Рабочая программа по дисциплине Основы алгоритмизации и программирования для студентов 3 курса СПО
Частное профессиональное образовательное учреждение
«Балашовский кооперативный техникум бизнеса и технологий Саратовского облпотребсоюза»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.06. «Основы алгоритмизации и программирования»
специальность 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
базовая подготовка
Балашов, 2015
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
Экономики, математики, информатики и ВТ
Протокол №1 от _______________ 2015 года
Председатель ЦК ____________Ю.А.Судатова
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) и на основе типовой программы учебной дисциплины, рекомендованной экспертной комиссией по экспертизе и оценке качества образовательных программ при Научно-экспертном объединении учебных заведений, работодателей потребительской кооперации, предпринимательства и агропромышленного комплекса (протокол №9 от 23 апреля 2012 г.) состав утвержден постановлением Президиума Совета Центросоюза РФ от 30.08.2011 №06-260.
Составитель: Болдырева Е.П. – преподаватель, цикловой комиссии экономики математики, информатики и вычислительной техники ЧПОУ «Балашовский кооперативный техникум».
СОДЕРЖАНИЕ:
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc435784799" 141. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы алгоритмизации и программирования» 13 PAGEREF _Toc435784799 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc435784801" 142. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc435784801 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc435784802" 143. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc435784802 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc435784806" 144.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc435784806 \h 14141515
15
15
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы алгоритмизации и программирования»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).
Программа учебной дисциплины может быть использована в рабочей программе дополнительного образования: «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональнойобразовательной программы: профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина ОП.6.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоении дисциплины:
1.3.1. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
использовать языки программирования;
строить логически правильные и эффективные программы
знать:
общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции;
понятие системы программирования;
основные элементы процедурного программирования, структуру программы, операторы и операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, кассы памяти;
подпрограммы, составленные библиотеки программ;
объектно-ориентированную модель программирования, понятие классов и объектов, их свойства и методы.
1.3.2. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен освоить компетенции
общие
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
профессиональные
ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.
ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
ПК 2.2. Программировать в соответствии с требованиями технического задания.
ПК 2.3. Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.
1.4. Рекомендуемое количество часов иа освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 225 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 150 часов; самостоятельной работы обучающегося 75 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
225
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
150
в том числе:
практические занятия
70
контрольные работы
зачеты
самостоятельная работа обучающегося (всего)
75
в том числе:
Выполнение домашних работ по текущим темам и самостоятельное изучение некоторых тем по учебникам
Подготовка докладов и устных сообщений
Доработка проектов программ
30
15
30
Итоговая аттестация в форме
экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятии, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программирования
24
Тема 1.1 Основные алгоритмические конструкции
Содержание учебного материала:
10
2
2
2
2
2
1.
2.
3.
4.
5.
Алгоритм и его свойства.
Разработка алгоритмов. Способы их описания. Данные и величины. Константы и переменные. Линейные вычислительные алгоритмы.
Ветвление в вычислительных алгоритмах.
Циклы в вычислительных алгоритмах.
Вспомогательные алгоритмы.
2
Самостоятельная работа:
1. Решение задач на составление линейных алгоритмов.
2. Решение задач на составление алгоритмов с ветвлением.
3. Решение задач на составление алгоритмов с использованием циклической структуры.
5
1
2
2
Тема 1.2 Построение алгоритмов по условию задачи. Типы данных
Содержание учебного материала:
6
2
2
2
6.
7.
8.
Понятие типа данных. Логический, целый, вещественный, символьный типы данных.
Решение задач на составление алгоритмов смешанной структуры. Использование линейных команд и команд ветвления.
Решение задач на составление алгоритмов с использование различных видов циклических структур.
2
Самостоятельная работа:
4. Решение задач на составление алгоритмов, использующих циклы с предусловием и постусловием.
5. Решение задач на составление алгоритмов с использованием циклической структуры со счетчиком.
3
3
Раздел 2. Основы процедурного программирования.
87
Тема 2.1. Основные элементы языка Турбо Паскаль
Содержание учебного материала:
22
2
2
2
2
9.
10.
11.
12.
Среда программирования Turbo Pascal. Построение программ.
Алфавит языка. Идентификаторы. Структура программы.
Процедуры ввода с клавиатуры и вывода на экран. Форматы вывода.
Условные и циклические операторы.
2
Практические занятия:
1. Состав среды программирования Turbo Pascal. Состав окна. Меню программы. Ввод текста программы в окне редактора, отладка.
2. Решение практических задач. Форматы вывода информации.
3. Составление программ с применением логического оператора.
4. Составление программ с условными операторами.
5. Составление программ с циклическими операторами.
6. Внешние и внутренние циклы.
7. Составление программ с применение различных операторов.
14
2
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа:
6. Составление программ на применение логических операторов OR, AND, NOT.
7.Составление программ на применение условных операторов IF и CASE.
8. Составление программ на применение цикла FOR.
9. Составление программ на применение цикла WHILE
10. Составление программ на применение цикла REPEAT
10
2
2
2
2
2
3
Тема 2.2. Структурированные типы данных
Содержание учебного материала:
28
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Описание типа «массив», заполнение массива, операции с элементами массива.
Двумерные массивы.
Строковый тип данных. Стандартные процедуры и функции для строк.
Множества. Использование множеств в программе. Записи.
Файловый тип данных.Текстовые файлы.
Указатели и динамические структуры.
2
2
2
2
2
2
2
Практические занятия:
8. Составление программ с использованием одномерных массивов. Вывод на экран. Обмен элементами.
9. Операции с элементами массивов.
10. Двумерные массивы.
11. Составление программ с использованием строковых переменных.
12. Использование стандартных процедур и функций для строк.
13. Множества. Операции над множествами.
14. Использование записей в программах.
15. Составление программ с использованием текстовых файлов.
16
2
2
2
2
2
2
2
2
Самостояте
·льная работа:
11.Сортировка одномерных массивов.
12..Нахождение элементов двумерного массива по заданным условиям.
13. Работа со строковыми переменными.
14. Составление программ с использованием типа «запись».
15. Работа с переменными файлового типа.
16. Решение задач с использованием типа «множество».
12
2
2
2
2
2
2
3
Тема 2.3. Подпрограммы. Составление библиотек подпрограмм
Содержание учебного материала:
10
2
2
2
19.
20.
21.
Подпрограммы. Виды подпрограмм. Обмен параметрами.
Модули. Структура модулей. Создание библиотек.
Модуль CRT. Возможности работы с цветностью экрана, окнами, управления курсором, подключение звука.
2
Практические занятия:
16.Ввод, вывод информации на цветной экран. Работа с окнами.
17. Управление курсором в модуле CRT. Подключение звука.
4
2
2
Самостоятельная работа:
17. Составление программ с использование процедур.
18. Составление программ с использованием функций.
19. Составление программ, использующих возможности модуля CRT.
5
2
2
1
Раздел 3. Основы объектно-ориентированного программирования.
114
Тема 3.1 Теоретические основы ООП
Содержание учебного материала:
6
2
2
2
22.
23.
24.
От процедурного программирования к объектному. Основные принципы и этапы ООП
Объекты и сообщения. Классы. Построение классов.
Основные средства разработки классов.
2
Самостоятельная работа:
20. Изучение теоретического вопроса: дополнительные средства разработки классов.
21. Изучение способов объявление классов.
4
2
2
Тема 3.2. Интегрированная среда разработчика
Содержание учебного материала:
6
2
2
2
25.
26.
27.
Переменные и операторы Delphi. Объявление переменных. Типы данных.
Среда программирования Delphi.
Настройки среды программирования Delphi.
3
28.
Дифференцированный зачет
2
Тема 3.3. Разработка приложений в интегрированной среде разработчика
Содержание учебного материала:
20
29.
30.
31.
Выбор и использование управляющих элементов. Форма. Свойства форм. Работа с формами.
Использование объектов для ввода смешанной информации.
Ввод/вывод информации в Delphi. Использование функций InputBox и MsgBox.
2
2
2
2
Практические занятия:
18. Создание первого проекта. Изучение панелей инструментов.
19. Создание проекта с использованием различных управляющих элементов.
20. Создание проекта с использованием переключателей и раскрывающихся списков.
21. Использование функций InputBox и MsgBox. Метод Print.
22. Использование структур с условиями.
23. Использование циклов.
24. Использование математических операторов в проекте.
14
2
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа:
22. Работа с кнопками в среде Delphi. Изменение различных параметров работы кнопок программным способом.
23. Работа со списками в среде Delphi. Изменение различных параметров работы списков программным способом.
24. Работа с переключателями в среде Delphi. Изменение различных параметров работы переключателей программным способом.
25. Создание проекта с использованием простых базовых элементов панелей инструментов Delphi.
13
2
2
2
7
Тема 3.3 Разработка оконного приложения
Содержание учебного материала:
16
32.
33.
Создание и использование меню и панелей инструментов. Добавление в программы художественных элементов.
Работа с мышью. Добавление специальных эффектов.
2
2
2
Практические занятия:
25.Проектирование и создание меню и кнопок панелей инструментов.
26.Работа с несколькими формами. Создание многооконного приложения.
27.Добавление в программы художественного оформления и специальных эффектов.
28.Создание приложения, позволяющего исследование функций на экстремум и монотонность.
29.Использование событий и методов мыши.
30.Использование эффекта «перетащить и оставить».
12
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа:
26. Работа над индивидуальным проектом, добавление меню, панелей инструментов, графических объектов и дополнительных функций в проект.
8
8
Тема 3.4. Использование модулей и процедур общего назначения. Создание сложных проектов
Содержание учебного материала:
16
2
2
2
34.
35.
36.
Работа с модулями. Процедуры и функции общего назначении.
Работа с массивами данных. Динамические массивы.
Работа с текстовыми файлами.
2
Практические занятия:
31. Создание проекта с использованием процедур общего назначения.
32. Создание проектов с использованием функций общего назначения.
33. Использование статических массивов в проекте.
34. Использование динамических массивов.
35. Создание программ просмотра текстового файла и создание файла на диске.
10
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа:
27. Создание проекта, использующего процедуры и функции общего назначении.
28. Увеличение функциональных , возможностей проекта, добавлением функций работы с динамическим массивом.
29. Добавление в проект дополнительных возможностей по работе с текстовыми файлами.
9
4
3
2
Тема 3.5 Элементы разработки классов
Содержание учебного материала:
8
2
2
2
2
37.
38.
39.
40.
Создание объектов. Коллекции объектов.
Создание классов в Delphi.
Пример создания класса.
Создание проекта с использованием класса.
2
Самостоятельная работа:
30. Добавление классов в индивидуальный проект.
31. Подготовка к защите индивидуального проекта.
6
4
2
Всего:
225
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
репродуктивный (выполнение деятельности но образцу, инструкции или под руководством)
3.продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета программирования и баз данных и лаборатории инструментальных средств разработки.
Оборудование учебного кабинета и лаборатории: письменные столы и стулья, компьютерные столы и стулья, доска.
Технические средства обучения: мультимедийная установка.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Голицына О.Л. Языки программирования: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2015. - 400 с.
Канцедал С.А. Алгоритмизация и программирование : Учебное пособие / С.А. Канцедал. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 352 с.: ил.
Колдаев В.Д. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие / В.Д. Колдаев; Под ред. Л.Г. Гагариной. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 416 с.: ил.;
В.Б. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учебно-методическое пособие / В.Б. Попов. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 373 с.
Шакин В.Н. Базовые средства программирования на Delphi в среде VisualStudio Net. Практикум: Учебное пособие/Шакин В.Н. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 288 с.
Шакин В.Н. Базовые средства программирования на Delphi в среде VisualStudio Net. Практикум: Учебное пособие/Шакин В.Н. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 288 с
Дополнительные источники:
Гуриков С.Р. Введение в программирование на языке Visual C#: Учебное пособие / С.Р. Гуриков. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с
Немцова Т.И.Программирование на языке Object Pascal: Учеб. пос. / Т.И.Немцова и др; Под ред. Л.Г.Гагариной. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 496 с.
Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учебно-методическое пособие / В.Б. Попов. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 373 с.
Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Программирование на языке Pascal. - СПб.: БХВ-Петербург, 472 с.
Интернет-ресурсы
Сайты:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]uchebnic.htm
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]chemisk.narod.ru/html/algoritm01.html
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать языки программирования для построения логически правильных и эффективных программ.
Оценка деятельности во время выполнения практических работ, проверка домашних заданий, оценка деятельности учащихся во время самостоятельных работ на уроках, защита работ, программ, проектов, индивидуальных проектов.
Форма оценки: традиционная система оценивания (пятибалльная)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции;
понятие системы программирования;
основные элементы процедурного языка программирования, структуру программы, операторы и операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, классы памяти;
подпрограммы, составление библиотеки программ;
объектно-ориентированную модель программирования, понятие классов и объектов, их свойства и методы.
Фронтальный опрос по теории, индивидуальный опрос на уроках, зачеты, контрольные срезы (с включением теоретических вопросов), проверка конспектов.
Форма оценки: традиционная система оценивания (пятибалльная)/
Итоговый контроль в виде экзамена
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
13PAGE 15
13PAGE 141015
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
_______________А.В.Евтеева
«____»_________________201__г.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315