Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов для индивидуального обучения (Учебник Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., 2015.)


ГБОУ «Антрацитовская общеобразовательная школа I-III ступеней №17» ЛНР
УТВЕРЖДАЮ:Директор
__________________ В.Н.Чайковская «_____»_______________2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатике и ИКТ для индивидуального обучения
(основной уровень)
10-11 класс
Составитель рабочей программы: Парамонова Виктория Павловна.
2016


РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа адресована для учащихся, которые находятся на индивидуальном обучении в 10-11-х классах.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе учебных заведений ЛНР на временные государственные образовательные стандарты», который составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (5-9 классы) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897);Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 июня 2015 года № 221 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию рабочих учебных планов образовательных учреждений Луганской Народной Республики на 2015-2016 учебный год»;
Приказом Министерства образования и науки ЛНР № 203 от 01. 06. 2016 года, приказом Управления образования Администрации м. Антрацит и Антрацитовского района «Об организованном начале 2016 – 2017 учебного года в образовательных заведениях» от 06.07.2016 г. № 340;
Методическими рекомендациями относительно создания рабочих программ по предметам общеобразовательных организаций ЛНР в 2016-2017 учебном году;
Державними санітарними правилами і нормами влаштування, утримання загальноосвітніх навчальних закладів та організації навчально-виховного процесу ДСанПіН - http://www.dsesu.gov.ua/;
Едиными требованиями относительно оценивания учебных достижений учеников;
Методическими рекомендациями относительно ведения классных журналов 1-11 классов общеобразовательных организаций ЛНР;
Учебным планом ГБОУ «Антрацитовская общеобразовательная школа 1-3 ступеней № 17» ЛНР на 2016 - 2017 учебный год;
Временным Основным Законом (Конституцией) ЛНР;
Законопроектом ЛНР «Об образовании»;
Законом ЛНР «О защите детей от информации, которая наносит вред их здоровью и развитию»;
Законом ЛНР «О патриотическом воспитании».
Согласно рабочему учебному плану для образовательных учреждений на изучение курса Информатика и ИКТ для учащихся, которые находятся на индивидуальном обучении отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 136 часов (68 часов в 10 классе, 68 часов в 11 классе). Обучение ведется по учебникам Информатика, Базовый уровень, Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., 2015.
Главной целью общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учение, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения информатике и ИКТ:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;
освоение ключевых компетенций.
РАЗДЕЛ 2. Общая характеристика учебного предмета
Курс информатики в 10–11 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения основ предмета в 8–9 классах. Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика», изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая содержательная структура образовательной области, которая включает в себя следующие разделы:
1. Теоретические основы информатики.
2. Средства информатизации (технические и программные).
3. Информационные технологии.
4. Социальная информатика.
Учебные предметы, изучаемые в 10–11 классах на базовом уровне, имеют общеобразовательную направленность. Следовательно, изучение информатики на базовом уровне в старших классах продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе. Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для 10–11 классов развивает их по всем отмеченным выше четырем разделам образовательной области. Повышению научного уровня содержания курса способствует более высокий уровень развития и грамотности старшеклассников по сравнению с учениками основной школы. Это позволяет, например, рассматривать некоторые философские вопросы информатики, шире использовать математический аппарат в темах, относящихся к теоретическим основам информатики, к информационному моделированию.
Через содержательную линию «Информационное моделирование» (входит в раздел теоретических основ информатики) в значительной степени проявляется метапредметная роль информатики. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по сравнению с основной школой) уровню изучения вопросов информационного моделирования способствуют новые знания, полученные старшеклассниками при изучении других дисциплин, в частности, математики.
В разделах, относящихся к информационным технологиям, ученики приобретают новые знания о возможностях ИКТ и навыки работы с ними, что приближает их к уровню применения ИКТ в профессиональных областях. В частности, большое внимание в курсе уделяется развитию знаний и умений в разработке баз данных (БД). В дополнение к курсу основной школы изучаются методы проектирования и разработки многотабличных БД и приложений к ним. Рассматриваемые задачи дают представление о создании реальных производственных информационных систем.
