Методическая разработка Как развивать читательские умения(из опыта работы)
Как организовать работу
по развитию читательских умений.
(из опыта работы)
Что относится к читательским умениям?
Группа умений 1. Поиск явной информации, общее понимание содержания текста.
Группа умений 2. Установление последовательности событий в тексте.
Группа умений 3. Размышления о тексте (работа с неявной информацией, объяснение событий, поступков героев, их чувств, понимание авторского замысла).
Приемы работы:
На этапе актуализации, при изучении нового материала можно использовать прием «Верные-неверные утверждения»
Учитель, перед чтением текста, составляет ряд утверждений, по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Тем самым ребята изначально настраиваются на работу, на изучение темы, а созданная интрига, позволяет удерживать внимание до конца урока. В конце урока или после прочтения текста, опять возвращаемся к вопросам и выясняем, что было действительно верно.
Фрагмент урока.
-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с образом жизни пингвинов. Что вам известно о них? Я подготовила для вас ряд утверждений, ваша задача выбрать «верные» утверждения, полагаясь на то, что вам известно или же просто предположив верный ответ. (работать можно как фронтально, так и в группах, парах)
-Все пингвины обитают на островах Северно-Ледовитого океана.
-На экваторе пингвины не обитают.
-Пингвины высиживают птенцов.
-Гнезда пингвины могут строить в норах.
-Пингвины живут группами.
-Кормит пингвинов – детенышей один из родителей, чаще мама.
-Пингвины пьют только морскую воду.
-Рост самых маленьких взрослых пингвинов 40 см.
-Пингвины охотятся парами.
-Все пингвины строят гнезда.
Дети отбирают верные и неверные утверждения и начинают читать текст. После прочтения идет обсуждение, что действительно было верным.
Пингвины.
Ныне на земле обитают 15 — 18 видов пингвинов. Все гнездятся на островах и побережьях южного полушария, лишь галапагосский пингвин живет на экваторе и частично даже в северном полушарии. Гнезда строит в расщелинах скал. Пингвины и Антарктида в нашем представлении неразделимы. Тем не менее в Антарктиде, не на островах около нее, а на самом материке, гнездятся только два вида пингвинов: императорские и Адели. Все пингвины высиживают птенцов, разумеется, на суше: в траве, в кустах, в дюнах, среди камней, два вида в норах. Гнезда — ямки в земле, у некоторых выложенные по краям галькой, ракушками, листьями, костями и даже трупами кроликов. У королевских и императорских пингвинов нет гнезд. Все колониальны; в некоторых гнездовых колониях сотни тысяч и даже миллионы птиц.
Большие пингвины высиживают только одно яйцо, скальные — часто два, большинство — два, реже три. Опушенные птенцы выводятся все в один день, через 33 — 62 дня насиживания. Кормят их, отрыгивая пищу, оба родителя. Подрастая, птенцы линяют и без помощи и сопровождения взрослых идут в воду. Размножаться начнут только через несколько лет. Моногамы. Насиживают оба родителя или только самец. В единобрачии живут годами. В море пингвины охотятся обычно стаями. Их крылья преобразовались в гребущие ласты, а отнесенные далеко назад ноги — руль и тормоз.
Едят пингвины рыб, головоногих моллюсков, ракообразных. Пьют морскую и пресную воду, глотают снег. Рост самых мелких пингвинов — 40 сантиметров, вес — 2 килограмма. Самых крупных — 1 метр, 15 килограммов (королевские); 1,2 метра, 30 — 45 килограммов (императорские).
Этот же прием можно использовать и при проверке домашнего задания.
Прием «Предположение или догадка»
Человек приступает к чтению с установкой понять, большая роль в решении этой задачи отводится заголовку. Именно заголовок «запустит» весь дальнейший процесс, направленный на получение недостающей информации. Заголовок даёт начало диалогу с текстом, который организует всю работу в дальнейшем. при прогнозировании по названию у многих детей рождается свой сюжет, своя картина, с которой сличаются события, описанные в тексте.
Учитель: прочитайте название текста. Как вы думаете, о чем может быть этот текст? (дети высказывают свои предположения). Далее читают текст и обсуждают его после чтения: подтвердились ли ваши догадки?
Розыгрыш
Известно, что первого апреля люди друг друга разыгрывают. И все, конечно, это знают. Так что не очень просто кого-нибудь обмануть. В другие же дни никто этим не занимается. Кроме тех, кому уж очень скучно.
Надо полагать, что Вася очень скучал, если до такого додумался. Взял и позвонил своему однокласснику Пете, мол, погибаю, спасай, на меня шкаф упал. Петя не стал причитать: ой-ой, ну как же тебя угораздило? Сразу подхватился и помчался спасать.
