Презентация по обществознанию на тему Рекомендации к выполнению заданий ЕГЭ по обществознанию
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.2) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.3) Деятельность — это специфический способ существования человека.4) Духовная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.5) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т. п.
Необходимо внимательно прочесть условие задания, уяснить вопрос (требование), припомнить соответствующую информацию, попытаться сократить объём необходимой информации до конкретной темы (проблемы, понятия), проанализировать все предложенные варианты ответа, выбрать верные и убедиться в их правильности.Вообще, возможно несколько логических путей выполнения подобных заданий. Во-первых, проектирование возможного правильного ответа и поиск его среди предложенных вариантов (например, в ситуации распознания понятия по существенным признакам или проявлениям), во-вторых, анализ предложенных вариантов ответа применительно к условию и требованию задания. Возможен также анализ предложенных вариантов ответа с целью исключения заведомо неверных вариантов ответа и выявления правильных вариантов. Выбор логического пути выполнения конкретного задания определяется особенностями мышления человека, глубиной его знаний и степенью развития предметных и общеучебных умений;
Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.ПРИЗНАКИ ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫА) эстетические оценки социальных явлений 1) искусствоБ) образность и наглядность 2) наукаВ) проверяемость и воспроизводимостьполученных результатовГ) эмоциональностьД) стремление к достоверностиОтвет:Осталось записать ответ. В отличие от предыдущего задания, здесь порядок записицифр в ответе имеет принципиальное значение. Рекомендуем при выполнении заданияпользоваться таблицей записи ответов, приведённой непосредственно после текста задания.Необходимо проверять, все ли элементы первого столбца учтены в ответе. Следует аккуратно переносить полученную комбинацию цифр без запятых и иных символов в бланк ответов (буквы из первой строки таблицы переносить в бланк ответов не надо);
В государстве Z существует наследственная передача королевской власти. Регулярно на альтернативной основе происходят выборы в парламент, выполняющий законодательные функции. В стране представлен широкий спектр политических идеологий, права и свободы граждан гарантированы законом. Государство Z включает в себя территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.1) конституционная монархия 4) демократическое государство2) президентская республика 5) абсолютная монархия3) федеративное государство 6) унитарное государствоПроцесс решения подобных задач сводится к соотнесению предложенных вариантовответа с преобразованными данными условия. Формат задания предполагает поиск в при-ведённом списке элементов ответа, соответствующих требованию задания, с последующей записью цифр, под которыми они указаны, в строку ответов.Обращаем внимание, что количество верных позиций не фиксировано. В зависимостиот конкретного задания в ответе может быть от 2 до 5 позиций.
Запишите слово, пропущенное в таблице.Можно предложить следующий алгоритм выполнения подобных заданий:1) выявить область обществоведческого знания, понятие из которой требуется опреде-лить (обратите внимание на название таблицы и отдельных столбцов: в нашем случае речьидёт об избирательных системах);2) проанализировать полностью заполненную строку таблицы (в нашем примере при-ведена характеристика пропорциональной избирательной системы);3) выявить в условии существенные признаки искомого понятия (в нашем случае этоодномандатные округа, избрание кандидата, набравшего большинство голосов);4) привлечь обществоведческие знания о типах избирательных систем.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ТИПЫИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМПРИЗНАКИ…От каждого избирательного округа избранным считается один депутат, который набрал большинство голосовПропорциональнаяМеста в представительном органе распределяются в соответствиис количеством голосов, поданных за список политической партии
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.1) моральные нормы; 2) позитивные санкции; 3) социальный контроль; 4) правовые нормы; 5) негативные санкции.Формат подобных заданий предполагает список из пяти понятий (позиций), одно из которых является обобщающим для четырёх других. Требование задания связано с поиском этого понятия и записью цифры, под которой оно указано.Как выполнять подобные задания? Прежде всего обучающемуся необходимо внимательно проанализировать перечень и определить область обществоведческого знания. Очевидно,что в приведённом примере речь идёт о социальном контроле. Внимательно прочитав каждый из предложенных терминов, получаем правильный ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы; 5) проведение эксперимента; 6) эмпирическое описание.Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.Как выполнять подобные задания?Прежде всего следует уяснить смысл родового понятия (термина). В этом примере речь идёт о методах научного познания. Следовательно, анализируя предложенный ряд терминов, обучающийся должен найти термины, связанные с различными методами, используемыми в научном познании. Внимательно прочитав каждый из предложенных терминов, вспомнив его сущностные характеристики, приходим к выводу, что наблюдение (1), выдвижение гипотез (4), проведение эксперимента (5), эмпирическое описание (6) являются методами научного познания, а вот ощущение (2) и суждение (3) относятся к формам познавательной деятельности. Следовательно, правильный ответ
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.«Мотивом __________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется.В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________(В), социальной группы, общества в целом. __________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми.__________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использованотолько один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.Список терминов:1) Потребность 2) деятельность 3) природа 4) социальный 5) естественный6) подлинный (разумный) 7) индивидуальность 8) индивид9) идеальный (духовный)
При выполнении задания обучающемуся необходимо прочитать и осмыслить каждое предложение текста, спрогнозировать, какие термины могли бы быть на месте пропусков, и обратиться к приведённому списку терминов. Заметим, что при выполнении данного задания нередко грамматическая форма искомого слова/словосочетания может стать подсказкой (например, если пропущено прилагательное или глагол). Целесообразно рекомендовать обучающимся отмечать в списке уже использованные термины — это облегчит выбор следующих слов и позволит избежать дублирования. В этом задании порядок записи цифр в ответе имеет принципиальное значение. Рекомендуем при выполнении задания пользоваться таблицей записи ответов, приведённой непосредственно после текста задания.
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.(А) Несколько энергетических компаний заявили о своём слиянии. (Б) Курс акций большинства из этих компаний вырос. (В) Акция — это ценная бумага, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов. (Г) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Д) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка.Определите, какие положения текста имеют:1) фактический характер2) характер оценочных суждений3) характер теоретических утверждений
Для успешного выполнения подобного задания прежде всего обучающимся необходимо уяснить, что такое социальный факт, теоретическое утверждение и оценочное суждение.В обычном смысле социальным фактом называют реальное событие, явление, которое может быть локализовано во времени и пространстве (то, что реально произошло где-то в конкретный момент времени). В более широком смысле под социальным фактом понимают знание о событии, которое описано с учётом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место.Человек, как правило, не может беспристрастно относиться к происходящим в обществе событиям, процессам — у него формируется собственное отношение, мнение, оценка. Мнение может содержать не только положительное или отрицательное отношение к социальному объекту, процессу, но и разного рода предположения о его свойствах и тенденциях развития, прогностические суждения, скептическое отношение к ранее полученным знаниям об объекте и т. п.Теоретическое утверждение является результатом обобщения информации о множестве аналогичных фактов, явлений, процессов, поэтому оно фиксирует сущностные характеристики целого класса (вида, рода) объектов, процессов, их структурно-функциональные и прочие связи.
Можно рекомендовать обучающимся следующий алгоритм выполнения подобных заданий.1) Внимательно прочитайте текст полностью, осмыслите его содержание. Не следует пытаться определять характер того или иного положения вне общего контекста.2) Последовательно проанализируйте каждое положение текста. В нашем примере пункты (А) и (Б) содержат факт (о слиянии нескольких компаний и изменении курса акций), пункт(В) — определение понятия «акция», т. е. теоретическое утверждение; пункт (Г) — оценку возможных последствий, пункт (Д) — оценочное суждение. Так мы получим ответ:3) Прочтите текст ещё раз и проверьте себя.Осталось записать ответ. Здесь порядок записи цифр в ответе имеет принципиальное значение. Рекомендуем при выполнении задания пользоваться таблицей записи ответов,приведённой непосредственно после текста задания.
Третье и четвёртое задания к мини-тесту на анализ источника социальной информации.Третье задание (номер в работе 23) нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с привлечением контекстных знаний, фактов общественной жизни или личного социального опыта.Четвёртое задание (номер в работе 24) предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.Ответы на задания 23 и 24 не предполагают простого цитирования текста. Рекомендуем обращать внимание на указание в задании дополнительных источников информации (могут быть указаны обществоведческий курс, знания из других учебных дисциплин, факты общественной жизни, личный социальный опыт) и требуемый поэлементный состав ответа. Не рекомендуем «перестраховываться» и писать существенно больше, чем требуется в задании (например, пять-шесть аргументов или примеров вместо трёх), — экзаменуемый потеряет время и может допустить «лишние» ошибки.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.Выполнение задания включает три компонента — раскрытие смысла понятия и составление двух предложений о заданных аспектах понятия.Отметим, что задание не требует записи определения понятия, достаточно в любом количестве предложений показать его существенные признаки (хотя если экзаменуемый знает определение понятия, он может записать его). Неверное раскрытие смысла (или полное отсутствие этого элемента ответа) при любом количестве других элементов ответа оценивается 0 баллов.Далее следует внимательно прочесть другие требования задания и уяснить, о каких аспектах понятия следует составить предложения.В нашем случае требуется составить одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
При составлении предложений необходимо использовать имеющиеся обществоведческие знания. «Пустые» предложения, в которых центральное понятие (или его аспект) лишь упоминается, но никак не раскрывается, не будут оцениваться. Сравним суждения «Особенностью демократического режима является следование демократии» и «Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан». В первом случае мы видим «пустое», неинформативное предложение, которое не содержит никакой информации о каких-либо особенностях демократического режима. Во втором предложении указана конкретная особенность демократического режима, т. е. требование задания (в этой части) выполнено.
Задание 26 — задание высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону (или их взаимосвязь) с помощью примеров из социальной жизни и(или) личного социального опыта.Данный тип заданий имеет несколько моделей условия и вытекающих из него требований: «Назовите… и проиллюстрируйте примерами…», «Приведите три примера, иллюстрирующие…», «Проиллюстрируйте примером … В каждом случае запишите сначала положение, а затем — соответствующий пример». Эти требования «разворачивают» проверяемый вид деятельности, пошагово фиксируя порядок выполнения.«Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, весьма объёмное и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из личного социального опыта выпускников или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути всё большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т. д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.Рекомендуем пошагово выполнять требования задания. Сначала вспомнить и записать основания приобретения права собственности, а затем подобрать соответствующие примеры. Так обучающийся «не потеряет» оцениваемые элементы ответа и сможет лучше контролировать качество приводимых примеров (их связь с иллюстрируемым основанием), чтобы не получилось ситуации, когда все примеры иллюстрируют одно основание.В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности:1) изготовление или создание новой вещи для себя (например, Анна сшила себе платье);2) купля-продажа (например, Владимир купил в магазине мебель для кухни);3) мена (например, Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на равноценную квартиру в другом городе);4) дарение (например, Виталий подарил Татьяне кольцо).
Задание 27 представляет собой задание-задачу, содержащую условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (требования) к нему. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определённой проблемы.В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи. Они могут быть классифицированы в зависимости от содержания условия или характера требований. В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблемное высказывание (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера; конкретный реальный социальный факт или явление. По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые требуют подводить данные условия под общее понятие (от частного к общему); объяснять существующие взаимосвязи.
В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое — это знатное. Второе — состояниесвободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью; третье — крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница».Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.В таблице приведена система оценивания данного задания.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)БаллыВ правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:1) сфера общественной жизни — социальная;2) исторический тип стратификации — сословная;3) критерии стратификации современного общества:– объём власти;– уровень доходов;– уровень образования;– престиж профессии.Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировкахПравильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия3Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия.ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия2Правильно указаны сфера и тип стратификации.ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия1Правильно указана только сфера.ИЛИ Сфера не указана (указана неправильно) независимо от наличия других элементов ответа.ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.ИЛИ Ответ неправильный0Максимальный балл3
Данный тип заданий требует составления сложного плана развёрнутого ответа по конкретной теме/проблеме обществоведческого курса. 3 баллаНапомним, что план — чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.Прежде чем приступить к составлению плана, необходимо чётко уяснить сущность требования, из которого вытекают оцениваемые элементы ответа.Выполнение этого задания предполагает:1) выявление вопросов (пунктов плана), обязательных для раскрытия предложенной темы (не менее трёх);2) продумывание формулировок пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме;3) составление сложного плана, т. е. детализация в подпунктах не менее двух пунктов плана.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и ихвоздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствиис которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менеетрёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.Один из вариантов плана раскрытия данной темы1. Понятие налогов и их виды:а) прямые;б) косвенные.2. Системы налогообложения:а) пропорциональная;б) прогрессивная;в) регрессивная.3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций:а) фискальная;б) частичное перераспределение доходов;в) регулирование экономических отношений;г) стимулирующая;д) контрольная и др.4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.
29 Мини-эссе. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в формемини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), приаргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курсаобществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.
Итак, требуется:1) раскрыть смысл выбранного высказывания;2) изложить свои мысли по обозначенной автором проблеме, показывая при этом обществоведческие знания (понятия, теоретические положения и т.д.) и умение рассуждать;3) подкрепить свои рассуждения фактами общественной жизни и личного социального опыта.После этого приступаем к выбору темы. Всего предлагаются пять тем, которые условно соотнесены с контекстами философии, экономики, социологии и социальной психологии, политологии, правоведения. Соотнесение высказывания с тем или иным контекстом может помочь при раскрытии темы, но оно не означает запрета на привлечение знаний из другихобщественных наук (наиболее выигрышно смотрятся эссе, в которых авторы смогли показать различные аспекты проблемы, продемонстрировать знание разных общественных наук).
Рекомендуем выбирать ту тему, которая, во-первых, вам понятна (смысл которой вы можете сформулировать), во-вторых, даёт возможность показать теоретические знания, по рассуждать. Целесообразно составить на черновике план мини-сочинения, заложив в него основные идеи, логические шаги раскрытия проблемы, а также понятия и теоретическиеположения, которые планируется использовать. В дальнейшем к нескольким пунктам плана подобрать соответствующие примеры.Всего 5 баллов.