Исследовательская работа на тему: Читательские интересы младших школьников
План:
Введение.
Возрастные особенности младших школьников, их характеристика.
Чтение младших школьников: «программные» авторы и «лидеры спроса». Результаты исследования.
Вывод.
Библиография.
1.Введение.
Из всех великих изобретений человечества цель и способность растить человека издревле и до сих пор (и, вероятно, навсегда) связана с книгой. Почему именно книга, как и мать и Родина, наделена такой значимостью и силой? Да потому, что подобно матери и родной земле книга содержит в себе то духовное начало, тот опыт, без которого ребенок, вырастая, просто не станет человеком, и подобно матери и родной земле книга готова отдать ребенку свои духовные богатства и свой опыт безвозмездно и без остатка. Но в отличие от матери и человеческого окружения на родной земле, чью речь ребенок воспринимает непосредственно и потому осваивает как бы интуитивно и самостоятельно, слушать и слышать мудрый опыт, заложенный в книгах, ребенка надо учить специально. И эта важнейшая роль поручена обществом учителю.
В грамотном обществе элементарно расшифровать текст ребенок обязательно научиться и сам, а увидеть в книгах возможных и нужных ему собеседников, научиться различать их и «разговаривать» с ними (слушать, слышать, понимать, откликаться на их речь живым чувством, обдумывать то, что они ему рассказали, и незаметно при этом все лучше и лучше осознавать себя и понимать окружающий мир, то есть читать, чтобы самому становиться человеком) ему может помочь только учитель, владеющий как умением читать, так и методической передачей своего умения детям.
Если учитель научит ребенка видеть в каждой книге собеседника, различать этих собеседников по присущим им особенностям и выбирать из числа тех, кто в нужный момент поможет разрешить возникшие в душе вопросы, ребенку не страшен будет и мир собеседников живых, которые, к сожалению, совсем не всегда являются такими, с кого следует брать пример и к чьим советам надо прислушиваться.
Ведущее начало в книге -это ее содержание. И основная функция книги, по справедливому утверждению теоретика книжного дела В.Н. Ляха, сделать это содержание максимально доступным для читателя.
Чтобы помочь ребенку научиться читать как следует, издателям надо очень и очень потрудиться и над текстом, помещенного в книге литературного произведения (подобрать шрифт нужного размера и конфигурации, оставить достаточные поля, и над тем, как представить мысли и чувства автора текста в оформлении книги, в ее иллюстрациях. Чем младше ребенок, тем более важное место в освоении содержания книги отводиться именно ее иллюстрациям.
Адресат детской литературы - ребенок 6-9 лет. Понятийное мышление у него только еще формируется, слова –названия пока все еще теснейшим образом связаны с конкретными объектами и явлениями, т.е за ними либо ничего не стоит, либо стоит не понятийный смысл, а образные представления. Жизненный опыт детей еще крайне мал, а реальное окружение если и добавляет что-то к этому опыту, то чаще всего весьма односторонне и однобоко. Показать ребенку картину мира во всем ее разнообразии, представить ему объекты и ситуации для оценки и выбора, помочь ему пока эмоционально, интуитивно увидеть достойную цель и потянуться к ней – это дело детской литературы и детской книги.
Целью моей работы является: изучить читательские интересы учащихся 1-4 классов нашей школы.
Задачи работы:
1.Выявить уровень читательского интереса.
2.Исследование читательских предпочтений школьников.
3.Проследить их динамику в результате проведенной опытной работы.
Методы работы:
1.Проведение опытно-экспериментальной работы: бесед, анкетирования.
2. Обзор и анализ читательских карточек учащихся начальных классов.
3.Статистическая обработка полученных результатов опытно- экспериментального исследования.
2.Возрастные особенности младших школьников, их характеристика.
