Статья Использование приемов ТРКМ на инд. занятиях по РСВ и ФП как условие формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся с депривацией слуха


Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха
Никулина Г.А. (Государственное казённое образовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильская школа – интернат» город Нижний Тагил, Россия)
В статье говорится о роли ТРКМ в развитии личности ребёнка, о её ценности в образовательном процессе. Имеются сведения об этапах ТРКМ, о месте данной технологии в изучении учебного материала. Подробно раскрываются те приёмы ТРКМ, которые педагог используют в своей практике, приводятся примеры применения данных приёмов с занятий по РСВ и ФП.
В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Задача учителя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребёнка.
Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, учитель перестаёт быть главным источником информации, и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Ценность данной технологии состоит в том, что она способствует формированию речевой компетентности учащихся, учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию. Учитель и ученик вместе участвуют в добыче знаний.
Я работаю учителем индивидуальных занятий по РСВ и ФП и остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали и имеют в моей практике наиболее положительные результаты. Это синквейн, кластер, инсерт, вопросы тонкие и толстые, моделирование. Владимир Абрамович Караковский вывел формулу технологии критического мышления. Он говорил так: «Подскажи идею, а как её реализовать, я сам соображу».
В основу ТРКМ положен базовый дидактический принцип, состоящий из трёх этапов: вызов, осмысление, рефлексия. Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе нужны полученные знания и как ты сможешь их применить. Стадия вызова настраивает на получение новой информации. Стадия осмысления – содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа. Стадия рефлексии превращает информацию в собственно знание.
Синквейн – это один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от француского слова «пять» и означает стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна:
1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
4.четвёртая строка – это фраза, из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
5.Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.
Синквейны применяют на стадии рефлексии.
Примеры. При изучении текста «Снегирь» в 4 классе ученик составил синквейн:
Снегирь
красногрудый, красивый
появляется, летает, сидит
украшает живую природу зимой
птица!
При изучении текста «О милосердии» (По Д.А. Гранину) в 10 классе был составлен синквейн:
Милосердие
необходимое, редкое
прощает, сопереживает, помогает
людям всегда оставаться Человеком
добро!
Применяю «Синквейны» при изучении лексических тем. Например.
Книга
интересная, красочная
берём, рассматриваем, читаем
любим ходить в библиотеку
ученье – свет.
Подснежник
весенний, нежный
появился, вырос, зацвёл
мороза не боится, хоть и маленький
цветок!
Волк
Серый, зубастый
сидит, воет, рыщет
по полю телят ищет
Зверь!
Можно предложить обучающимся различные задания по синквейну: найди ошибку, составь рассказ по готовому синквейну, составь или отгадай загадку.
Кластеры – это наглядный способ графической передачи учебного материала. В переводе означает пучок, созвездие. Последовательность действия проста и логична. Посередине чистого листа надо написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы. Вокруг написать слова или предложения, подходящие для данной темы. (Модель планеты и её спутников). По мере записи, появившиеся слова соединяются линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются « спутники», устанавливаются новые логические связи. Система кластеров позволяет охватить большой объём информации. Кластеры используются на этапах: вызов, осмысление, рефлексия.
зуб
дуб
окно
очки
Приведу пример кластера при изучении правил орфоэпии на стадии рефлексии в 5 классе.

Звонкие согласные в конце слов
Безударное «о»


Орфоэпия


Окончание глаголов – ться,- тся
Окончания прилагательных - ого, - его
-
-


смеяться
катается
красного
большого

Приём « Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации. Данный приём я применяю при восприятии текстов, на стадии вызова, осмысления и рефлексии. После того, как ученик воспринял текст целиком, затем по предложениям, ответил на вопросы, он прочитывает данный текст и на этом этапе предлагается система маркировки текста. Галочкой помечается то, что уже известно ученику; знаком «минус» помечается то, что ученик не понял; знаком «плюс» помечается то, что является интересным; вопросительный знак ставится, если что – то неясно, возникло желание узнать больше. Читая текст, ученик помечает соответствующим значком отдельные слова, словосочетания или предложения. Далее ученику предлагается систематизировать данную информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу.
v + - ?
Далее идёт последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Приём способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Приём «Толстые и тонкие вопросы» - использую также при изучении текстов на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Тонкие вопросы: Кто? Что? Когда? Почему?
Толстые: Объясните, нужно ли … ? Например, при изучении текста «Товарищи» в 4 классе были заданы следующие тонкие вопросы: Что было у ребят? Где собрались ребята? Кто побежал первым? Кто побежал за Серёжей? Что случилось с Серёжей? Кто помог Серёже? Также были заданы толстые вопросы: Объясните, почему победил Дима?
«Моделирование» – данный приём использую при формировании звукопроизношения, а также при восприятии фраз. Первое, где мы начинаем использовать модели – это знакомство детей с речевым дыханием, а именно с воздушной струёй. На практике это может осуществляться следующим образом. Предлагаем детям подуть на ладошку холодным или тёплым воздухом. Затем предложить зарисовать воздушную струю (тёплую струю – красным карандашом, холодную – синим). Так создаётся первая модель. Для развития артикуляционного аппарата используется также модели, смотря на которые ребёнок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки, таким образом, как показано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию звука. Дети знакомятся со следующими моделями: картинки (например, изображающие органы артикуляции), игрушечные органы артикуляции; пиктограммы (например звук «С» соотносится с пиктограммой «насос»); рисунки (например, отражающие названия определённых упражнений); схемы (например, для определения местоположения звука в слове). Как показывает практика, эти модели значительно проще, чем классические профили.
Для детей с нарушенным слухом большую трудность представляет целостное восприятие фраз, они затрудняются в проговаривании стихов, скороговорок. Вместо того чтобы проговаривать фразу целиком, дети стремятся к пословному повторению за учителем. Приёмы наглядного моделирования дают возможность ребёнку зрительно представить предложение целиком. Например, скороговорка «Курица снесла яйцо под крыльцо» легко трансформируется в 3картинки. Ребёнок наглядно представляет все слова, может посчитать их, назвать каждое из них, повторить предложение. Можно использовать данные картинки – символы для тренировки памяти (восстанови по памяти предложение); внимания (договори конец предложения); связной речи (придумай рассказ, используя все слова); развития интонации, темпа (скажи с вопросительной, восклицательной интонацией, скажи фразу быстро, медленно, выделяя определённое слово).
Таким образом, использование ТРКМ не только повышает эффективность коррекционной работы, но и учит добывать информацию, делать сравнения, составлять внутренний план умственных действий, речевого высказывания.
Никулина Г.А.
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» город Нижний Тагил Россия
В современных условиях модернизации коррекционного образования, с введение ФГОС приоритетной задачей в обучении неслышащих детей является воспитание самостоятельного, думающего человека, способного к саморазвитию, познанию, подготовка его к жизни в информационном обществе. Качество человеческой жизни, надежды на счастье, успешность человека связаны с умением правильно строить взаимодействие с различными людьми, эффективно общаться. Диалог-это средство коммуникативной грамотности учащихся. Коммуникативная грамотность – знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией.
Конструктивным способом решения поставленной задачи является создание специально организованной, доступной образовательной среды, позволяющей ребёнку наиболее полно раскрыть и реализовать свои возможности. Образовательная среда – специально организуемое общение ребёнка и взрослого с целью предоставления растущей личности достойных возможностей для самопознания, самопонимания, саморазвития и самоактулизации.
Диалогическая речь наиболее естественная и распространённая форма общения, дающая возможность учителю установить контакт между ним и учащимися и позволяющая организовать словесное общение детей не только с учителем, но и друг с другом. Общение рождается в совместной деятельности. Общение, направленное на согласование, объединение энергии учителя и ученика с целью достижения общего результата, является основой их совместной деятельности. Для формирования умения неслышащих школьников устанавливать взаимодействие на основе словесного общения требуется специальная организация педагогического процесса, что предусмотрено коммуникативной системой обучения глухих языку. Деловое общение учителя с учеником в организованной и управляемой совместной деятельности создаёт условия для развития у учащихся мотивации учения, придаёт учебной деятельности творческий характер, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения. Но при этом необходимо соблюдать следующие психолого – педагогические условия: моделирование и последующая реализация в учебном процессе ситуаций, стимулирующих у обучающихся потребность в общении; обучение школьников речевому взаимодействию, заключающемуся в формировании способов общения; поэтапное введение в активную речь каждого нового структурного типа высказывания. Совместная деятельность неслышащего ученика с учителем, учеником порождает потребность в диалоге, формируя речевое высказывание; воспитывает, развивает, расширяет словарный запас, обогащает речь новыми грамматическими конструкциями. Происходит процесс овладения коммуникативными умениями: спросить, сообщить, попросить. Появляется желание и умение контролировать качество и точность речевой деятельности. Одним из основных принципов обучения несомненно является принцип личностно – ориентированного обучения, который в свою очередь включает в себя дифференцированный и индивидуальный подходы, деятельностный характер обучения и его коммуникативную направленность.
Интересно проходят диалоги по составлению загадок. Например, одной ученице даётся картинка лисы, другая ученица картинку не видит. Первая ученица составляет загадку «Рыжая, хитрая, живёт в лесу в норе, имеет пушистый хвост» и предъявляет её подруге на слух. Или даётся картинка и ученица, которая её не видит, задаёт вопросы на слух: Это животное? Оно живёт в лесу? На дереве или в норе? Оно летает? У него шерсть или иголки? Оно приносит пользу человеку? Можно провести игру «Угадай кто это?» Вопросы: Это мальчик или девочка? Какого роста? Какого цвета глаза? Какой нос? Худой или полный? Какого цвета волосы? Волосы короткие или есть косы? Сколько лет? Как учится? Любит работать или ленивый? Аккуратный или неаккуратный? Можно таким образом угадывать литературного персонажа (картинка у ведущего).
В старших классах при восприятии диалога можно предложить учащимся следующие задания: послушайте заголовок и выразите свои предположения по поводу содержания диалога; посмотрите на слайды и на заголовок и определите, о чём диалог; подберите синонимы (антонимы) к словам. Далее предложить ещё раз прослушать диалог и ответить на вопрос: о ком или о чём говорится в диалоге? Закончи предложения, используя информацию из прослушанного диалога. Прослушайте диалог и заполните таблицу: события, персонажи; возраст; место действия; время действия. Далее задания на дальнейшее развитие коммуникативных умений: выскажите своё мнение; напишите письмо герою услышанного диалога, дайте ему совет.
Тренировочные упражнения разнообразны: построение диалога по аналогии с образцом, дополнение его репликой, подбор парных реплик из числа предложенных, вставка в диалог пропущенной реплики (также из числа предложенных), придумывание пропущенной реплики, продолжение диалога по его началу, составление диалога по заданной ситуации, трансформация его по различным заданиям (например, изменить время или место действия) и т. д. Постепенно ориентируясь на образцы речи учителя, учащиеся сами начинают ставить вопросы, в том числе уточняющие предыдущие реплики учителя. Особую ценность представляют такие темы, содержание которых обусловлено индивидуальным опытом детей (самостоятельное чтение, выходной день, события в семье, каникулы, занятия в кружках и пр.). В нашей школе уже стало традицией, когда ученики в каникулярное время выезжают на экскурсии в различные города России. Интересно проходят диалоги, основанные на личных впечатлениях детей.
При обиходно - разговорном диалоге нужно соблюдать следующий алгоритм: 1.Установить контакт с собеседником. 2.Начать, поддержать и закончить разговор. 3.Выразить своё отношение к обсуждаемому вопросу. 4.Выяснить мнение и отношение собеседника.
Краткие беседы в начале урока (о погоде, дежурстве, календарных датах, распорядке дня, предстоящих событиях) – важный участок речевой практики.
Учитель – дефектолог реализует технологии коррекционной поддержки, использует весь комплекс средств, необходимых для предупреждения и преодоления трудностей овладения диалогом.
Главное требование к процессу образования в нашей школе - это организация развивающей слухоречевой среды, становление и развитие речи неслышащих школьников. Основными условиями создания слухо – речевой среды являются следующие:
1.Мотивированная речь (общение с детьми в процессе деятельности);
2.Формирование у детей потребности в речевом общении. У нас в школе проходят речевые конференции с инсценировкой сказок и других литературных произведений, с презентациями; слухо – речевые олимпиады; конкурсы чтецов; школьные праздники.
3.Обязательное использование учащимися индивидуальных слуховых аппаратов;
4.Поддержание всех проявлений речи ребёнка, каким бы ни был их уровень, побуждение детей к активному применению речи;
5.Использование остаточного слуха для формирования устной речи. Работа по развитию остаточного слуха проводится на протяжении всех лет обучения и на всех этапах учебно – воспитательной работы.
6.Контроль за произношением детей осуществляется всеми педагогами школы;
7.Соблюдение единых требований к речи взрослых;
8.Оформление речевого материала на стендах, находящихся в фойе школы, раздевалке, столовой, библиотеке, в кабинете врача.
Материал диалогов можно использовать для развития речевого дыхания, интонации, темпа речи, для закрепления правил орфоэпии, автоматизации звуков в связной речи.
На индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения используется звукоусиливающая аппаратура стационарная индивидуального пользования, индивидуальные слуховые аппараты нового поколения, компьютеры (просмотры слайдов, для определения темы диалога; выполнение тренировачных упражнений), видиокамеры, спомощью которых можно воспринимать диалог незнакомых людей слухозрительно или на слух. Информационно – коммуникативные технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне и повышают возм
.
ожности образовательной среды.
Такая организация коррекционно – развивающей образовательной среды даёт возможность неслышащим учащимся овладеть навыками диалога, получить определённый к
руг знаний, практических умений и навыков, позволяет развивать личностные качества и в конечном итоге найти своё место в окружающем социуме.