Технологическая карта урока как одно из средств достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
Технологическая карта урока как одно из средств достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
Вяжева Е. Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ №9 г. Назарово
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является системно-деятельностный подход, который обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети добывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Функция учителя при системно- деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно заметил Л.С.Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Современного учителя волнуют следующие методические вопросы:
- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов?
- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
- Какие методы и средства обучения выбрать?
- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?
Сущность реализации системно-деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А.Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…», поэтому деятельность обучающихся целес Для организации урока, отвечающего требованиям системно-деятельностного подхода и ФГОС НОО, учитель должен уметь:
-проектировать уроки, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода и достижение результатов ФГОС НОО
-организовать ведущую к достижению результатов обучения деятельность учащихся на уроке
-анализировать современный урок в соответствии с современными требованиями к нему.
В соответствии с учебными действиями в развивающем обучении А. К. Дусавицкий выделяет основные типы уроков:
Урок постановки учебной задачи.
Урок решения учебной задачи.
Урок моделирования и преобразования модели.
Урок решения частных задач с применением открытого способа.
Урок контроля и оценки.
Для подготовки к занятиям используется технологическая карта урока. Это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, инструмент практической реализации ФГОС НОО.
Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельность учащихся, взаимодействие учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования. Задача технологической карты – отразить системно-деятельностный подход в обучении. На каждом этапе урока учитель отслеживает свою деятельность и ожидаемые действия учеников.
С целью оказания методической помощи учителям нашей школы, на ШМО начальных классов было принято решение разработать технологические карты некоторых типов уроков. На методическом объединении были выделены следующие типы уроков:
- Урок открытия нового знания (Приложение 1)
- Урок развивающего контроля (Приложение 2)
-Урока обобщения и систематизации знаний (Приложение 3)
- Урок-тренинг
(Приложение)
Технологическая карта позволит учителю:
-системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Литература:
Урок в развивающем обучении: Книга для учителя /
А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. — М.: Вита-Пресс, 2008. — 288 с: ил. — ISBN 978-5-7755-1412-9
Урок русского языка в начальной школе. Разработка технологической карты урока. Учебное пособие по методике обучения русскому языку и литературе. О С Арямова, С А Климова под ред Наумова
Приложение 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ
КЛАСС:
ПРЕДМЕТ:
ТЕМА УРОКА:
ТИП УРОКА:
ЦЕЛЬ:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- ПРЕДМЕТНЫЕ:
- МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ОБОРУДОВАНИЕ:
№ ЭТАП УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
1 Актуализация - Предлагает выполнить задания, направленные на применение известных способов в соответствии с заявленной темой урока - Выполняет задания, направленные на применение (демонстрацию) известных способов - Применяет известный способ
- Применяет известный способ
- Определяет границы знания-незнания, - Формулирует – это мне нужно, потому что я дальше смогу научиться …
2 Проблематизация - Предлагает выполнить задания, направленные на демонстрацию способов в соответствии с заявленной темой урока - Осуществляют пробу в выполнении задания, направленного на применение нового способа в соответствии с заявленной темой урока
- Озвучивают проблему - - Формулирует собственное мнение, позицию
- Формулирует проблему (проблемный вопрос)
3 Целеполагание - Задаёт наводящие вопросы на цель (результат)
- Корректирует рассуждения (предложения) детей
- Обобщает предложения (рассуждения) относительно темы урока (тема не записывается)
- Формулирует учебную задачу - Озвучивает свои предложения (рассуждения)
- Высказывает свою позицию (мнение) относительно предложений других детей
- Аргументирует (обосновывает) своё мнение
- Предлагает формулировку своей учебной задачи - - Формулирует учебную задачу
4 «Открытие» нового знания (способа, приёма) Предлагает задания, связанные с «открытием» нового знания (способа, приёма), направленного на решение учебной задачи
- Представляет критерии (требования) к вырабатываемому продукту
- Предлагает выбрать (задает) формы (форму) организации деятельности учащихся
- Озвучивает (предлагает самим сформулировать):
правила работы группы,
регламент работы,
результаты (критерии) оценивания продукта (способа)
- Наблюдает, как осуществляется деятельность учащихся
- Корректирует действия учащихся в группе - Выполняет задания, связанные с «открытием» нового знания (способа, приёма), направленного на решение учебной задачи
- Соблюдает требования, озвученные учителем (выбранные группой) к организации деятельности в группе
- Выдвигает гипотезы, связанные с решением учебной задачи (решением проблемы)
- Договаривается, что возьмёт группа (о единстве выбора, принятия того или иного решения, точки зрения)
- Оформляет способ в виде алгоритма (схемы, таблица, правила) – то, что хочу в качестве нового способа, приёма по поводу темы урока - Описывает способ темы в виде алгоритма (схемы, модели, рисунки, текст правила) - Удерживает задачу
- Создает алгоритм (схемы, модели, рисунки, текст правила)
5 Обобщение способа - Организует презентацию способа, представление алгоритма (схемы, таблица, правила, понятий)
- Совместно с учащимися вырабатывает критерии (напоминает совместно выработанные критерии)
- Обобщает способы
- Организует соотнесение продукта с выработанными критериями оценки
- Организует вычленение главного
- Организует внесение изменений в созданный единый способ, алгоритм (схему, таблицу, правило) - Демонстрирует способ, алгоритм (схему, таблицу, правило) по заданной теме, сформулированной учебной задачей (восстанавливает смыслы группы)- Соотносит продукт с критериями оценки
- Осуществляет самооценивание (взаимооценивание) по разработанным критериям оценки
- Из представленных наработок групп вычленяет главное
- Вносит изменение в созданный единый способ, алгоритм (схему, таблицу, правило) по теме урока - Соотносит продукт с критериями оценки
- Осуществляет самооценивание (взаимооценивание) по разработанным критериям оценки
- Фиксирует способ (по теме урока) устно или письменно
г.Назарово МБОУ СОШ № 9 Вяжева Елена Николаевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ
КЛАСС: 4
ПРЕДМЕТ: Математика
ТЕМА УРОКА: Нахождение площади прямоугольного треугольника
ТИП УРОКА: Открытие нового знания
ЦЕЛЬ: Организовать деятельность по открытию способа нахождения площади прямоугольного треугольника.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- ПРЕДМЕТНЫЕ: откроет способ нахождения площади прямоугольного треугольника
- МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Преобразует полученную информацию на знаково-символический язык.
Формулирует умозаключения , используя математическую терминологию.
ОБОРУДОВАНИЕ: прямоугольный треугольник, где написаны названия его сторон: катеты и гипотенуза;
у каждого учащегося – ножницы, прямоугольник со сторонами 4 см и 6 см, линейка, цветные карандаши
№ ЭТАП УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
1 Актуализация
- Начнем урок с математического диктанта. Вычислите и запишите в тетради только ответы.
1. Одна сторона прямоугольника равна 12 мм, а другая составляет 5/6 первой. Найдите его площадь
- Проверяем. Какую формулу вы использовали для решения этой задачи?
2. Сторона прямоугольника, равная 15 см, составляет 3/5 его второй стороны. Каков периметр этого прямоугольника?
- Проверяем . Какую формулу использовали для решения этой задачи?
3. Периметр квадрата равен 40 дм. 1/5 его площади закрашена. Какая площадь квадрата закрашена?
Проверяем. Какие формулы использовали для решения этой задачи? - Выполняет задания, направленные на применение (демонстрацию) известных способов
12.(12:6.5)=120 (мм2)
(Формулу нахождения площади прямоугольника)
(15+15:3.5).2=80 (см)
(Формулу нахождения периметра прямоугольника)
a=40:4
a=10
10.10=100 (дм2)
100:5 =20(дм2)
Формулу нахождения периметра квадрата и формулу нахождения площади квадрата)
- Применяет известный способ
Вычисляет площадь, периметр с помощью изученных формул
Записывает именованные числа - Применяет известный способ
2 Проблематизация
Еще одна задача
Найди площадь прямоугольного треугольника ABD, если сторона BA равна 4 см, а сторона AD – 6 см.
В
АD\
А какая формула нужна для решения этой задачи?
Ученики не знают формулы нахождения площади прямоугольного треугольника, ее нет среди опорных схем на доске - - отделяет новое от известного
- Формулирует проблему (проблемный вопрос)
3 Целеполагание Вы наверное, уже догадались, на какой вопрос нужно ответить сегодня на уроке?
Как найти площадь прямоугольного треугольника - - Формулирует учебную задачу
4 «Открытие» нового знания (способа, приёма) Практическая работа (в парах).
- А сейчас выполним практическую работу. Повторим правила работы в паре :
1.Высказываться по очереди.
2. Внимательно слушать товарища.
3.Обсудить услышанное.
4.Вместе сделать выводы.
- Какая геометрическая фигура у вас на столе?
- Какими свойствами обладает данная фигура?
Работа в парах по плану:
1.Проведите диагональ.
2. На какие фигуры делит прямоугольник диагональ?
3. Что вы можете сказать о полученных фигурах?
4.Сравните площади этих фигур.
5. Докажите, что они равны.
6. Из каких двух, равных по площади фигур состоит прямоугольник?
7.Как вычислить площадь прямоугольного треугольника?
8.Представь в виде формулы.
-Выслушаем несколько пар. Обсудим.
На партах у учащихся модели прямоугольников, карандаши, линейки, ножницы.
Прямоугольник
У прямоугольника все углы прямые, длины противоположных сторон равны
Дети работают в парах по плану.
S=(a.b):2
Дети представляют свои работы. Обсуждают. Делают вывод. - Создает алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника - Удерживает задачу
Работает по плану
Строит логическую цепочку рассуждений.
Выдвигает гипотезы
5 Обобщение способа
Сравним наш вывод с определением в учебнике.
Придумайте задание для товарища, на нахождение площади прямоугольного треугольника.
Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов
Придумывают задание
Сравнивает свой вывод с авторским
Приложение 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Урока развивающего контроля
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Предметные Метопредметные
1.Организационный этап Психологический настрой 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. -помогает определить детям основную цель урока
-создает условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);- актуализирует требования к ученику со стороны конрольно-коррекционной деятельности («надо»);- исходя из решенных ранее задач, устанавливает тематические рамки и создает ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);- устанавливает форму и процедуру контроля;- предъявляет критерии выставления оценки - формулируют основную цель урока;
- воспроизводят контролируемые способы действий (нормы);
- воспроизводят контролируемые способы действий
- принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности
3 Актуализации и пробного учебного действия - организует повторение контролируемых способов действий (норм);- активизирует мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы; - организует индивидуальное написание учащимися контрольной работы; -выполняют вариант контрольной работы;
-сопоставляют с эталоном
-оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями. - анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;
;
- проговаривают механизм деятельности по контролю;
- фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;
4. Рефлексия (подведение итогов занятия) - организует деятельность учащихся по оцениванию своих работ по заранее обоснованному критерию. Оценивают свою работу (какие задания были легкими, в каких возникли затруднения, выявляют самые трудные задания, с которыми они не смогли справиться).
оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации .
Приложение 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Урока обобщения и систематизации знаний.
№ ЭТАП УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
1 Актуализация - Предлагает выполнить задания, направленные на применение известных способов в соответствии с заявленной темой урока Выполняют задания - Применяет известный способ
2 Целеполагание Организует работу по определению целей урока, обращает внимание на актуальность темы. Обсуждают и формулируют цели урока. - Формулирует учебную задачу
3 Обобщение и систематизация знаний
Организует деятельность учащихся по включению знаний в целостную систему. Работа с таблицами, составление алгоритмов. Ученики систематизируют знания, работают с таблицами, алгоритмами
- Удерживает задачу
- Создает алгоритм (схемы, модели, рисунки, текст правила)
4 Применение знаний и умений в новой ситуации Создает условия для применения знаний в новой ситуации. Организует деятельность по освоению способов решения практических задач. Демонстрируют классу презентации различных типов заданий по теме. - Описывает способ в виде алгоритма (схемы, модели, рисунки, текст правила)
5 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Создает условия для рефлексии собственной деятельности Оценивают уровень собственных достижений (лист достижений) . - Осуществляет самооценивание (взаимооценивание) по разработанным критериям оценки
- Фиксирует способ (по теме урока) устно или письменно