Рабочая программа по географии 8 кл. (Линия учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова) ФГОСООО


ФГОС второго поколения
Линия учебников издательства «Дрофа»
под редакцией В.П. Дронова,
автор учебника И.И. Баринова
География России. Природа. 2015 г.
(8 класс, 70 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
​ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.12 № 273
​ Базисный учебный план ОУ Ульяновской области (приказ Департамента общего и профессионального образования Ульяновской области 15.03.12 № 929 р)
​ Программа основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин Рабочие программы. География 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина – М: «Дрофа», 2012г. (классическая линия учебников).
​ приказ Министерства образования и науки РФ 31.03.14 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год;
Рабочая программа основного общего образования по географии 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения; планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В программе учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Содержание курса - это не только система знаний об особенностях современной географической картины мира и умений, но и различных компетенций.
Основные цели курса:
Формирование целостного представления об особенностях природы, России, о месте нашей страны в современном мире;
Воспитание любви к родной стране, родному краю;
Формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
Основными задачами курса географии являются:
формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет - ресурсов;
развитие умений, навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениямив результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
создание образа своего родного края.
Для успешного достижения основных целей необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения гимназистов, сформированные у них при изучении курсов «География. Начальный курс 5-6 классы», «География материков и океанов»;
- продолжить развитие познавательного интереса гимназистов 8 классов к одному из школьных предметов – географии, к объектам и процессам окружающего мира;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Общая характеристика предмета
«География России. Природа» - занимает центральное место в системе школьной географии, это определяет его особую роль в формировании комплексных социально-ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.
Образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности природы своей Родины, представлять, как повлияла природная среда на характер, быт и хозяйственную деятельность человека. При изучении этого курса продолжается обучение географической культуре и географическому языку развиваются знания о закономерностях землеведческого характера, которые должны помочь школьникам увидеть единство, определенный порядок, связь явлений в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности. Именно эти знания методологического характера призваны воспитывать бережное отношение к природе, убеждение в необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на основе знаний о роли природных условий в жизни людей.
В курсе «География России. Природа» в фундаментальное ядро образования входят знания о географической картине мира в ее цивилизационном исполнении, включая и развивающееся направление в географической науке — образное представление об изучаемых территориях, объектах и явлениях мира. К элементам научного знания относятся ведущие теории, идеи, методы познания. Крайне важно, что курс построен как гуманитарный, в содержании которого основы классической географии усилены за счет культурно-географического наполнения и геоэкологической направленности региональных характеристик.
В 8 классе проверке подлежат системы знаний и представлений о современной географической картине России и факторах ее формирования, о природе, обществе и человеке в их взаимосвязи; умения учебно-познавательной и практической деятельности, владение обобщенными способами деятельности, коммуникативные и информационные умения.
КИМ по данному курсу содержат задания, направленные на работу с учебником и атласом, и способствуют достижению предметных и метапредметных результатов изучения курса. В КИМы включены задания для подготовки к ГИА и к ЕГЭ. Требования к результатам усвоения программ в ФГОС опираются на деятельностную основу. Они выражены через описание совокупности компетентностей, формируемых в школьной практике. Их усвоение обеспечивает творческий характер обучения, делает возможным использование проблемной методики и многих других педагогических технологий.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Программой основного общего образования по географии. 5—9 классы И.И. Бариновой. Практические работы являются этапом комбинированного урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Место курса «География» в учебном плане.
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучении географии в 8 классе отводиться 70 часов (2 часа в неделю). Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержания курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Тематическое распределение часов
Разделы по программе
И.И. Бариновой Количество часов Разделы рабочей программы Количество часов
Введение 7 Введение 2
Особенности природы и природные ресурсы России 18 Особенности природы и природные ресурсы России 12
Природные комплексы России 36 Природные комплексы России 3
Человек и природа 6 Человек и природа 50
Резерв 1 Резерв 1
68 70
Содержание данного учебного курса позволяет реализовывать требования, предъявляемые ФГОС к результатам и условиям освоения предмета.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования содержание и методический аппарат учебника «География России. Природа» ориентированы на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов образования.
Достижение предметных результатов в данном курсе обеспечивается формированием у гимназистов целостной системы знаний о России, о закономерностях развития природы, о результатах взаимодействия природы и человека; умений сопоставлять, анализировать, обобщать, а также использовать дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, т. е. важнейших метапредметных умений, составляющих «умение учиться».
Метапредметные результаты курса «География России. Природа» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение и создание текстов разных типов (описательные, объяснительные и т.д.)
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
-оценивать работу одноклассников;
-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
-высказывать суждения, подтверждая их фактами
Познавательные УУД:
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие географического мышления, умение применять его на практике.
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе.
Личностные результаты:
Учащиеся должен обладать:
-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-опытом участия в социально значимом труде;
-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-пониманием целостности здорового образа жизни;
-основами экологической культуры.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Данный учебно-методический комплекс предназначен для изучения географии в 8 классе и включает в себя:
технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, карт;
- демонстрационное оборудование (компьютер, телевизор, DVD, мультипроектор, интерактивная доска);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности (принтер, сканер, ксерокс, слайдпроектор т.д.);
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, презентации – тематически связанные с содержанием курса.
библиотечный фонд (книгопечатная продукция
Литература, используемая учителем:
И.И. Баринова География: География России. Природа. 8 кл. пособие к учебнику – И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс» М.: Дрофа, 2015
Методическая поддержка www.drofa.ru
Литература, рекомендуемая для обучающихся:
http://terra-home.ru
http://zemlj.ru
www.krugosvet.ruhttp://edukids.narod.ruhttp://ru.wikihedia.orghttp://geography.kzhttp://vslovar.orgwww.best-of-africa.ruwww.rgo.ruwww.geo.historic.ruТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (что надо знать и уметь)
Личностные результаты
- решение тестовых заданий
- выполнение практических работ
- подготовка рефератов, сообщений по темам курса
- устные ответы: описание и характеристика отдельных объектов и компонентов природы РФ; ПТК
- умение логично и убедительно отстаивать свою точку зрения, опираясь на достоверные ИГИ;
- умение получать нужную географическую информацию из различных источников учебник, атлас, справочник, интернет - ресурсы и др.
- создание презентаций
Метапредметные результаты
- умение работать в группе, в парах
- умение слушать, комментировать, оценивать информацию
-умение проводить простейшие опросы, анкетирование
- картографическая грамотность
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, объяснять происходящие изменения, фиксировать влияние антропогенных воздействий на природу той или иной территории, оценивать их последствия; участвовать в мероприятиях по охране и улучшению окружающей среды
- самостоятельное получение знаний из различных источников
- умение общаться с учениками, учителями в разных учебных и внеучебных ситуациях
- умение применять знания из других дисциплин (истории, физики, биологии, математики и др.) при решении исследовательских и проблемных задач.
Предметные результаты
- знать и уметь показывать на карте значимые географические объекты России
- умение характеризовать географическое положение России и отдельные её регионы
- умение читать и анализировать карты разного содержания, ориентироваться на местности
- знать и уметь характеризовать особенности природы, объяснять особенности каждого компонента и их влияния друг на друга
- знать и понимать специфику проявления основных географических закономерностей на территории нашей страны
- уметь определять местное и поясное время для любого региона России
- сопоставлять тематические карты с целью получения новой информации и объяснения причин географических явлений и процессов
- создавать презентации, формирующие образ России и родного края
- представлять место России в мире по особенностям природы и обеспеченности природными ресурсами, а также место родного края в России
- знать и уметь характеризировать уникальные объекты России в Списке всемирного природного и культурного наследия, а также памятники природы и природные святыни родного края
- оценивать степень комфортности или дискомфортности природных условий любого региона России по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов