевая игра.
Введение в занятие. Умение противостоять чужому давлению (отработка уверенного поведения).
Упражнение «Цвет настроения».
Проводится дискуссия «Кого мы считаем знакомыми, а кого - друзьями».
Мозговой штурм. «Осмысление причин, по которым люди становятся членами той или иной неформальной группы».
Алгоритм двух «О».
Дискуссия «Нужна ли мне группа, если она принесет не пользу, а вред».
Упражнение «Заверши высказывания».
Прощание. Упражнение «Комплимент».
Четвертое занятие. Формирование образа будущего.
План занятия.
Приветствие. Упражнение. «Я хочу тебе подарить».
Введение в занятие. Методика незаконченных предложений «Мой жизненный выбор зависит от …».
Упражнение «Ценности».
Методика «Моя линия жизни».
Упражнение «В чем мне повезло в этой жизни».
Ролевая игра «Встреча через 10 лет».
«Перспективный рисунок «Наша группа».
Заполнение анкеты участника тренинга.
Прощание. Упражнение «Связующая нить».
Пятое занятие. Подведение итогов.