Урок чтения на тему: Русская народная песенка Козёл 3 класс
ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нурлатская специальная (коррекционная) школа-интернат VΙΙΙ вида»
Урок чтения на тему:
«Козёл» русская песенка»
3 класс
Назарова Т. М.
2014-2015
Открытый урок чтения в 3а классев соответствии с ФГОС
Работу выполнила:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Назарова Татьяна Михайловна
Октябрь, 2014г.
Тема урока: «Козёл» Русская песенка
Планируемые результаты:
Предметные: Совершенствовать читательские умения работы с текстом: учиться отвечать на вопросы по тексту, определять литературный жанр произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; строить понятные для партнера высказывания, воспитывать умение дружно, согласованно работать с одноклассниками в парах; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: средствами художественного произведения формировать у учащихся умения видеть хорошие поступки; давать нравственно-этическую оценку героям рассказа, высказывать при этом своё отношение, мнение и позицию к событиям, происходящим в тексте;
Учить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей.
Тип урока: комбинированный.
Тема: «Козёл» (Русская песенка).
Цель: познакомить с содержанием произведения, заинтересовать учащихся чтением через разнообразные виды деятельности.
Задачи:
Образовательная:
-совершенствовать навык правильного слогового чтения,
-умения работать над содержанием текста, используя вопросы;
-продолжать учить пересказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.
Коррекционно-развивающая:
- развитие мыслительных процессов:
-произвольного внимания, фонематического, зрительного восприятия;
-развитие коммуникативной компетенции (умение оформлять свои мысли в устной речи)
- развитие речевой деятельности: расширять и активизировать словарный запас
Воспитательная: воспитание уважения к истокам культуры своего народа,
Оборудование: мультимедийная система; учебник Чтение 3 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (автор составитель С. Ю. Ильина), М. 2011 г.; иллюстрации, книги «Сказки, загадки, потешки, пословицы, скороговорки». Толковый словарь русского языка С. Ожегова, В. Даля.
Ход урока.
1. Организационный этап:
Организация положительных мотивов на начало урока.
Левая рука вверх
Правая рука вверх
Руки в стороны, накрест
В стороны, вниз
Две ладоши хлопают
Ноги быстро топают
Тук, тук, тук
Делаем большой круг
Руки вверх
Пальцы сжали, разжали
Руки медленно вниз опустили
Сядут те, у кого день рождения в сентябре, в октябре, в ноябре.
Сядут те, у кого день рождения чётное число, а потом нечётное число.
Отчет дежурного: число, день недели, урок.
Слайд 1
- Назовите, время года?
- Назовите осенние месяцы?
- Вам нравится урок чтения?
- Почему вам нравится урок чтения?
Слайд 2
Девиз: «Чтение – лучшее учение»
Пожалуйста, прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня всё получится.
ΙΙ этап. Мотивация учебной деятельности учащихся:
а) Артикуляционная гимнастика
Чтобы наш язык хорошо работал выполним для этого следующие задания:
1) «Улыбка» – губы растянуты в улыбке так, чтобы зубы не были видны.
2) «Заборчик» – верхние и нижние зубы обнажены в улыбке.
3) «Почистить зубки» - при закрытом рте круговыми движениями провести языком между губами и зубами.
4) «Часики» - узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта.
5) «Футбол» - рот закрыт, языком упираться попеременно, то в одну щеку, то в другую.
Бро – бро – бро – делайте добро.
Слайд 3
д) Скороговорка: прочитать, расскажите друг другу
Утром рано два барана заиграли в барабаны
б) Дыхательное упражнение:
- Мы подуем далеко,
- Мы подуем близко,
- Мы подуем высоко,
- Мы подуем низко.
IIIэтап. Проверка домашнего задания.
Что было задано на дом?
Хоровое рассказывание шведской песенки. Работа в парах. Рассказ песенки друг другу по одному куплету.
С каким произведением работали?
IV этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слайд 4
Назовите раздел, по которому читаем произведения
«Верные помощники»
Ученики рассказывают, что такое «Устное народное творчество»
Vэтап. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
Рассмотрите картинки. Кто изображен на иллюстрациях? Что делают герои?
Как вы думаете, кто главный герой? Почему?
Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Как оно называется, мы узнаем, отгадав загадку.
(Слайд 4.)
Загадка
1.С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова… (Коза)
Слайд 5.
Сформулируйте тему урока.
Тема урока: «Козёл» Русская песенка ( песенка отличается тем, что в ней присутствуют повторы куплетов)
Узнаем, чему будем учиться на уроке. Попытаемся сформулировать цель урока Для этого закончим предложения:
Будем развивать читательские умения работы с…(текстом) Учиться отвечать на … (вопросы)
Задачи:
определять в героях положительные … (качества)
Давать оценку… (героям песенки)
Vэтап. Первичное усвоение знаний.Слушание в грамзаписи «Козёл. Русская песенка»
Слайд 6.
