Рабочая программа по учебному предмету Окружающий мир 3 класс базовый уровень

МБОУ Наро-Фоминская СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов

Утверждаю
«____»________________2013 г.




Рабочая программа
по учебному предмету
Окружающий мир
3 класс
базовый уровень
на 2013–2014 учебный год

Составитель Мурашкина Ольга Васильевна,
учитель начальных классов






Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир».
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Считаю, что УМК «Школа России» успешно развивается и совершенствуется в соответствии с запросами времени, вбирая в себя лучшее из педагогического опыта, являясь надёжным инструментом реализации задач современного образования в контексте ФГОС.
Авторы учебно-методического комплекса «Школа России» закладывают и реализуют в УМК такие качества, как фундаментальность, надёжность, открытость новому, вариативность. Содержание учебников и рабочих тетерадей являются прекрасной базой для применения всех инновационных технологий. Учебники основательны, методически грамотно построены и, работая по ним, можно достичь тех результатов, которых требует новый стандарт.

Цели изучения курса:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы образовательного учреждения.
Предмет «Окружающий мир» подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Для реализации программного содержания используется учебник А.А.Плешакова ( Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях./Автор: А.А. Плешаков. Москва. «Просвещение» 2013 год.)
Для достижения целей, которые ставятся при изучении предмета «Окружающий мир», предусмотрены соответствующие разделы и темы, разнообразные тексты, задания, система вопросов для коллективного обсуждения, выполнение школьниками учебных проектов, задания для раскрытия причинной связи между процессами и явлениями окружающей действительности.


.Основное содержание программы
Как устроен мир (7 ч).
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство части общества. Человек- часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (19 ч).
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч).
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение).
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики враги здоровья.

Наша безопасность (8 ч),
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом; Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика (12 ч).
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд главная потребность человека.
Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных с гран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Путешествие по городам и странам (12 ч).
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества.


Распределение часов по разделам

№ п/п
Название раздела
Количество часов



по программе


1
Как устроен мир
7


2
Эта удивительная природа
19


3
Мы и наше здоровье
10


4
Наша безопасность
8


5
Чему учит экономика
12


6
Путешествие по городам и странам
12



Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в3 классе начальной школы отводится 2ч в неделю 68ч (34 учебные недели).
Проверочных работ – 6.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


Ценностные ориентиры содержания курса

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения курса
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Планируемые результаты

К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
что такое тела, вещества, частицы;
компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые. Их основные свойства;
компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;
группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены


обучающиеся должны уметь:
различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;
устно описывать объекты природы;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
измерять температуру воздуха с помощью термометра;
проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
оперировать с моделями, указанными в программе;
изготовлять кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи

























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ








Номера уроков
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме
Плановые сроки прохождения
Скорректиро-ванные сроки прохождения



Как устроен мир (7 ч)



1.
Природа. Ценность природы для людей
Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;
-работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
03.09.


2.
Человек
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;
-различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека;
-моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
05.09


3.
Наши проекты: «Богатства, отданные людям»
В ходе выполнения проекта дети учатся:
-определять цели проекта;
-распределять обязанности по проекту в группах;
-собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;
Подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд;
-презентовать проект;
-оценивать результаты работы
10.09


4.
Общество
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-определять место человека в мире;
-характеризовать семью, народ, государство как части общества;
-обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;
-сопоставлять формы правления в государствах мира;
-работать в группе: анализировать таблицу с целбю извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
12.09


5.
Что такое экология
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить:
-анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;
-работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
17.09


6.
Природа в опасности! Охрана природы
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
--устанавливать причинно-следсьвенные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;
-работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу;
-моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;
Обсуждать, как каждый может помочь природе;
-работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в свойм регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе; участвовать в природоохранной деятельности;

19.09


7
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа
Делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументированно отвечать, делать выводы, оценивать свои знания
24.09.




