Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс (И. Семакин, Е. Хеннер) для индивидуальной работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №4 г. Данкова Липецкой области
Рассмотрена на заседании ШМО учителей информатики и ИКТ
____ августа 2016 года Протокол № ___
Утверждено
приказом №______ МБОУ лицей №4
г. Данкова Липецкой области
______ августа 2016 года
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для 11-х классов для индивидуальных занятий
(базовый уровень)
на 2016-2017 учебный год
Учитель информатики и ИКТ:
Янченко В.В.
2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса по предмету «Информатика» составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации ( Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 год
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
стандарт общего образования по информатике и ИКТ;
стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень);
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Каждый урок информатики в средней школе состоит как минимум из трех видов деятельности ученика: теоретической работы с текстом учебника, иллюстрациями и ответов на вопросы; выполнения теоретических заданий в рабочей тетради; компьютерного практикума.
Технологии обучения
Проведенная в предыдущих классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть свои плоды: учащиеся самостоятельно работают с учебником, выполняют задания в тетради, выбирают и выполняют посильные для себя задания компьютерного практикума.
В 10 классе отрабатываются навыки исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Виды и формы контроля
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве форм контроля используется тестирование, выполнение практических работ.
Информация об УМК
Преподавание «Информатики и ИКТ» в 11 классе ведётся на основе УМК под редакцией И.Г. Семакина:
Программа,
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Материалы авторской мастерской Семакина И.Г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Количество часов для реализации программы:
11 класс – 17 часов - 0,5 часа в неделю, в том числе 2 часа резервного времени (практические работы – 8, зачетные работы – 3).
Содержание учебного предмета
Компьютерные технологии представления информации (4 час)
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.
Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Практическая работа
Представление информации в компьютере.
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов(5 час)
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Практическая работа
Создание и преобразование информационных объектов.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 час)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Практическая работа
Компьютерные сети.
Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.
Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта
Основы социальной информатики ( 1 час)
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Резерв учебного времени – 2 час.
Всего – 17 час.
Тематическое планирование
№
п/п
Содержание учебного материала
Количество
часов
Компьютерные технологии представления информации
4
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
5
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
5
Основы социальной информатики
1
Резерв
2
Итого по всем разделам:
17
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс
Тема урока
Дата
Примечание
№
урока
Содержание
по
плану
по
факту
Компьютерные технологии представления информации - 4 ч
1
Техника безопасности. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.
Двоичное представление информации в компьютере Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой..
2
Запись чисел в различных системах счисления, Представление текстовой информации в компьютере.
Перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Кодовые таблицы.
3
Два подхода к представлению графической информации. Практическая работа №1 по теме «Представление информации в компьютере» .Представление звуковой информации. Практическая работа №2 по теме «Представление информации в компьютере»
Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
4
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов – 5 ч
5
Текст как информационный объект. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
6
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Практическая работа №3 по теме «Создание и преобразование информационных объектов». Основные способы представления математических зависимостей между данными. Практическая работа №4 по теме «Создание и преобразование информационных объектов»
7
Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей) Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц.
8
Графические информационные объекты. Практическая работа №6 по теме «Создание и преобразование информационных объектов» Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Практическая работа №7 по теме «Создание и преобразование информационных объектов»
9
Создание мультимедийной презентации. Практическая работа №8 по теме «Создание и преобразование информационных объектов»
Создание мультимедийной презентации. Практическая работа №9 по теме «Создание и преобразование информационных объектов» Зачетная работа «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов»
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) – 5 ч
10
Каналы связи и их основные характеристики. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Практическая работа №10 по теме «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей»
Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи.
11
Возможности и преимущества сетевых технологий. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Практическая работа №11 по теме «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей»
Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
12
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Практическая работа №12 по теме «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей» Поисковые информационные системы.
Практическая работа №13 «Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче».
Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
13
Инструментальные средства создания Web-сайтов. Инструментальные средства создания Web-сайтов. Практическая работа №14 по теме «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей»
Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.
14
Разработка Web-сайта на заданную тему Разработка Web-сайта на заданную тему. Практическая работа №15 по теме «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей»
Гиперссылки на Web-страницах.
Тестирование и публикация Web-сайта
Основы социальной информатики – 1 ч
15
Информационная цивилизация. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Информационные ресурсы общества. Информационная культура.
16
Повторение. Компьютерные технологии представления информации Повторение. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
17
Повторение. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов Повторение. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
ВИДЫ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Зачетная работа «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов»
Практическая работа по теме «Представление информации в компьютере»
Практическая работа по теме «Создание и преобразование информационных объектов»
Практическая работа по теме «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей».
литература и средства обучения
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2013г.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Операционная система Windows
Пакет офисных приложений MS Office
13PAGE \* MERGEFORMAT141415
2ђЗаголовок 12ђЗаголовок 22ђЗаголовок 315