Уф! Прибежал. Колотит в дверь, зовёт Васю. В ответ – ни гу-гу. Петя – к соседям. Те всполошились: ах ты, беда какая! Хотели уж дверь ломать. Но тут Вася сам её открыл. Никаким шкафом не придавленный. И сразу вытянул палец в сторону Пети.
- Да это он панику развёл. Шуток не понимает. Сообразить должен был: если я под шкафом лежу, как же я с ним по телефону разговариваю.
К счастью, со временем многие обиды забываются. Многие, но не все. У Петра Петровича давно уже внуки, но это розыгрыш, увы, не забылся. И не потому, что Вася тогда так неудачно пошутил, а потому, что пытался переложить свою вину на друга.
«Исправь ошибку». Данный прием используется для развития внимания к тексту.
Детям дается информация, лучше, если она будет представлена в таблице. Ребенок, после прочтения текста, должен найти и исправить ошибки. Организовывать данную работу можно как фронтально, так и индивидуально
название Место обитания питание гнезда
Императорский пингвин Антарктида рыба, головоногие моллюски, ракообразные норы
Галапагосский пингвин на островах и побережьях южного полушария Гнездо- ямка в земле.
Работать с данным приемом можно по-разному. При наличии времени дается задание выписать ошибки и исправить их, при его отсутствии можно просто подчеркнуть ошибки в тексте. На начальной стадии работы с текстами желательно продемонстрировать алгоритм ее выполнения, вызвав для этого к доске наиболее способных учеников, которые зачитывают предложения вслух по очереди и дают подробный комментарий к найденным ошибкам. Подобная форма контроля носит ненавязчивый характер и вызывает у учащихся неподдельный интерес.
Олимпийские игры в древности.
Олимпийские игры проводились один раз в четыре года. Они устраивались в Олимпии, расположенной в Южной Греции. Первые олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э.
Перед играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе десять месяцев, а затем еще один месяц продолжать тренировки поблизости от Олимпии.
Олимпийские игры продолжались пять дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с бега, затем атлеты состязались в прыжках в длину.
Последним состязанием в пятиборье была борьба. Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были: кулачный бой, бег с оружием.
В последний день Олимпийских игр победители получали награды – олимпийский венок и богатые подарки.
Текст с ошибками
Олимпийские игры проводились два раза в четыре года. Они устраивались в Олимпии, расположенной в Южной Греции. Первые олимпийские игры состоялись в 1776 году до н.э.
Перед играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе десять месяцев, а затем еще десять месяцев продолжать тренировки поблизости от Олимпии.
Олимпийские игры продолжались пятьдесят дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с бега, затем атлеты состязались в прыжках в длину.
Последним состязанием в пятиборье была борьба. Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были: кулачный бой, бег с оружием.
В последний день Олимпийских игр все получали награды – олимпийский венок и богатые подарки.
«Заполни таблицу» . детям дается шаблон - таблица, которую они должны заполнить самостоятельно по ходу знакомства с текстом. Данный прием позволяет сформировать умение работать с явной информацией, поиск конкретных сведений, преобразование информации
Северный Ледовитый океан Северный Ледовитый океан — наименьший из океанов Земли. Его площадь почти 15 млн. км2. Расположен океан в Арктике. и занимает обширные пространства вокруг Северного полюса.
Максимальная глубина океана составляет 5527 метров. Характерная особенность рельефа — большой шельф, ширина которого достигает порой 1300-1500 км. Центральная часть пересечена горными хребтами и глубокими разломами, между которыми лежит котловина.
Особенность климата океана определяется его местоположением. Над ним преобладают арктические воздушные массы, и средняя температура воздуха колеблется от —20°С до -40°С, а в летние периоды близка к 0°. Воды океана имеют запас тепла, который постоянно пополняется Атлантическим и Тихим океанами. Таким образом, особенно зимой, Северный Ледовитый океан не охлаждает, а существенно согревает обширные пространства суши.
Основную массу организмов в океане образуют водоросли, способные жить в холодной воде и даже на льдах. Жизнь богата только в приатлантическом районе и на шельфе близ устья рек. Обитают здесь рыбы: треска, навага, палтус. В океане живут киты, тюлени, моржи. В Баренцевом море образуется основная масса планктона океана. Это привлекает сюда летом много птиц, образующих на скалах птичьи «базары».
Название океана Расположение Особенности рельефа Особенности климата Особенности животного и растительного мира
«Чтение с пометкой».
Данный прием развивает внимание к читаемому тексту.
Дети читают текст и делают в ходе чтения пометки:
+-новое,
- думал иначе,
!-уже знал,
?-не понял, есть вопросы.
После чтения идет обсуждение.
Слоновые тропы
Слоны - отличные ходоки. Большую часть жизни они проводят на ногах и почти всегда в пути. Спят слоны почти всегда стоя, положив тяжелые бивни на кроны небольших деревьев или уперев их в сучья. Говорят, что на ровном месте лошадь может обогнать слона. Но в местности, сильно пересеченной, никакой скакун не угонится за ним. С удивительной легкостью неуклюжий на вид слон идет по равнине, карабкается по горам, пробирается через чащу бесшумно, как кролик. Слоны и по болоту ходят едва ли не лучше всех других животных. Их ноги устроены очень хитро. Когда слон опирается на ногу, она набухает, становится толще. А когда он вытаскивает ее, освобожденная нога сжимается и легко выходит из топи. Поэтому слон может погрузиться в болото хоть на метр: засасывание, страшное для других животных, не мешает ему идти. Их тропы, выбитые в гранитных скалах, проложенные через дебри лесов и заросшие бамбуком долины, красноречиво свидетельствуют о том, что не одну тысячу лет огромные эти животные не знали на своих дорогах никаких достойных внимания преград. До сих пор охотники и научные экспедиции пользуются караванными путями слонов, хотя сами слоны давно уже не ходят по многим своим тропам. Геодезисты считают, что нельзя искуснее провести пешеходные дороги по пересеченной местности, чем сделали это слоны. А дорожные инженеры доказали правильность их суждения на практике, проложив свои трассы по вековым маршрутам слонов.
«Быстрая разведка». Данный прием развивает умение работать с информацией данной в явном виде, обучает приему «выборочного чтения». После прочтения текста, учитель задает ряд вопросов по тексту, дети должны найти ответ и подтвердить словами или предложениями из текста.
Грибы
При слове "гриб" мы вспоминаем знакомые нам с детства подосиновики, опята, сыроежки и даже поганки — словом, нечто, состоящее из шляпки и ножки, которое растет в лесу и попадает к нам в корзинку, если оно съедобное, или которое так приятно поддать ногой, если похоже на поганку.
Но это, так сказать, "традиционная" форма грибов. На самом деле можно пройти мимо гриба и не подозревая об этом.
Покрылась плесенью корочка хлеба — это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и неприятное — опять грибы, испортилось яблоко — и это работа грибов.
Что же такое грибы? Это простые, зависимые от других растения. Мы называем их "простыми" потому, что у них нет корней, стебля и листьев. У них нет хлорофилла, как у зеленых растений, а это означает, что они не могут производить сахар из углекислого газа и воды. Готовые органические вещества грибы получают, поселяясь на животных, растениях или их остатках.
Существует множество форм грибов, не похожих друг на друга. Некоторые, например бактерии и дрожжи, состоят из одной клетки и рассмотреть их можно только в микроскоп. Плесень похожа на студенистую пленку или на кусочек бархата — зеленого, серого, бурого. Некоторые виды плесени используют в сыроделии для придания сыру определенного аромата, а также при производстве лекарств. Но большинство грибов состоит из огромного количества бесцветных волокон. Их называют мицелий, или грибница. Отростки грибницы проникают внутрь того материала, на котором они растут, и добывают таким образом питательные вещества. В сухом климате грибы расти не могут, для развития им требуется много воды, в ней растворяются необходимые питательные вещества. А то, что мы называем "грибом" и кладем в корзинку — называется плодовым телом гриба. Это часть грибницы, производящая споры, которая полностью сформировалась перед его появлением на поверхность.
Вопросы:
-Что такое мицелий?
-Откуда грибы получают органические вещества?
-Какие условия благоприятны для роста грибов?
8.«Взаимоопрос». Прием позволяет развить коммуникативные навыки, умение задавать вопросы по тексту. Форма проведения: парная, групповая.
1 вариант: дети читают в парах по абзацу и задают друг другу вопрос о прочитанном.
2 вариант: дети работают группой, читают абзацы и придумывают вопросы для другой группы. Затем идет игра «Штурм».
3 вариант: ребенок знакомится с текстом и составляет вопросы самостоятельно к каждому абзацу.
Грюньоны.
Грюньон — рыбка не больше селедки. Живет она в Тихом океане, у берегов Калифорнии и Мексики. Каждый год с марта по июль в безлунные или, наоборот, полнолунные ночи, когда прилив достигает наибольшей силы, тысячные косяки грюньона подходят к берегам.
Вместе с волнами рыбы выбрасываются на сушу. Песчаные пляжи сверкают серебром. Рыбы роют норы. Закапываются в песок вертикально, хвостом вниз. Лишь рыбьи головы торчат из земли. В песчаных норах грюньоны откладывают икру (самцы, которые ползают вокруг, тут же ее оплодотворяют), а потом, закопав норку хвостом, ползут опять в океан.