Работа над восприятием текста.
Эмоционально-оценочная беседа
- понравилось произведение?
- какой момент вам особенно понравился?
Почему?
Оправдались ли наши предположения, что козёл трудолюбивый.
Козёл. Как пишется это слово с буквой «о» или «а»? Как перенести это слово с одной строки на другую? Ко - зёл. Это домашнее или дикое животное?
Физкультминутка
Слайд 7.
Словарная работа: Какие слова были непонятными?
«при- у- жах- нул- ся - очень сильно испугался» чтение слова по слогам
Работа со словарями С. Ожегова, В. Даля
5. Вторичное закрепление. Чтение песенки. Работа над содержанием текста по вопросам стр.42
Игра: «Голова – хвост» (учитель начинает слово, а ученики продолжает читать дальше)
е) выборочное чтение: соотнеси иллюстрацию с текстом
ё) пересказ текста: что было сначала, потом, чем закончилась
ж) чтение по ролям
з) словесное рисование
Какую картинку вам хотелось бы нарисовать к этому тексту?
7. Физкультминутка для глаз (бабочка на указке)
Работа с карточкой №1. Работа в паре.
Найти и подчеркнуть слова, характеризующие козла.
Найти и отметить кружочком слова, характеризующие зайца.
Найти и отметить х слова, характеризующие лису.
Работа с карточка №2.
Групповая работа по рядам. Вам нужно собрать пословицу, которая выражает главную мысль песенки. Образуйте круг со своей группой, обсудите, какая получится пословица.
Представьте себя артистами на сцене: изобразите козла, зайца, лису.
8. Итог урока: с каким произведением вы познакомились на уроке?
Кто герой этого произведения? Герой положительный, отрицательный? Какие качества героя вы взяли себе в пример?
Рефлексия:
Сейчас вы оцените свою работу. Перед вами лежат осенние листья. Поставьте себе оценку на листочке и покажите. Что вы ощущаете, когда хорошо выполните работу? (удовлетворение, хорошее настроение, вдохновение на другие дела.)
Я сегодня узнал…
Мне понравилось..Мне пригодится в жизни…
Мне было не очень интересно…
9. Домашнее задание: выразительное чтение песенки стр.42-43
10. Оценки учащихся и классу: аргументировано
Содержание урока соответствует программе УМК «Планета знаний», которая предполагает не только ориентацию образования на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных возможностей.
Главные задачи, которые я ставила перед собой, были следующие:
Образовательная: обобщение знаний учащихся о жанрах устного народного творчества; обогащение словарного запаса учащихся, формирования творческой фантазии.
Развивающая: развитие коммуникативной компетентности (умение оформлять свои мысли в устной речи, готовить публичное выступление, отвечать на вопросы, оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры);– развитие информационной компетентности (умение точно излагать полученную информацию обобщать, группировать факты по признаку, представлять результат своей деятельности в доступной, понятной манере, делать выводы на основе обобщения знаний);
- развитие интереса к предмету, чтению,
– развитие памяти, артистических способностей,
Воспитательная: – воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа.
На уроке я разнообразила виды работы:
- фронтальная работа (повторение знаний об устном народном творчестве и его жанрах);
-самостоятельная работа (подготовка сообщений, изготовление учебных пособий)
- индивидуальная работа (инсценировка и театрализация позволяют отработать творческие умения детей и развить их эмоциональность);
- работа в группах (игра «Собери пословицу» развивает коммуникативные навыки, пополняет словарный запас детей);
-домашнее задание носит творческий характер, способствует закреплению знаний о жанрах устного народного творчества.
На уроке использую игровые технологии и технологию проектного обучения.
Игровые технологии. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учить логически мыслить и фантазировать. Она даёт заряд хорошего настроения и делает учебный процесс интересным и увлекательным. Игра помогает воспитывать чувство коллективизма, сопереживать, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей (работа в группах).
Технология проектного обучения. УМК «Планета знаний» предлагает учащимся выполнение проектной деятельности. Работа над проектами способствует расширению кругозора учащихся по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, развивает творчески. В первом и втором классах работа над проектами носит исключительно добровольный характер. Роль учителя - консультировать, координировать работу учащихся, стимулировать их деятельность. Роль родителей - оказание помощи детям.
В конце урока провожу рефлексию, которая помогает мне понять, эмоциональный тонус урока (общение детей друг с другом, а также отдельных рабочих групп) и сделать вывод, что многообразие форм работы, смена мыслительных действий, позволяют мне решить поставленные на уроке задачи.
Конспект урока литературного чтения во 2-ом классе по УМК «Планета знаний» с компьютерной поддержкой.
Тема: «Устное народное творчество»
Тип проекта: ролево-игровой, творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники: ученики 2 класса.
Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей об устном народном творчестве.
Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д.).
Цели:
- расширить кругозор учащихся по народному творчеству;
- извлекать информацию, относящуюся к теме;
- сотрудничать друг с другом при выполнении проекта.
Работа над проектом:
Учащимся предлагается поучаствовать в проекте «Устное народное творчество». Учитель поясняет цели данной работы, обсуждает с учениками конечный результат, методы и приёмы его достижения.
Согласившись на участие, ребята включаются в работу. Выполнение проекта проходит поэтапно. Учитель консультирует, предлагает, направляет.
Этапы:
1-й этап: изучение соответствующей темы на уроках литературного чтения;
2-й этап: выставка книг – произведения разных народов, разных жанров;
3-й этап: выставка рисунков на тему «Русские народные сказки», «Нарисуй пословицу»;
4-й этап: выставка поделок, связанных с содержанием фольклорного произведения;
5-й этап: работа в группах (каждая группа готовит задания: подбирают загадки, изготавливают книжки-малышки «Загадки», «Пословицы», инсценируют русскую народную потешку «Тень- тень-потетень», инсценируют русскую народную сказку «Колобок».
6-й этап: защита проекта по теме «Устное народное творчество»
- Здравствуйте, гости дорогие!
- Веселья вам да радости!
- Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.
- Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.
- Удобно ли вам, гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило?
- Если все готовы – отправляемся в путешествие по необычной стране. Тема нашего урока: «Устное народное творчество», на котором вы продемонстрируете своё творчество и работу над проектами.
Слайд №1
- Сегодня у нас урок, на котором вам не понадобятся учебники, а только ваши знания и смекалка.
- Давайте вспомним, что такое устное народное творчество, как вы его понимаете?
Слайд №2
- Каким ещё словом мы можем назвать устное народное творчество? (фольклор)
- Какие жанры устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их. Молодцы!
Слайд №3
- Посмотрите на схему нашего путешествия. Путешествовать мы будем по станциям.
- Какие сказочные средства передвижения вы знаете? (Ковёр-самолет, метла, ступа, летучий корабль).
- На чем ездил Емеля? (На печи)
- Мы тоже с вами будем путешествовать на печи.
Слайд №4.
- Кто помнит заклинание, которое произносил Емеля?
- Чтобы добраться до первой станции, нам тоже необходимо произнести это заклинание.
По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь на первую станцию «Загадки».
Слайд №5
- Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать.
- Для этого конкурса загадки подготовила 1-ая группа. Послушаем.
Слайд №6
- Загадка – вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки.
- Загадки были на Руси в глубокой древности.
- Загадки – это и игра, и состязание, развлечение и учение. Загадки любят взрослые и дети.
- В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа.
Большой подсолнух в небе,
Цветёт он много лет,
Цветёт зимой и летом,
А семечек всё нет. (Солнце)
Слайд № 7 – появляется солнце, затем следующие отгадки.
Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок,
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт. (Петух)
У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт. (Кошка)
У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней? (лиса)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
- Вы отлично умеете отгадывать загадки. Однако на следующей станции вам придётся хорошенько подумать.
Произносим заклинание и отправляемся на станцию «Пословицы»
Слайд № 8
Послушайте ребят 2-ой группы.
Слайд №9
- Пословица – это краткое образное выражение с поучительным смыслом, например: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
- Каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет.
- Ребята 2-ой группы подготовили для нас трудное задание.
Игра «Собери пословицу». Для каждой пословицы найти концовку, один человек из группы прочтёт полученную пословицу и объяснит смысл.
(Каждой группе раздаются конверты с разрезанными пословицами, их необходимо собрать.)
Слайд №10
-Справились с пословицами, отправляемся в путь дальше.
- Проговариваем заклинание и попадаем на станцию «Потешки»
Слайд №11
- Послушаем ребят 3-ей группы.
Слайд №12
ПОТЕШКА - жанр устного народного творчества. Потешка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом и является главным, ведет за собой жест.
Ребята покажут своё задание. (Инсценировка русской народной потешки «Тень-тень, пототень…»Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялась лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди догоняй-ка!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Похвалялись ежи:
- У нас шубы хороши!
Физминутка! (под р.н.)
Эй, ребята, выходите,
Пляску русскую начните!
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной!
Эх, раз, ещё раз,
Поклонимся мы сейчас.
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!
- Молодцы! А сейчас мы попадём на самую любимую всеми станцию «Сказочная».
Слайд №13 Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые.
Проверим, как вы знаете сказки. Внимание на экран, игра «Угадай сказку»
Слайд № 14, 15,16,17,18,19.
А теперь, посмотрим, как выполнила своё задание 4-ая группа.
Инсценировка сказки «Колобок».
К о л о б о к
Автор: Жил старик со своей старушкой
В маленькой лесной избушке.
Попросил однажды дед:
Дед: - Испеки-ка на обед
Колобок румяный, вкусный!
Раньше ты пекла искусно.
Автор: По сусеку помела
Крылышком старушка.
Горсти две муки нашла-
Больше-то не нужно.
Соль добавила, песок,
Ложки две сметаны.
Славный вышел Колобок,
Пышный да румяный.
Бабка: - Погоди-ка, дед, чуток.
Пусть остынет Колобок!
Автор: Непоседе-Колобку
Стыть бы на окошке.
Но решил он
Колобок: - Убегу! Разомнусь немножко!
Автор: Прыг с окошка – и в лесок.
Вот ведь шалунишка!
На тропинке Колобок
Повстречал зайчишку.
Зайчик: - Я полакомлюсь тобой!
Я с утра не кушал.
Колобок: Что ты? Погоди, косой!
Песенку послушай:
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
Велика зайчишке честь –
Колобок румяный съесть!
Автор: Прикатился по дороге
Волку серому под ноги.
Облизнулся серый волк-
В колобках он знает толк…
Волк: - Как ты кстати, Колобок!
Я голодный очень.
Съем-ка я тебя, дружок,-
Буду сыт до ночи!
Колобок: - Что ты, что ты, серый волк?!
Ты меня не кушай!
Сядь-ка лучше на пенек,
Песенку послушай:
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
Обманул зайчишку славно,
От тебя уйду подавно!
Автор: Вдруг навстречу сам Потапыч.
Зарычал он, поднял лапу.
Медведь: - Подойди-ка, Колобок!
Я перекушу чуток!
Колобок: - Что ты, что, ты, косолапый?!
Опусти свою ты лапу…
Лучше песенку мою
Ты послушай, я спою:
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
Убежал от зайца я
И от злого волка.
И, Топтыгин, от тебя
Мне уйти не долго!
Автор: Покатился кувырком
Через чащу прямиком…
Долго ль, коротко ль катился –
На опушке очутился.
Как беде тут не случится,
Коли хитрая лисица
На опушке той сидела,
Рыжий хвост на солнце грела.
Лиса: - Как пригож ты, Колобок!
Как румян да весел!
Говорят, что ты, дружок,
Знаешь много песен…
Колобок: - Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
От медведя я ушел,
И от волка с зайцем,
И лисе за Колобком
Тоже не угнаться.
Автор: Колобок ей песню спел,
Укатиться прочь хотел.
Но надумала лисица
Глуховатой притвориться:
Лиса: Глуховата я чуток…
Ближе подойди, дружок.
Сядь ко мне ты на носок,
Громче спой еще разок.
Колобок: - Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
От медведя я ушел,
И от волка с зайцем,
И лисе за Колобком
Тоже не угнаться.
Автор: Тут же песню Колобок
Громче спел еще разок.
Но хитрющая плутовка
Снова притворилась ловко:
Лиса: - Ах, поешь ты так чудесно!
Не расслышала я песню…
Сядь ко мне на язычок
И в последний спой разок!
Автор: Простодушный Колобок
Прыг лисе на язычок…
Глупый! Разве ж это дело?!
А лисица – гам! – и съела…
Чтобы лисам хитрым, злым
Не попасться в сети,
В лес нельзя ходить одним,
Дорогие дети!!!
(Если остаётся время. Сказочный герой (мягкая игрушка) подготовил для вас задание: дан отрывок из сказки , определить название сказки.)
Итог урока:
А теперь оценим работу наших групп по подготовке проектов. Приготовьте свои ладошки, по силе хлопков мы определим как ребята справились со своим заданием проекта.
Итак:1 группа – проект «Загадки»
2 группа – проект «Пословицы»
3 группа – Инсценировка р.н.потешки «Тень-тень, потетень»
4 группа – Инсценировка р.н.сказки «Колобок»
По силе аплодисментов мы узнали, что все отлично справились с заданиями проекта «Устное народное творчество».
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это его живая память. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Рефлексия:
Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).
- Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.
У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).
- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали – прикрепите красное яблоко.
– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.
– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.
- Посмотрите, какое красивое сказочное дерево у нас получилось. Я рада, что вам было интересно и познавательно на нашем уроке.
Спасибо за урок.
Предварительный просмотр: