Презентация по обществознанию на тему Методика работы с заданиями типа С7 по обществознанию(9, 11 класс)
Методика работы с заданиями типа С7 по обществознаниюПодготовила учитель истории и обществознания: С.А. Мирошникова
Характеристика заданияРазновидности заданияСловарная работаРазбор задачи по алгоритмуАлгоритм работы над заданиемОбществознание???С 7???
Задание - задача на анализ представленной информации, в том числе статистической и графической.Структура задачи:Задание - задачаТребование(вопрос или система вопросов, указание по интерпретации условия)Условие(проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.д.)За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе 2 или 1 балл.
Разновидности заданияСодержит реальные факты общественной жизни в прошлом и настоящемПо содержанию условий задание…По характеру требований задания …Направленные на установление по приведенным социальным фактам общего явленияУстановление причинно-следственных связей между приведенными социальными фактамиФормулировка выводов на основе приведенных фактовСодержит афористические, нередко спорные суждения ученого философа, ученого, писателяВключает статистические данные, предъявленные в виде диаграмм, гистограмм и т. п.Содержит конкретные общественные ситуации разного характераФормулирование оценки того или иного высказывания
Словарная работа.В требовании к задаче встречаются различные термины: вывод, оценка, тезис, фактор, аспект, суждение – объяснение, особенности, причины, проявление, обоснование, предположение.
Тезис Положение которое кратко передает одну из основных мыслей;это выдвинутое суждение, которое обосновывается в процессе аргументации.Аргумент— утверждение (посылка) или группа утверждений (посылок), приводимые в подтверждение другого утверждения (заключения);Довод служащий доказательством чего либо.Аспект (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрения) — одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения, то, как он видится с определённой позиции.
Алгоритм работы над заданием.Прочитать условие задачи.Подчеркнуть одной линией требования задачи (при наличии нескольких требований - пронумеровать)Соотнести требование с условием: найти и подчеркнуть волнистой линией полезную информацию содержащуюся в явном или неявном виде в условии;Определить тематическую принадлежность задания;Сузить данную область знаний до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;Соотнести эту информацию с условием задачи.Наметить предполагаемый ответ в соответствии с требованием.Продумать аргументы, подкрепляющие каждый этап своего решения.Сформулировать предполагаемый ответ.
Проверка предполагаемого ответа.Определить: соответствует ли ответ существу требований задачи; если в задаче поставлено несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них; нет ли противоречий между приведенными аргументами; нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению; можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным; не следует ли из условия задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены вами.Записать ответ.
1.Прочитать условие задачи.Гражданин А., находясь в разводе со своей женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. Сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем, что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. Должен ли в этом случае сын оказывать отцу материальную помощь? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
2. Подчеркнуть одной линией требования задачи (при наличии нескольких требований - пронумеровать)Гражданин А., находясь в разводе со своей женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. Сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем, что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. 1 Должен ли в этом случае сын оказывать отцу материальную помощь? 2-3 Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
3. Соотнести требование с условием: {69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Найти и подчеркнуть прямой линией полезную информацию содержащуюся в явном или неявном виде в условии;Гражданин А., находясь в разводе со своей женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. Сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем, что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. Определить тематическую принадлежность задания Конституция РФ, Право, Семейное правоСузить данную область знаний до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить Согласно Конституции РФ взрослые дети должны оказывать материальную поддержку своим нетрудоспособным родителям.Согласно Семейному кодексу суд может взыскать с сына алименты в пользу нетрудоспособного отцаСоотнести эту информацию с условием задачи.
4. Наметить предполагаемый ответ в соответствии с требованием.Сын обязан оказывать отцу материальную помощь.
5. Продумать аргументы, подкрепляющие каждый этап своего решения.Согласно Конституции РФ взрослые дети должны оказывать материальную поддержку своим нетрудоспособным родителям.Согласно Семейному кодексу суд может взыскать с сына алименты в пользу нетрудоспособного отца
6. Сформулировать предполагаемый ответ.Сын обязан оказывать отцу материальную помощь.Аргументы:Согласно Конституции РФ взрослые дети должны оказывать материальную поддержку своим нетрудоспособным родителям.Согласно Семейному кодексу суд может взыскать с сына алименты в пользу нетрудоспособного отца
Содержит конкретные общественные ситуации разного характера в прошлом и настоящем.Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера иллюстрирующих данное свойство.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1)свойство общественного прогресса: противоречивый характер;2)примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:— египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;— прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;— рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни — все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.Могут быть приведены другие проявления противоречивости прогресса
Включает статистические данные, предъявленные в виде диаграмм, гистограмм и т. п.Ниже приведены данные опроса, проведенного ВЦИОМ Респондентам был задан вопрос: «Удовлетворены ли вы качеством жилищно-коммунальных услуг?» Результаты опроса представлены в гистограмме. Какой вывод можно сделать на основании предложенных данных? Сформулируйте любые два вывода на основании представленных данных. Выскажите два предположения о причинах данных результатов.
Содержит афористические, нередко спорные суждения ученого философа, ученого, писателяАнглийский философ Г. Бокль писал: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны те, в которых человек наиболее деятелен». Как это высказывание, произнесённое около двух веков назад, отражает понимание эволюции человеческого общества? Определите основной вектор развития общества. Каковы, на Ваш взгляд, основные ценности современного общества? Укажите две любые ценности.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.1. Сформулировано понимание слов автора, например:автор связывает развитие общества, процветание стран с возрастающей активностью человека, способной преодолеть даже неблагоприятные природные факторы, например отсутствие полезных ископаемых;2. Определен основной вектор общественного развития, например: развитие техники, технологий, способов воздействия человека на окружающую среду, путей удовлетворения растущих человеческих потребностей3. Указаны две ценности современного общества: инициативность человека, свободная реализация его свободы; динамичность развития, способность общества быстро осваивать инновации; рационализм, научность, технологичностьМогут быть указаны и иные адекватные ценности.
Содержит конкретные общественные ситуации разного характераВладелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении договора? (Укажите три нарушения.)
В правильном ответе могут быть указаны следующие нарушения:продолжительность рабочего дня несовершеннолетних не может превышать 5 часов, здесь больше;рабочая смена не может заканчиваться позднее 22 часов, здесь до 23.00;можно привлекать к работе только во внеучебное время, а здесь с 12.00договор заключается только, с лицами достигшими 16-летнего возраста
Направленные на установление по приведенным социальным фактам общего явленияГосударство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые два иных признака этой экономической системы.
В правильном ответе должны быть указаны:это командно-адмистративная экономическая система.Доказательство: законом установлено господство государственной собственностиМогут быть приведены следующие признаки:централизованное ценообразование;директивное управление экономикой;отсутствие рыночных механизмов управления экономикой;плановое развитие.Могут быть указаны и иные признаки, не искажающие смысла.
Установление причинно-следственных связей между приведенными социальными фактамиЕсли в стране с рыночной экономикой правительство введет твердые ценына продукты питания, как это повлияет на поведение товаропроизводителей? Приведите три аргумента.
Формулировка выводов на основе приведенных фактовПо данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн. человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн. человек в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн. человек в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:1) выводы, например:страны Южной и Юго-Восточной Азии лидируют по числу детей, не посещающих школу;уровень образованности населения в странах «третьего мира» ниже, чем в странах Запада;2) возможная причина, допустим:низкий уровень экономического развития не позволяет некоторым государствам создать и содержать развитую систему образовательных учреждений;значительная часть населения этих стран недооценивает значение образования в современную эпоху и предпочитает школе для своих детей их раннее приобщение к труду.Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и указаны иные причины
Формулирование оценки того или иного высказывания, социального факта( явления) с предложенных позицийСовременный мир называют сетевым. Многие ученые отмечают, что символами современного мира и человека стали компьютер и Интернет. Сформулируйте свою точку зрения на роль компьютера и Всемирной паутины в жизни современного общества. Приведите два аргумента в её обоснование.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.1. сформулировано мнение ученика, например:компьютер и Интернет стали неотъемлемой частью жизни современного человека, как профессиональной, так и частной, можно говорить, что современный человек освоил "сетевой образ жизни".2. Приведены аргументы, допустим многие люди в своей работе используют компьютер, принимают и перерабатывают определенную информациюв частной жизни люди знакомятся и общаются в Интернете, участвуют в социальных сетях, общаются в форумах и чатах; досуг многих людей связан с компьютерными играми, за которыми они проводят по многу часов.Могут быть приведены другие аргументы.