Конспект урока Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья

Тема урока:
Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья.

Цель урока:
Дать представление о развитии науки и образования в период расцвета Средневековья.
Дать общее представление о философских направлениях.
Продолжить воспитание чувства уважения к знаниям и науке на примере выдающихся ученых.

Основные понятия: университет, рационализм, схоластика, логика, томизм.
Оборудование на уроке: иллюстрация учебника.
План урока:
Средневековые университеты
Вера, разум, и опыт
Вершина средневековой философии.

Ход урока:
1. Развитие городов и другие перемены в жизни общества сопровождались и изменениями системы образования. В раннее Средневековье образование можно было получить в монастырях, то позже начали действовать школы в городах. Все больше людей стремилось получить образование. В крупных городах при соборах возникали школы, в которых изучали логику (это греческое слово в Средние века означало способность правильно и последовательно мыслить), право, философию, медицину, читали произведения латинских и греческих арабских авторов. Одной из самых лучших школ считалась школа в городе Шартр. Её руководитель говорил такие знаменитые слова: «Мы карлики сидящие на плечах гигантов. Им мы обязаны тем, что можем видеть дальше их»
Некоторые из городских школ со временем пришли в упадок, а другие перешли на новый более высокий уровень и превратились в университеты.
Слово Университет в переводе с латинского означает «университас», что означало совокупность, объединение. Только университеты имели присваиват
·ь ученые степени, выпускники имели право преподавать по всей христианской Европе.
Во главе Ун. Стоял выборный ректор. Ун. Делился на факультеты, каждый из которых возглавлял декан.
Сначала обучались на факультете свободных искусств, далее выслушав определенное количество курсов, студент становился бакалавром, а потом и магистром искусств.
Университетское образование было открыто для всех желающих. Среди студентов были и богатые и бедные.
2. Вера, разум и опыт.
В начале 12 в. Среди преподавателей парижских школ выделились несколько философов. Это Пьер Абеляр, который считался одним из основателей рационализма (от латинского слова «рацио» - разум.
Следующим философом был Роджер Бэрнар, он считал , что только опыт позволяет проверить, верны ли наши знания. (по каждому философу 1 ученик готовит доклад)
3. Вершина средневековой философии.
Одним из величайших достижений средневековой философии и культуры была схоластика от латинского «схола» - школа. Школа схоластики считала, что вера и и знание должны гармонично сочетаться и помогать друг другу. Разум не вкоем случае не должен ставить под сомнение истины веры. Схоластика родилась 11в. Её вершиной является творчество святого Фомы Аквинского. Его учение называли томизм (по его имени Фома по - итальянски Томмазо.
А сейчас ребята выступят по своим докладам по философам. (Пьер Абеляр, Роджер Бэкон, Фома Аквинский).
Д/З п.22 вопросы 2,3.
15