В разделе, посвященном Интернету, ученики получают новые знания о техническом и программном обеспечении глобальных компьютерных сетей, о функционирующих на их базе информационных сервисах. В этом же разделе ученики знакомятся с основами сайтостроения, осваивают работу с одним из высокоуровневых средств для разработки сайтов (конструктор сайтов).
Значительное место в содержании курса занимает линия алгоритмизации и программирования. Она также является продолжением изучения этих вопросов в курсе основной школы. Новым элементом является знакомство с основами теории алгоритмов. Углубляются знания языка программирования , развиваются умения и навыки решения на компьютере типовых задач обработки информации путем программирования.
В разделе социальной информатики на более глубоком уровне, чем в основной школе, раскрываются проблемы информатизации общества, информационного права, информационной безопасности.
Методическая система обучения базируется на одном из важнейших дидактических принципов, отмеченных в ВГОС, — деятельностном подходе к обучению.. Каждая учебная тема поддерживается практическими заданиями, среди которых имеются задания проектного характера.. Еще одним источником для самостоятельной учебной деятельности школьников являются общедоступные электронные (цифровые) обучающие ресурсы по информатике. Эти ресурсы могут использоваться как при самостоятельном освоении теоретического материала, так и для компьютерного практикума.
При изучении курса «Информатика» формируются следующие личностные результаты.
1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета, в дальнейшей профориентации в этом направлении. В содержании многих разделов учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективы их развития
При изучении курса «Информатика» формируются следующие метапредметные результаты.
1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах, таких как:
учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;
изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;
алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:
формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;
ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов.
3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности. Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются. В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.
4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального, дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.
При изучении курса «Информатика» формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов
Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня
Владение знанием основных конструкций программирования
Владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц
Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ
Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации
Сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса)
Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных
Сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними
Владение компьютерными средствами представления и анализа данных
Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации
Сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете
Раздел 3. Требования к уровню усвоения учебного материала
Учащиеся должны знать:
три философские концепции информации
понятия «кодирование» и «декодирование» информации
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
роль информационных процессов в системах
современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность, «шум» и способы защиты от шума
основные типы задач обработки информации
что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
физические способы защиты информации
программные средства защиты информации
что такое информационная модель - этапы информационного моделирования на компьютере
архитектуру персонального компьютера
основные принципы представления данных в памяти компьютера
назначение и топологии локальных сетей
технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
что такое Интернет, систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен), способы организации связи в Интернете
Учащиеся должны уметь:
решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте
решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
анализировать состав и структуру систем
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известной скорости передачи
осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
применять меры защиты личной информации на ПК
строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
строить табличные модели по вербальному описанию системы
строить алгоритмы управления учебными исполнителями
осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Виды и формы контроля
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве форм контроля используется тестирование, выполнение контрольных и практических работ.
