Авторская программа внеаудиторной деятельности Тыл хонуута по якутскому языку и литературы для работы с одаренными детьми 5-9 классов (подготовка к олимпиаде и ОГЭ)
ПРОГРАММА внеаудиторной деятельности по якутскому языку и литературе «Тыл хонуута» для работы с одаренными детьми 5 - 9 класса (подготовка к олимпиадам и ОГЭ) centercenter100000100000centertopМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Егенская основная общеобразовательная школа»
муниципального района «Томпонский район»
10000025000Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Егенская основная общеобразовательная школа»
муниципального района «Томпонский район»
centerbottom1000000
Аннотация
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
увеличение занятости детей в свободное время
развитие познавательных способностей
поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению якутского языка
ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов
Данная авторская программа основывается на учебных пособиях, как вузовского уровня, так и общеобразовательного. Новизна её в том, что на занятиях кружка учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.
Пояснительная записка
Цели программы:
Преодолеть искусственный разрыв, созданный между средней и высшей школой,
Помочь учащимся подготовиться к поступлению в вуз гуманитарного профиля.
По возможности подготовить призёров региональной олимпиады по якутскому языку и литературы.
Привить учащимся интерес к предмету якутского языка и литературы.
Актуальность программы осуществляется тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению якутского языка и литературы, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики якутского языка и литературы, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям старшеклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению якутского языка и литературы, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базовых предметов – якутского языка и литературы. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка работа проводится с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю.
Принципы программы:
Актуальность.
Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.
Научность.
Якутский язык и литература – учебные дисциплины, развивающие умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.
Системность. Курс строится от частных вопросов (особенности отдельных вопросов литературоведения и якутского языка) к общим (качество идеальной речи).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение норм литературного языка в целом, умение проводить комплексный анализ текста, что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к якутскому языку и литературе как наукам гуманитарного направления, во-вторых, успешная сдача экзаменов и успешное выступление на олимпиадах по литературе и якутскому языку.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами якутского языка и литературы, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам литературы, якутского языка, культуры речи, расширяет кругозор, углубляет знания в области этих учебных дисциплин.
Инвариантивность. Программа применима для учащихся 5 – 9 классов.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по якутскому языку и литературе; ключевые понятия литературы и якутского языка; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;
расширить знания о качествах идеальной речи;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся; успешному выступлению на олимпиадах различного уровня; успешной сдаче экзаменов.
Основные виды деятельности учащихся:
работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации, грамотное оформление информации;
выделение фактов, доказательств проблемы;
работа с текстом и его анализ;
творческие работы;
исследовательская и проектная деятельность.
Календарно-тематическое планирование.
Тема занятий Количество часов
Саха тылыгар бэрэбиэркэлиир олимпиада 1
Саха литературатыгар бэрэбиэркэлиир олимпиада 1
«Толкуйдаа, оонньоо, кыай» интеллектуальнай оонньуу1
Литература керуннэрэ1
Истииллэр1
Саха билинни тыла. Лексикология 1
Синиэньим. Синиэньими санарар сана5а туттуу. 1
Омоним 1
Антоним 1
Сомо5о домох. Бырайыак оноруу1
Ос хоьооно1
Бэргэн тыллар1
Хоьоон тутула1
Хоьоону ырытыы 1
Хоьоон тутулун тутуьан хоьоон айарга холонуу1
Дор5оон уорэ5э. Фонетика 1
Аьа5ас дор5ооннор 1
Бутэй дор5ооннор 1
Фонетическай ырытыы1
Тиэкис тутула 1
Тиэкиьи ырытыы 1
Бэриллибит айымньыны ырытыы1
Кэпсээн айарга холонуу1
Сана чааьа. Морфология 1
Ааттар кылаастара1
Туохтуурдар кылаастара2
Уларыйбат сана чаастара1
Морфологическай ырытыы1
Синтаксис. Тыл ситимэ. Этии2
Синтаксическай ырытыы1
Ойуулуур-дьуьуннуур уус-уран ньымалар1
Бэрэбиэркэлиир олимпиада 1