Доклад на тему Компетентностный подход как ресурс повышения качества образования при реализации ООП НОО


 Компетентностный подход как ресурс повышения качества образования при реализации ООП НОО «Образование – это то, что остается,
когда забудешь все, чему учили в школе»
А.Эйнштейн
Спросите выпускников школы, что им запомнилось больше, какие знания они применяют в жизни, а о чем забыли сразу же после выхода из стен школы? Убеждена, что многое из изученного не используется или давно забыто. Поэтому необходимо уже в начальной школе закладывать основы готовности к решению проблем, использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности.
Компетентность можно понимать как способность результативно действовать: способность достигать результата. Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» зафиксировано положение о том, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Таким образом, Правительственная Стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода.
Компетентностный подход может рассматриваться как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению.
В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования (знания ради знаний). Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Еще лет 20 назад, отечественная школа выполняла заказ единого заказчика - государства. Сводился он к достижению выпускником определенного уровня обученности.
Сегодня необходимо сказать о наличии множества запросов, на которые школа должна отвечать. Реальными заказчиками школы стали ученик, его семья, работодатели, общество, профессиональные элиты, тоже государство. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются познавательной базой компетентности человека.
Появившаяся в образовании программа «Темп» должна укрепить позиции школьника, государства в том, что новые знания, новые методы, новые способы добывания знаний станут востребованы в современном информатизированном пространстве. Во главу ставится проектная, исследовательская деятельность.
Компетентности представляют собой характеристики качества подготовки обучающихся, оценка которых не может быть в полной мере стандартизована. Они с трудом поддаются измерениям. Трудность здесь видится в том, что компетентность нельзя трактовать как сумму предметных знаний и умений. Это - приобретаемое в результате обучения новое качество, увязывающее знания и умения со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе и со способностью применять полученные знания и умения на практике. Поэтому возникает задача создания междисциплинарных (комплексных) измерителей, требующих при оценке результатов обучения использования методов многомерного шкалирования и специальных методов интеграции оценок отдельных характеристик учеников.
Выделяют семь ключевых компетенций
Ценностно-смысловые компетенции. Компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависят индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира.
Учебно-познавательные компетенции. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача [21].
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми (событиями); навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Важно уделить внимание и изменению критериев, и процедуре оценивания традиционных учебных достижений, так как существующая система оценивания не распознает талантливых учеников, тормозя тем самым их развитие, сужая их возможности, а также лишая общество отдачи от их потенциальных достижений.
Я считаю, что для изменения сложившейся ситуации, в первую очередь, необходимо изменить практику установления оценки относительно идеала. Получение оценки по заранее сформулированным учителем неизменяемым от урока к уроку критериям, лишает учителя возможности манипулировать учеником, делает школьника полноценным субъектом образовательной деятельности.
Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество, на успех? Чем заменить систему оценивания?
1.Построение индивидуальных образовательных траекторий.
Как это сделать?
Подобрать комплекс диагностических методик для обследования развития учащихся начальной школы. Затем осуществить диагностику каждого ученика и обработать результаты.
Например:
В начале каждого учебного дня занятий с первоклассниками проводить беседы в «общем кругу». Примерная тематика:
- Давайте познакомимся;
- Моё настроение;
- Хочу ли я идти в школу и т.п.
На встречах «в общем кругу» разыгрывать различные ситуации, которые потом обсуждать вместе с детьми. Вследствие чего можно определить степень участия каждого ребёнка в беседе. Условие: высказывать своё мнение по цепочке (по порядку), что даёт возможность раскрыться каждому ребёнку.
Примерные задания:
- Разрешите мне сказать…
- Разговор с незнакомым человеком и др.
Проанализировать полученные материалы, дать психолого-педагогическую характеристику каждому ученику и определить приоритеты и темпы его развития, слабые
стороны, уровни его возможностей и т.д. Выработать стратегию для проектирования индивидуальных траекторий развития младших школьников. Затем разработать формы программы индивидуального обучения и воспитания учеников с определением видов и форм самостоятельной деятельности в рамках различных уроков и во внеурочное время. Провести работу на увеличение количества и качества заданий, ориентированных на исследовательскую и творческую деятельность ребёнка; приобретение им опыта самостоятельной работы в информационном пространстве.
Разработка индивидуальных программ ученика:
- Программы на повышение качества образования по каждому предмету;
-Программы на творчество (участие в олимпиадах, проектах, конференциях, интеллектуальных играх);
Например, при обучении русскому языку на каждом этапе урока проводить исследование. Каждый ребёнок учится проводить диагностику слов «на слух», «на глаз», в процессе которой ученик определяет, сколько орфограмм встретилось в слове, и какие доказательства необходимо привести для правильного написания. «По цепочке» дети выходят к доске и, как врач, поставив диагноз (определяют орфограмму), пытаются вылечить слово (доказывают, используя нужный алгоритм). Для того чтобы видеть, как ребёнок усваивает новую тему, как использует полученные знания на практике, вести учёт по различным направлениям и записывать в индивидуальную карту обучающегося.
Индивидуальная траектория развития по русскому языку
ученика 1 класса
№ Формируемые навыки СентябрьОктябрьНоя
брьДека
брьЯнварьФевраль Март
Апрель Май
Итог
1 Оформление предложения на письме 2 Правописание гласных после шипящих 3 Употребление заглавной буквы 4 Орфографическая зоркость 5 Фонематический слух 6 Правила переноса слов Аналогичную работу проводить и по другим предметам.
Затем проводится мониторинг реализации компетентностного подхода в проектировании индивидуальных траекторий развития младших школьников.
С позиций компетентностного подхода диагностика учащихся начальной школы включает в себя следующие компоненты:
1. Предмет диагностики – ключевые компетентности младшего школьника в сферах: предметных и надпредметных знаний, предметных и общепредметных умений, творчества (креативности), эмоций и ценностей.
2. Методы диагностики: проверочные работы, педагогическое тестирование, психологическое тестирование.
3. Виды диагностического контроля: текущий, тематический, итоговый.
4. Виды оценки: баллы по степени развития компетентности
Формирование учебных компетенций необходимых для изучения любого предмета
№ п/п Навыки 1четв 2четв 3четв 4четв итог
1 Планирование условий времени и последовательности выполнения работы 2 Выполнение гигиенических требований 3 Выполнение режима дня 4 Поддержание порядка на рабочем месте. 5 Осознанное чтение 6
Работа по алгоритму, инструкции 7 Умение пользоваться измерительными приборами (линейка, циркуль) 8
Умение четко организовать свою деятельность 9 Умение довести работу до конца. 10
Умение сопоставлять и сравнивать 11 Самоконтроль 12
Умение формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезы 13 Умение выявлять главное 14
Классификация по признакам 15 Выявление закономерностей 16
Обобщение, вывод 17 Рефлексия Изучив характеристики и требования, предъявляемые к реализации компетентностного подхода и проектированию индивидуальных траекторий развития младших школьников можно будет сделать вывод, что использование компетентностного подхода в обучении младших школьников вызывает интерес учащихся к изучению разных предметов или нет, поддерживается мотивация на уроках или нет, способствует ли закреплению в памяти математического, языкового и природоведческого материала, активизируется ли учебная и творческая деятельность учащихся, повышается ли результативность обучения или нет.
2.Портфолио или «Папка личных достижений школьника».
Использование технологии портфолио школьника или «папки личных достижений», возможно, тоже сможет помочь в какой-то мере решить проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика. Портфолио не используется для сравнения учеников между собой, это документация, представляющая индивидуальное развитие за определенный отрезок времени.
С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов портфолио позволяет решить две основные задачи:
- проследить индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах;
- оценить его образовательные достижения, уровень сформированности ключевых компетенций и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности. Портфолио ученика становится одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом в первую очередь речь идет о компетентности решения проблем, связанных с самоорганизацией и самооценкой ученика, осознающего собственную субъектную позицию.
Для ученика портфолио - это организатор его работы, это технология и место сбора материалов, анализа информации, инструмент самооценки и рефлексии, а для учителя - средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.  
3. Модель рейтинговой оценки учебных достижений учащихся.
Рейтинговая система позволяет более объективно оценить индивидуальные достижения школьников в учебной и внеурочной деятельности, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, к началу самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Рейтинговая система оценивания позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения предметом, помогает учителю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Главная цель рейтинговой системы оценивания - влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения. Рейтинговая система оценивания реализует на практике лекционно-семинарское, модульное, проблемное, дифференцированное обучение, игровые, проектные, информационно-коммуникативные технологии на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя - рейтинга. Данная система оценивания позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность.
Рейтинг - это система оценки накопительного типа, которая отражает успеваемость школьников, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в соответствии с его реальными достижениями, система поощрения успевающих учащихся.
Но проблема качества образования при реализации компетентностного подхода не только в системе оценивания, но и в смене деятельности учителя и ученика.
Требования при переходе к компетентностному подходу заключается в предоставлении большей степени свободы и ответственности самому ученику, поэтому изменения в деятельности учителя связаны с переориентацией его работы на развитие мотивации ученика. Традиционный вопрос о мотивации учебной деятельности переносится в этом случае из плоскости теоретического в плоскость практического.
По сути дела задачей учителя становится помощь ученику:
1. В формулировании задачи учения.
2. В планировании вместе с учеником способов и этапов его деятельности.
3. В контроле за выполнением плана.
4. В рефлексии достигнутого.
5. В анализе новой ситуации и постановки новой задачи.
Задачей ученика в новой ситуации становится обучение:
1. Ставить цели;
2. Анализировать ситуации;
4. Организовывать поиск и добывать информацию;
5. Моделировать решения и прогнозировать последствия;
6. Реализовывать намеченные действия;
7. Презентировать полученные результаты;
8. Планировать собственное развитие.
В связи с выделением в качестве рабочих целей развитие компетентностей, естественно, меняется и позиция учителя. Востребованными становятся различные разработки, посвященные техникам «сопровождения» учебной деятельности, в основе которых лежит идея изменения самого характера взаимоотношений между учителем и учеником. Сюда относятся варианты «тьюторства», «наставничества», выполнения учителем функции координатора и партнера.
Важное значение в создании позитивного контекста для формирования компетентностей имеют также:
- требования, чтобы школьники брались за решение новых, незнакомых, разнообразных и сложных задач, бросающих вызов их устоявшимся предубеждениям и стереотипам. Это требование не может иметь слишком обобщенный характер, оно должны быть связано именно с теми сферами деятельности, которые важны и интересны для детей;
- предоставления школьникам широких возможностей для участия в новой для них деятельности (лидерской, инновационной, исследовательской) и оказания им поддержки на время, когда они стараются выполнить работу, важную с точки зрения достижения значимых для них целей;
- избегание директивных правил, которые мешают школьникам приобретать определенные виды опыта или заставляют их скрывать удовлетворение, получаемое ими от профессиональной деятельности.
Время, которое школьники должны потратить на исследования, фантазии, размышления и структурирование полученного опыта, является важнейшей частью любой эффективной образовательной программы. К сожалению, этим часто пренебрегают ради получения быстрых результатов.
Итак, чтобы решить  проблему качества образования при реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности, необходимо:
1. Пересмотреть взгляды на возможности каждого ребенка, так как все учащиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно учителю нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области;2. Переформулировать цели образования; на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения;
3. Постепенно отказаться от традиционных процедур оценивания учащихся и образовательных программ;
4. Изменить методы обучения, методы должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов.
А самая главная проблема состоит не в том, как усвоить новые идеи, а в том, как избавиться от старых.