Эта удивительная природа (19 ч)



8
Тела, вещества, частицы
Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
-характеризовать понятия «тела»,. «вещества», частицы»;
-классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ
-наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц
26.09


9
Разнообразие веществ
-Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
-наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;
Практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания. Использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради
01.10


10
Воздух и его охрана
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить:
-анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;
Исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;
Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе
03.10


11
Вода
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить:
-практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради) -работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию
08.10


12
Превращения и круговорот воды
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
-высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;
Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя
10.10


13
Берегите воду!
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;
-работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе
15.10


14
Что такое почва
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;
-высказывать предположения(гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;
Практическая работа:исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез
17.10


15
Разнообразие растений
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;
-знакомиться с группами растений по материалам учебника;
Приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя
22.10


16
Солнце, растения и мы с вами
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;
-моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;
-выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;
-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека
24.10


17
Размножение и развитие растений
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения;
-наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;
-выявлять роль животных в размножении и развитии растений;
-характеризовать с помощью схем стадии развития растений

05.11


18
Охрана растений
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;
-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений
07.11


19
Разнообразие животных
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах;
-классифицировать животных разных групп
12.11


20
Кто что ест?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-характеризовать животных по типу питания;
-приводить примеры животных по типу питания;
-анализировать схемы цепей питания
14.11


21
Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»
В ходе выполнения проекта дети учатся:
-определять цель и этапы работы;
-распределять обязанности;
-совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;
-находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;
-составлять и презентовать «Книгу природы родного края»
19.11


22
Размножение и развитие животных.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-характеризовать животных разных групп по способу размножения;
-моделировать стадии размножения животных разных групп;
-рассказывать, как забатятся домашние животные о своём потомстве;
21.11


23
Охрана животных
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 классах;
-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;
-с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;
-обсуждать меры по охране животных
26.11


24
В царстве грибов
Понимать учебную задачу урока стремиться её выполнить;
-характеризовать строение шляпочных грибов;
-с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные съедобные, несъедобные и ядовитые грибы
28.11


25
Великий круговорот жизни
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы – разрушители;
-обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе
03.12


26
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа
-Выполнять тесты с выбором ответа;
-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов
05.12




Мы и наше здоровье (10ч)



27
Организм человека
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;
-характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
-обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;-
10.12


28
Органы чувств
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;
-распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;
-формулировать правила гигиены органов чувств
12.12


29
Надёжная защита организма
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-практическая работа: изучить свойства кожи;
-характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;
-характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи
17.12


30
Опора тела и движение
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;
-раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;
-следить за правильной осанкой на уроке и вне его;
-выполнять физкультминутки
19.12


31
Наше питание. Проект «Школа кулинаров»
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;
-моделировать строение пищеварительной системы;
-характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;
-обсуждать правила рационального питания
24.12


32
Наши проекты: «Школа кулинаров»
-Готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»
26.12


33
Дыхание и кровообращение
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;
-моделировать строение дыхательной системы;
-характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме
09.01



34
Умей предупреждать болезни
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-характеризовать факторы закаливания;
-формулировать правила закаливания;
-составлять памятку по закаливанию
14.01


35
Здоровый образ жизни
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;
-обсуждать и фармулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;
16.01


36
Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа
Выполнять тесты с выбором ответа;
-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов
21.01




Наша безопасность (8 ч)



37
Огонь,вода и газ
-Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить;
-актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1-2 классах;
-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
-моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;
-называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей
23.01


38
Чтобы путь был счастливым
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах;
-работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;
-обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными
28.01


39
Дорожные знаки
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 классах;
-анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;
-выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков
30.01


40
Наши проекты «Кто нас защищает»
-В ходе выполнения проекта дети учатся:
-находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;
-оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.
-презентовать и оценивать результаты проектной деятельности
04.02


41
Опасные места
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;
-обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его
06.02


42
Природа и наша безопасность
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-характеризовать опасности природного характера;
-находить в атласе –определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах
-отличать гадюку от ужа
11.02


43
Экологическая безопасность
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-анализировать по схеме цепь загрязнения;
-приводить примеры цепей загрязнения;
-моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;
-обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды
13.02


44
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» Проверочная работа
-Выполнять тесты с выбором ответа;
-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов

18.02




Чему учит экономика (12 ч)



45
Для чего нужна экономика
-Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить;
-раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
-различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;
-характеризовать роль труда в создании товаров и услуг
20.02


46
Природные богатства и труд людей – основа экономики
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;
-приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;
-прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;
Раскрывать роль науки в экономическом развитии
25.02


47
Полезные ископаемые
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах;
-0определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;
-выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;
-характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки)
27.02


48
Растениеводство
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством, различать и классифицировать культурные растения,
-характеризовать роль выращивания культурных растений в экономик и труд растениеводов,
-выявлять связь растениеводства и промышленности
- формулировать выводы из изученного материала,
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
04.03


49
Животноводство
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-классифицировать домашних сельскохозяйственных животных,
- характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов,
-выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности
- формулировать выводы из изученного материала,
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
06.03


50
Какая бывает промышленность
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать отросли промышленности по их роли в производстве товаров,
-соотносить продукцию и отросли промышленности,
- выявлять взаимосвязь отраслей промышленности,
-характеризовать труд работников отраслей промышленности
- формулировать выводы из изученного материала,
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
11.03


51
Наши проекты :«Экономика родного края»
-собирать информацию об экономике своего края (села)
-оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.;
-коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»
-презентовать и оценивать результаты проектной деятельности
13.03


52
Что такое деньги
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать виды обмена товарами (бартер и купли-продажа);
моделировать ситуации и купли-продажи
-раскрывать роль денег в экономике,
- различать денежные единицы разных стран
- формулировать выводы из изученного материала,
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
18.03


53
Государственный бюджет
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы
-определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета,
-выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства,
-моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач
- формулировать выводы из изученного материала,
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
20.03


54
Семейный бюджет
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы
-выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь,
- определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья,
-обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными, моделировать семейный бюджет
- формулировать выводы из изученного материала,
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
01.04


55
Экономика и экология
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду
-раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией, обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза
-приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов
-моделировать экологические прогнозы
- формулировать выводы из изученного материала,
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
03.04


56
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика» Проверочная работа.
--Выполнять тесты с выбором ответа,
- оценивать правильность
/неправильность предложенных ответов,
- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.
08.04




Путешествие по городам и странам (12 ч)



57-59
Золотое кольцо России
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России,
-рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца
-составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу
-выполнять задания из электронного приложения к учебнику
- формулировать выводы из изученного материала,
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
10.04
15.04
17.04


60
Наши проекты: «Музей путешествий»
- собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.),
-составлять этикетки (кем, когда и где собран материал)
-оформлять экспозицию музея;
- готовить сообщения;
презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов
22.04


61
Наши ближайшие соседи
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы,
-обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения,
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику
- формулировать выводы из изученного материала,
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
24.04


62
На севере Европы
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране),
- подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений
-соотносить государства и их флаги,
- узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, её замечательных людей
- формулировать выводы из изученного материала,
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
29.04


63
Что такое Бенилюкс
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений
-описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям,
- выполнять задания электронного приложения к учебнику
- формулировать выводы из изученного материала,
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
06.05


64
В центре Европы
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений
-узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям,
- выполнять задания электронного приложения к учебнику
- формулировать выводы из изученного материала,
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


08.05


65
По Франции и Великобритании
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений
-описывать достопримечательности Франции по фотографиям,
- выполнять задания электронного приложения к учебнику
-формулировать выводы из изученного материала,
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
13.05


66
На юге Европы
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений
-описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям,
-выполнять задания электронного приложения к учебнику
-формулировать выводы из изученного материала,
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



15.05


67
По знаменитым местам мира
-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и её столиц на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений
-описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику
-формулировать выводы из изученного материала,
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
20.05


68
Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа
--Выполнять тесты с выбором ответа,
- оценивать правильность
/неправильность предложенных ответов,
- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.
22.05
27.05





Материально-техническое обеспечение:
1.Печатные пособия.


1.Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2013
2.Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь В 2ч..3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков.-М.:Просвещение, 2013
3.Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, .Д. Назарова.- М.Просвещение, 2012
4.Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков.-М.: Просвещение, 2011.
5.Плешаков А.А. Зелёные страницы: кн. Для учащихся нач.кл./ А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2011
6.Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.А. Плешаков, А.А.Румянцев.- М.: Просвещение, 2011.
7.Плешаков А.А. Окружающий мир/ А.А.Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.В.Анащенкова и др. –М.: Просвещение, 2011.


2.Информационно-коммуникативные средства.
Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова (СD).

3.Наглядные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц к учебнику « Окружающий мир» А.А.Плешакова.
4.Материально-технические средства.
Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.




Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________
«____» ______________2013 г

Согласовано
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол от «____» ___________2013 г. №___


15