У детей одного и того же возраста индивидуальные различия в чтении могут быть очень значительны. Однако каждому периоду детства присущи свои закономерности чтения, особые проявления читательских качеств. Социально – психологические исследования чтения детей позволили уточнить возрастную дифференциацию читательского развития: детский(6-9лет); переходный от детского к подростковому (10-11) лет; подростковый (12-13 лет); переходный от подросткового к юношескому (14 лет).
Младший школьник в свободное время занят разнообразными делами (как показали исследования, их более 20 наименований). Любимым его занятием остается игра. На втором месте- чтение.
Разнообразные интересы младшего школьника создают условия для развития и обогащения творческого воображения, приобщения к культуре.Увлечения и познавательные запросы детей 7-9 лет, как правило, неустойчивы. Удовлетворив свою любознательность по отношению к одному предмету, внимание ребенка переключается на другой. В этом возрасте познание, как правило, лишено сомнений.
Мышление младших школьников по своей конкретности и образности во многом схоже с мышлением дошкольника. Но в то же время оно более понятийно. Ребенок способен к анализу и обобщению. Определенный жизненный опыт делает воссоздающее воображение младшего школьника более точным и глубоким. Во время чтения его фантазия в значительно большей степени, чем у дошкольника, подчинена тексту.
Освоение действительности, как реальной, так и отраженной в книге, происходит у младшего школьника главным образом через взрослого. Поэтому значение учителя, библиотекаря в приобщении ребенка к книге в этот период является определяющим.
В возрасте 7-9 лет ребенок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения техникой чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников. Многие из них целиком сосредотачиваются на преодолении этих трудностей. Их умственные усилия направлены на воспроизведение графического изображения слова в звуковое, в то время как суть чтения заключается в понимании значения слова в контексте, в эмоциональном включении читателя в мир образов, в активном сотворчестве с автором. Некоторый спад интереса к книге в данный период-явление временное. Чтобы он не был затяжным, ребенку надо помочь. Родителям таких детей полезно предложить книги: Д.Б. Элькони «Как учить детей читать», Г.Цукерман и Е. Бугримова «Чтение без принуждения»,соответствующие статьи в журналах «Семья и школа», «Начальная школа» и другие. Самое главное на первоначальном этапе самостоятельного чтения – добиться, чтобы ребенок читал без принуждения. Принуждение, насилие, давление может навсегда отбить тягу к книге.
Противоречие между несовершенной техникой чтения и относительно высокими возможностями восприятия ребенком слова в этот период надо преодолевать постепенно. Поможет в этом привычная для дошкольника роль слушателя и зрителя. Надо больше читать вслух, обсуждать прочитанное, стимулировать на этой основе творческую деятельность: рисование, лепку и т.д. Следует активно использовать иллюстрации – учить детей их рассматривать, соотносить с текстом. Сотрудничество ребенка со взрослым, основанное на материале книги, играет решающую роль в формировании отношения к книге, в пробуждении любви к ней. Доверчивость маленького читателя к взрослому облегчает их взаимное общение и в то же время повышает ответственность взрослого за свою рекомендацию литературы, за руководство процессом восприятия.
Ребенок в этом возрасте еще не осознает в полной мере книгу как источник информации, источник знаний. И девочки и мальчики одинаково любят книги о животных, растениях, об окружающих предметах. Как и в дошкольном детстве, большое место в чтении занимает сказка- литературная и народная, приключения, рассказы русских дореволюционных писателей, стихи. Из книг советских писателей повышенным спросом детей пользуются произведения В.Драгунского, В. Голявкина; Н. Носова; А.Гайдара; Ю. Коваля. В круг чтения младшего школьника включаются первые энциклопедические книги.(1) Находить в них ответы на вопросы ребенок приучается сначала с помощью взрослых, а потом и самостоятельно.
Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку. М., 1987 г. , 256 с.
Юному читателю в возрасте 7-9 лет свойствен «эффект присутствия». «Когда читаешь книгу, - признается младший школьник, - чувствуешь, что сам там находишься, как будто живешь среди героев и с ними участвуешь в их делах».Ребенок не только видит внутренним зрением, но и слышит внутренним слухом. «Даже горло остыло, когда прочитал рассказ Юрия Коваля «Водя с закрытыми глазами», - делится своими впечатлениями первоклассник, – Как будто наглотался воды из студеного ручья»
Отмеченную особенность восприятия психологи называют действенным воображением. Не случайно ребенок по следам прочитанного охотно рисует, лепит, играет. Закончив чтение, он еще долго живет жизнью героев и нередко продолжает книгу в своем воображении. Литературные персонажи воспринимаются младшим школьником как живые люди. Среди них он имеет своих друзей, а нередко и сам перевоплощается в них. Этой чести удостаиваются далеко не все произведения. Отбор происходит по признаку, который интуитивно чувствует ребенок, - жизненной достоверности, убедительности героев, которых можно мысленно увидеть, услышать, полюбить. Среди них всем знакомые Незнайка, Карлсон, Чипполино, Суок, Страшила, Тимур и другие.
Младший школьник реагирует порой на малейшие внутренние колебания души героев, отталкиваясь от каждого слова, если это слово многозначно, художественно весомо. Правильно найденная писателем художественная деталь дает возможность юному читателю дорисовать, дополнить картину, намеченную автором. Поэтому важен отбор произведений для младших школьников, основным принципом которого является художественная полноценность, емкость образов, способных вызвать сотворчество юного читателя. И еще одна особенность восприятия младших школьников обращает на себя внимание – способность узнавать себя и других в прочитанной книге. Это очень важно умение – думать о других, как о самом себе, сравнивать себя с другими. Психологи считают, что таким умением обладают читатели с богатым жизненным и читательским опытом. У младших школьников оно, как правило, находится в зоне ближайшего развития. Но о нем нельзя забывать. Ребенок, отталкиваясь от прочитанного, способен сопоставить себя, книгу и окружающую жизнь в разных аспектах ( не только внешних, но и внутренних), проявить дар сопереживания и перевоплощения. Детей привлекает, «страшное», «смешное»; события, близкие собственному жизненному опыту; ситуации, вызывающие светлое, радостное настроение; эпизоды, насыщенные действием, сходные с фантастикой детской игры. Поэтическая прелесть факта, выразительность детали вызывают у 8-9 летнего читателя сильные эстетические переживания, что говорит о творческом восприятии литературного произведения в целом.
3. Чтение младших школьников: «программные» авторы и «лидеры спроса». Результаты исследования.
Какие книги интересуют детей и почему? Этот вопрос становится особенно актуальным в связи с дифференциацией обучения, созданием учебных заведений нового типа - лицеев, гимназий и т.п.
Основным источником информации служат данные, полученные при изучении 27 формуляров учеников 1-4 классов, регулярно посещавшие школьную и сельскую библиотеки с. Печенкино в течение 2008-2009 учебного года.
Подавляющее большинство книг, читаемых детьми по заданию,- художественная литература.
Распределение заданного и произвольного чтения по жанрам ( в %):
жанр
чтение
заданное
произвольное
классы
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4кл.
Повести и рассказы
43
51
67
70
41
41
30
40
стихи
27
30
24
17
4
3
5
4
сказки
30
19
9
13
55
56
65
56
всего
100
100
100
100
100
100
100
100
Круг произвольного чтения весьма широк и разнообразен, поскольку он тесно связан с индивидуальными интересами. Дети в целом значительно меньше обращают внимание на авторство произведения, в самостоятельно формируемых запросах значительно чаще речь идет либо о конкретных названиях, либо о жанрах.
Если бы потребности читателей были учтены в программе, то произвольное чтение отражало бы в основном то же распределение произведений по жанрам, что и заданное. Однако таблица показывает существенные расхождения.
Стихов меньше всего в произвольном чтении младших школьников. Дети оказываются неприученными к восприятию поэзии как особого жанра произведения изящной словесности, требующего повышенной активности воображения и т.п. Подобная потребность либо не сформирована, либо удовлетворяется в школе на уроках чтения.
Сказки дети читают чаще произвольно, чем по программе. Результаты опроса родителей школьников показывают, что и дома среди детских книг преобладают сказки. Поэтому можно утверждать, что этот жанр литературы дети читают чаще.
Повести и рассказы занимают в произвольном чтении учеников 3 класса меньше места, чем в заданном, что можно было бы трактовать как меньшую популярность этого жанра. Но библиотекари говорят, что помимо произведений для внеклассного чтения дети чаще всего спрашивают фантастику и приключения, сказочные повести и повести о современных сверстниках. Считается, что дети с интересом узнают о жизни сверстников. Библиотекари обращают внимание на острую нехватку книг о современной жизни детей с реальными жизненными событиями. Дети хотят знать не только о хороших мальчиках, героях, энтузиастах, но и о простых мальчиках и девочках со всеми их жизненными трудностями. В произвольном чтении часты упоминания таких произведений, как «Праздник непослушания» С. Михалкова; «Баранкин, будь человеком» В. Медведева и т.д.
Значительное внимание в программе уделено «природе и животным», и это не считая сказок. О популярности данной тематики свидетельствует значительное число произведений о животных в произвольном чтении. Программное чтение ориентировано в основном на описание животных в естественных условиях, при обслуживании каких-то потребностей человека, а в произвольном чтении находит интерес к животным экзотическим, доисторическим. Некоторые дети брали книги о дрессировке, разведении аквариумных рыб и т.д.
Значительную часть заданных произведений составляют художественные, тем не менее в программе представлены и научно-познавательные издания на которые приходиться 15-20% произведений.
Научно-познавательная литература расширяет знания ребенка о мире, снабжает его сведениями, которые можно применять на практике. Рассказы о животных в большей или меньшей степени названные функции выполняют, чего нельзя сказать об остальной группе произведений.
4.Вывод.
Младший школьник в свободное время занят разнообразными делами. Любимым его занятием остается игра. На втором месте - чтение.
У школьников начальных классов круг произвольного чтения весьма широк и разнообразен, поскольку он тесно связан с индивидуальными интересами. Дети в целом значительно меньше обращают на авторство произведений, в самостоятельно формулируемых запросах значительно чаще речь идет либо о конкретных названиях, либо о жанрах.
Одним из любимых жанров является сказка.
Дети с интересом читают книги о жизни сверстников. Значительное внимание в произвольном чтении уделено «природе и животным»
Освоение действительности, как реальной, так и отраженной в книге, происходит у младшего школьника главным образом через взрослого (учителя, библиотекаря, родителей). Доверчивость маленького читателя к взрослому облегчает их взаимное общение и в то же время повышает ответственность учителя за рекомендацию литературы, за руководством процесса восприятия. Задача любого учителя- профессионально передать ученикам свое умение пользоваться книгой: показать, как это следует правильно делать, приучить и приохотить их к самостоятельному выбору и чтению книг, чтобы с помощью этого орудия, инструмента для чтения его ученики - в свою очередь- затем всю жизнь с помощью книги могли заниматься самосовершенствованием, саморазвитием, самовоспитанием в полном соответствии со спецификой своих личных особенностей и запросов.
5.Библиография:
Руководство чтением детей и юношества в библиотеке. Под ред.канд.пед.наук профессора Т.Д.Полозовой, изд-во МГИК, 1992, 232с.
И.А. Бутенко. Чтение в начальных классах : «программные» авторы и «лидеры спроса» // Советская педагогика. 1990г. №4 с.42-46.
Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. М., 1981г. 128 с.
Светловская Н.Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. Учебное пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999г. – 248 с.
Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку. М., 1987. 128с.
Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. – книга для учителя –М., Просвещение, 1988г. -224с.
15