Программа занятий кружка Юные музееведы

Пояснительная записка.
Цель программы кружка «Юные музееведы» - помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
Задачи программы – знакомство с историей музейного дела и с основными музеями страны, области (краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.); развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности; развитие самостоятельности, инициативы.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения, воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела , дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
Программа имеет интегрированный характер.
При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 10- 14 лет в течение двух лет обучения в объёме 70 часов и предназначена для учащихся основной школы.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее.
Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя школьного музея и детей.
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми разных музеев, знакомство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
По окончании обучения по программе дети должны знать:
- историю музейного дела;
- ведущие музеи мира;
- жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела;
- основы музееведческой деятельности;
- методику проведения поисково-исследовательской работы;
- основные термины, применяемые в музейном деле.
Выпускники должны уметь:
- общаться с людьми;
- вести исследовательские краеведческие записи;
- систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять и хранить его;
- вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в начале следующего учебного года (сентябрь, октябрь) в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т. п.)

Учебно-тематический план

п/п
Темы
Количество часов



всего
теория
практика

1 год обучения

1
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
4
1
3

2
Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.
4
2
2

3
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.
4
2
2

4
История музейного деда за рубежом. Коллекционирование (от античности до конца 18 в.)
5
3
2

5
История музейного дела в России. Коллекционирование (конец 17 в. – первая половина 19в.)
5
3
2

6
Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.
4
2
2

7
Фонды музея. Работа с фондами.
8
2
6

2 год обучения

8
Музейная экспозиция и её виды.
4
2
2

9
Поисково-исследовательская и научная деятельность музея
6
2
4

10
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.
4
2
2

11
Культурно-образовательная деятельность музея.
4
2
2

12
Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея.
8
2
6

13
Организация краеведческой работы в экспедициях.
4
2
2

14
Подготовка и проведение итогового материала.
6
2
4


итого
70
29
41



Содержание курса.
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле ( музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).
Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.
Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Положение о музее образовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.
Практическая работа: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.
Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.
История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18 века)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты 16 -17 веков. Художественное коллекционирование в 17 веке. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в 18 веке. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).
История музейного дела в России. Коллекционирование (конец 17 – первая половина 19 века).
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 – первой четверти18 веков. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.
Коллекционирование в России в конце 18 в. – первой половине 19 века.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчёт о деятельности школьного музея.
Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составление отчёта о выполнении плана работы.
Фонды музея. Работа с фондами.
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет» «экспонат», «артефакт» и др. музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.
Музейная экспозиции и её виды.
Понятие «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура» «экспозиционные комплексы» и др. экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.).
Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.
Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и озрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.
Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки с в своём селе, области, составление паспорта выставки.
Культурно-образовательная деятельность музея
Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.
Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музее (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиций, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.)
Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея.
Научно-исследовательская и поисковая деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, в государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись их воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).
Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.
Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).
Организация краеведческой работы в экспедициях.
Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.
Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.
Практическая работа: составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
Подготовка и проведение итогового мероприятия
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.
Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конференции по итогам летней экспедиции.
Литература:
Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка)/ Ф.Г. Багаутдинова. – М., 1992.
Голованов В.П. Педагогика дополнительного образования детей / В.П.Голованов. – Йошкар-Ола, 2006.
Горский В. А. живое образование / В.А.Горский. – Ногинск, 2007.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В.Емельянов. – М.,2000.
Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н.А.Воронцова. – Пермь, 1974.
Краеведение: пособие для учителя / под ред. А.В. Даринского. – М., 1987.
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.
Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю.С. Константинов, С.В. Усков. – М., 2006.
Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных / А.Е. Сейненский . – М., 1988.
Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела / Б.А. Столяров, Н.Д. Соколова, Н.А. Алексеева. – СПб., 2002.
Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б.А. Столяров. – СПб., 1999.
Юренева Т.Ю. Музееведение / Т.Ю. Юренева. – М., 2003.
Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. / Т.Ю. Юренева. – М., 2003.
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич. – М., 2001.










15