Раздел 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по информатике и ИКТ. Базовый уровень
10 класс (68 часов)
(Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ, 2015)№ п/п Тема (раздел учебника) Всего часов
Раздел 1 «Информация» 22
Введение. Структура информатики. Информация. Представление информации (§§1-2) 6
Измерение информации (§§3-4) 6
Представление чисел в компьютере (§5) 4
Представление текста, изображения и звука в компьютере (§6) 6
Раздел 2 «Информационные процессы» 10
Хранение и передача информации (§7, 8) 2
Обработка информации и алгоритмы (§9) 2
Автоматическая обработка (§10) информации 4
Информационные процессы в компьютере
(§11) 2
Раздел 3 «Программирование» 36
Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование (§12-14) 2
Программирование линейных алгоритмов (§15-17) 4
Логические величины и выражения, программирование ветвлений (§18-20) 6
Программирование циклов (§21, 22) 6
Подпрограммы (§23) 4
Работа с массивами (§24, 26) 8
Работа с символьной информацией. Комбинированный тип данных (§27, 28,29) 6
Всего: 68
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ Тема (раздел учебника) Количество часов Практика
( номер работы) Дата п/п в теме По плану Фактически
Раздел 1 «Информация» 22 1 1 Введение. 1 2 2 Структура информатики. Информация. 1 3 3 Информация. 1 4 4 Информация. 1 5 5 Представление информации 1 6 6 Представление информации 1 Работа 1.1 7 7 Измерение информации 1 8 8 Измерение информации 1 9 9 Алфавитный подход 1 10 10 Алфавитный подход 1 11 11 Содержательный подход 1 12 12 Содержательный подход 1 Работа 1.2 13 13 Представление чисел в компьютере 1 14 14 Представление чисел в компьютере 1 15 15 Представление чисел в компьютере 1 16 16 Представление чисел в компьютере 1 Работа 1.3 17 17 Представление текста, изображения и звука в компьютере 1 18 18 Представление текста, изображения и звука в компьютере 1 19 19 Представление изображения в компьютере 1 20 20 Представление изображения в компьютере 1 Работа 1.4 21 21 Представление звука в компьютере 1 22 22 Представление звука в компьютере 1 Работа 1.5 Раздел 2 «Информационные процессы» 10 23 1 Хранение и передача информации 1 24 2 Хранение и передача информации 1 25 3 Обработка информации и алгоритмы 1 26 4 Обработка информации и алгоритмы 1 Работа 2.1 27 5 Автоматическая обработка информации 1 28 6 Автоматическая обработка информации 1 29 7 Автоматическая обработка информации 1 30 8 Автоматическая обработка информации 1 Работа 2.2. 31 9 Информационные процессы в компьютере
1 Работа 2.3. Выбор конфигурации компьютера 32 10 Информационные процессы в компьютере
1 Работа 2.4. настройка BIOS Раздел 3 «Программирование» 36 33 1 Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование 1 34 2 Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование 1 35 3 Элементы языка Паскаль и типы данных 1 36 4 Элементы языка Паскаль и типы данных 1 37 5 Программирование линейных алгоритмов 1 38 6 Программирование линейных алгоритмов 1 1 Работа 3.1 39 7 Логические величины операции, выражения 1 40 8 Логические величины операции, выражения 1 41 9 Программирование ветвлений 1 42 10 Программирование ветвлений 1 Работа 3.2 43 11 Поэтапная разработка программы решения задачи 1 44 12 Поэтапная разработка программы решения задачи 1 Работа 3.3 45 13 Программирование циклов 1 46 14 Программирование циклов 1 47 15 Вложенные циклы 1 48 16 Вложенные циклы 1 49 17 Итерационные циклы 1 50 18 Итерационные циклы 1 Работа 3.4. 51 19 Вспомогательные алгоритмы 1 52 20 Вспомогательные алгоритмы 1 53 21 Подпрограммы 1 54 22 Подпрограммы 1 Работа 3.5 55 23 Массивы 1 56 24 Массивы 1 57 25 Организация ввода данных с использованием файлов 1 58 26 Организация ввода данных с использованием файлов 1 59 27 Организация вывода данных с использованием данных 1 60 28 Организация вывода данных с использованием данных 1 Работа 3.6. 61 29 Типовые задачи обработки массивов 1 62 30 Типовые задачи обработки массивов 1 Работа 3.7 63 31 Символьный тип данных 1 64 32 Символьный тип данных 1 65 33 Строки символов 1 66 34 Строки символов 1 67 35 Комбинированный тип данных 1 68 36 Комбинированный тип данных 1 Работа 3.8 Всего: 68 Раздел 6. Учебно-методический комплекс
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 9-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 246 с.: ил.
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Практикум 10-11, 2013.
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 102 с.: ил.
Медиаресурсы.
Материалы авторской мастерской Семакина И.Г. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/)
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» http://www.lbz.ru/
Рассмотрено:
Протокол заседания
МО учителей
от _______________
Согласовано:
Зам. директора
по УВР ______ (Рябцева Т.Ф.)
____________дата