Небывалое ведь дело: рыба мечет икру на берегу! Разве в море мало места? Наверное, на пустынном пляже икринки лучше защищены от хищников: их труднее здесь разыскать, чем на дне моря.
Четырнадцать дней развиваются они в теплом песке. Ровно через две недели волны смоют их в море.
Почему через две недели, а не раньше? Потому, что лишь дважды в месяц, вскоре после новолуния и полнолуния (обычно на третий день), прилив достигает наибольшей силы и новый высокий прилив смоет в море закончившую развитие икру грюньона. Там из икринок выйдут мальки.
Калифорнийцы с нетерпением ожидают нереста грюньона, который называют они набегом. В марте здесь запрещено всякое рыболовство: у местных рыб начинается сезон размножения. Но лов грюньона не коммерческое предприятие. Это, скорее, забава и веселое развлечение. Поэтому власти штата разрешают добычу грюньона, но с одним непременным условием: ловить только руками. Никаких сетей, никаких посудин — ни ведер, ни сачков! Тот больше соберет на пляже рыбы, кто полагается лишь на ловкость своих рук и резвость ног.
«Памятка». Этот прием помогает при пересказе текста.
Дети читают текст и составляют памятку.
1.Я прочитал о….
2.Больше всего мне запомнилось…..
3.Мне понравилось….\не понравилось….
4.Этот рассказ учит меня….
9. «Карточки». Этот прием направлен на развитие умения устанавливать последовательность событий в тексте
Группе детей выдаются карточки с описанием основных событий.
1 вариант : Группе выдается комплект карточек, в котором одной не хватает и/или одна лишняя. Задание – разложить карточки по порядку, без лишней; разложить карточки по порядку, сделав недостающую самостоятельно. Задание выполняется индивидуально, а потом в группе обсуждаются варианты выполнения.
2 вариант: группа самостоятельно составляет карточки для текста, который изучается. Учитель указывает группам, сколько карточек они должны сделать, число карточек для всех групп одинаково.
Наказание
Сквер был очень хорош в этот майский день. Птицы щебетали на ветках, яркие тюльпаны ликовали на клумбах. Но Леша и Никита ничего не замечали. Они прогуливались по дорожкам, верней, слонялись, не зная, чем заняться. И вот один говорит другому:
- Давай, Никита, пока никто не видит, нарвём тюльпанов! Сказано – сделано. Клумба вмиг была изувечена, а у Лёши и Никиты оказалось по охапке цветов. Голос появившегося из-за деревьев милиционера заставил их вздрогнуть.
- Ну что, орлы, попались?
Друзья струхнули: сейчас, наверное, поведёт в милицию.
Но он, к счастью, отвёл в другое место. В какую-то контору, которая ведала озеленением города.
- Вот что, любители тюльпанов, - сказали им там, - утром получите в теплице ящики с саженцами, а что с ними делать, покажет инструктор прямо на клумбе. В общем, придётся вам поработать.
Наказание не показалось ребятам чересчур строгим: что заслужили, то и получили. Они не знали, что самое невыносимое наказание у них ещё впереди.
Прохожих в то раннее утро в сквере было много. Люди спешили на работу, но многие останавливались возле клумбы и говорили:
- Ребята, вы молодцы!
- Хорошо работаете, мальчики, всем бы вот так!
- Зря, выходит, ругают нынешних мальчишек, что им бы только ломать…
Судите сами, каково было Лёше и Никите всё это слушать.
Карточки.
-Прогулка по скверу
-Охапка цветов
-Встреча с милиционером
-Наказание
10.«Синквейн». Развивает способность резюмировать информацию, кратко излагать мысли в кратких выражениях.
1 строка: 1 слово существительное
2 строка: описание темы в двух словах (прилагательные)
3строка: действия, 3 глагола
4 строка: фраза из 4-х слов, выражающая отношение к данной теме.
5 строка: одно слово – синоним к первому.
Виды чтения
Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.
Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать.
Изучающее чтение — наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой).
Цели чтения достигаются при помощи разнообразных приемов для каждого вида чтения.
Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения
Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.
Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.
Познакомиться со структурой текста.
Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста.
Знакомство с оглавлением.
Использовать аннотации к текстам.
Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения
Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.
Выделение важной информации. Определять главное можно в процессе чтения текста.
Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно.
Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения
Выделение смысловых частей читаемого текста.
Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.
Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.
Замена смысловых частей текста их эквивалентами.
Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.
Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю.
Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.
Составление суждений учащихся.
Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.
Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного.
Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.
Перечисленные приемы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Их использование во многом определяется опытом учителя, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках.