Итоговая работа по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Проектирование внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС» по теме «Проектирование программы внеурочной деятельности в 7 классе «Мы юные пожарные»
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Проектирование внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»
по теме
«Проектирование программы внеурочной деятельности в 7 классе
«Мы юные пожарные»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 16.02. – 20.02.2015г
Выполнил (а): Семичастнова Елена Александровна
учитель географии ГБОУ СОШ №1
с. Большая Черниговка
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы юные пожарные» разработана на основе авторской программы В.А.Горского. В основу программы внеурочной деятельности «Мы юные пожарные» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа направлена на воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни человека, осознающей их важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.
Актуальность программы:
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.
Печальные факты получения травм и гибели детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями говорят о необходимости обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности в основной школе программа «Мы юные пожарные».
Цель программы: формирование у обучающихся осознанного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
Задачи:
ознакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной жизни;
обучить практическим навыкам оказания само - и взаимопомощи в экстремальных ситуациях;
вовлечь учащихся 7 классов в агитационную работу по противопожарной безопасности
Формы организации внеурочной деятельности:
беседы;
экскурсии;
викторины;
оформление альбома;
изучение материалов местной печати;
тренинги;
театрализованное представление
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Срок реализации – 1 год.
Занятия проводятся во внеурочное время 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Предметные
знать:
- особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудование, приборов, инструментов, приспособлений;
-приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
-способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах.
научиться:
- применять и эффективно использовать средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
иметь представление:
- об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;
- о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения;
- о природных явлениях региона;
- о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах.
Метапредметные
-умение самостоятельно определять цели своего обучения
- планировать пути достижения целей;
- определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
во время пожара
-понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды;
Личностные
-установка на здоровый образ жизни;
-понимание ценности безопасного поведения;
- экологическая культура;
- понимание личной значимости в профилактике пожаров;
- сочувствие, сопереживание людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Учебно-тематический план
№
п/п
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Пожарно-профилактическая подготовка
1
·Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций России
2
1
1
2
Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания.
2
1
1
3
Причины пожаров. Данные по крупным пожарам за последние 3 года.
3
1
2
4
Правила пожарной безопасности в школе и в быту
3
1
2
5
Действия во время пожара
2
1
1
6
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
3
1
2
Тактико-техническая подготовка
1
Средства противопожарной защиты и тушения пожаров.
2
1
1
2
Пожарные автомобили и противопожарное оборудование
2
-
2
3
Основы профессии пожарного
3
1
2
4
Первичная доврачебная помощь при пожаре
2
1
1
5
Театрализованное представление сказки «Теремок»
10
5
5
Итого
34
14
20
Содержание программы курса внеурочной деятельности.
Пожарно - профилактическая подготовка.
Вводное занятие. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных России.
Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II,; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов.
Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания.
Понятие о физико-химических основах горения. Огонь – друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку; как человек научился управлять огнем. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях.
Практическая работа: демонстрация действия различных средств пожаротушения.
Причины пожаров. Данные по пожарам в России за последние 3 года. Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров..
Практическая работа:
1)выполнение презентаций на тему «Причины возникновения пожаров»
2)Составление диаграммы «Динамика крупных пожаров в России за последние 3 года»
Правила пожарной безопасности в школе и в быту.
Профилактика пожарной безопасности в учреждениях и быту. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Практическая работа: Составление памятки для учащихся «Пожарная безопасность дома».
5.Действия во время пожара. Элементарные способы тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.
Практическая работа: Отработка движения во время эвакуации из здания школы
6.Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
Практическая работа: подготовка иллюстрированных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности
Тактико-техническая подготовка
Средства противопожарной защиты и тушения пожаров.
Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Пожарные автомобили и противопожарное оборудование
Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих средств. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно- техническое вооружение.
Практическая работа: Экскурсия в пожарную часть.
3.Основы профессии пожарного
Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Практическая работа: выполнение рисунков на тему «Профессия пожарного»
4.Первичная доврачебная помощь при пожаре
Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь.
Практическая работа: Поиск информации по теме «Лечение ожогов народными способами»(экскурсия в библиотеку)
5.Театрализованное представление сказки «Теремок
Практическая работа: Подготовка декораций и костюмов к сказке. Репетиция и отработка ролей. Показ сказки по противопожарной безопасности для учащихся начальной школы.
15