Открытое занятие на тему Путешествие в космос
План открытого занятия
ФИО Макарова Марина Евгеньевна
Предмет (профиль) социально-педагогическая направленность
Возраст обучающихся 10 – 12 лет
Тема занятия «Путешествие в космос»
Цели: Создать условия для организации и сплочения коллектива, для развития коммуникативных навыков и способов общения. Предоставить детям возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимовыручки воспитывать лидерские качества: внимательность, вежливость, понимание и доброжелательность.
Дидактические материалы и оборудование:
Карта «Звездного неба».
Выставка книг по теме.
Набор цветных карточек / красный, синий, желтый/.
Набор цветных карандашей и фломастеров, листы А 4 и А 3, картинки разного плана.
Продолжительность занятия – 1.10 часа
Структура занятия: водная часть – 20 минут; основная – 40 минут, заключительная – 10 минут
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: вступление педагога.
Педагог: Здравствуйте! Сегодня я приглашаю вас отправиться в космическое путешествие. Мы с вами посетим Луну и совершим увлекательный полет к Марсу. Но для начала перед вашим полетом давайте поближе узнаем друг друга. Слово «общение» и качество – общительность /коммуникабельность/ нам знакомы из предыдущих занятий. Карта «Звездное небо» будет напоминать нам теоретические знания. Мы теоретически выяснили, как велико значение общительности для совместной деятельности человека. Поэтому сегодня мы практически через игры, ситуации и упражнения оценим, как каждый из вас подготовился к испытанию – общению с другими людьми. Хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня.
Игра: «Настроение». У каждого лежат цветные карточки. Давайте договоримся, что вы честно поднимите тот цвет, который больше соответствует вашему настроению: красный - отличное настроение, желтый - рабочее, синий - плохое. Прошу вас поднять карточки.
Теперь вы, зная ваше настроение, можем приступить к работе, по ходу мы будем заполнять лист ватмана, который у каждого есть на столе. И в конце каждый увидит свой «космический корабль» поделенный на необходимые отсеки.
Многие из вас знают, как зовут друг друга. Но не каждый из вас может сказать, что вы любите, чем увлекаетесь, какая у него семья, где живет, есть ли у него домашние животные, какие фильмы нравятся. Все это вы можете узнать, задавая друг другу вопросы. А теперь я предлагаю вам познакомиться друг с другом.
Игра «Интервью»
Знакомство воспитанников проходит в парах, вначале задают один человек из пары вопросы. По сигналу партнеры меняются. По сигналу прекращаются все разговоры. Педагог, кидая мяч любому участнику, предлагает рассказать этой паре все, что они узнали о партнере. В конце игры дается время для свободного обмена вопросами. Спасибо всем я уверена, что вы успели познакомиться. Игра показывает, что не все легко смогли передать информацию. А сейчас прошу вас, вписать в ваш «космический корабль» отсек ПОНИМАНИЕ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Упражнение «Без речи».
Цель: показать важность речи в человеческом общении.
Приглашается один человек, которому предлагается без слов объяснить всем предложения. Например: летит, летит по небу шар. Обучающиеся угадывают по жестам.
Данное упражнение показывает, как быстро и легко можно было бы при помощи слов всем объяснить фразу, и как долго и трудно делать это при помощи мимики и жестов, т.е. без речи.
Далее всем предлагается попробовать объяснить мимикой какое-то одно слово, связанное с темой занятия.
Игра «Будь внимательным»
Цель: показать важность быть внимательным.
При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь скажите, у кого сосед со светлыми волосами? Поднимите руку (с закрытыми глазами). Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед... (Далее задает аналогичные вопросы относительно внешнего вида участников группы.) Спасибо всем за активное участие в игре, чтобы в будущем у вас были только приятные знакомства.
Педагог предлагает в «космический корабль» тем, кто смог быть внимательным, написать отсек ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ.
Свои имена вы, конечно, знаете. Но давайте сейчас на визитках, которые приготовлены для каждого, напишем свое имя так, как вам нравится, чтобы к вам обращались /ребята выполняют задание и прикрепляют у себя на груди/.
Следующее правило: будьте искренними и доброжелательными, дарите другим..
Сейчас мы попробуем выполнить эти простые правила, обращаясь к своему соседу слева по имени и называя его достоинство, положительное качество, т.е. комплимент.
Игра «Комплимент».
Цель: отработать навыки вежливости.
По кругу передается предмет и тот, у кого он находится в руках, передавая дальше, говорит соседу слева комплимент, выполняя правила Данная игра часто показывает, что гораздо проще современным детям говорить грубости или просто промолчать, чем увидеть в человеке хорошее и сказать ему об этом.
У кого получилось выполнить все правила, вписывают в «Космический корабль» отсек ВЕЖЛИВОСТЬ.
Игра на внимание
Ждет нас быстрая ракета для полета на планету. Отправляемся на Марс Звезды, в гости ждите нас! Действительно, чтобы летать, нам нужен космический корабль. Вы видите, экземпляр рисунка разрезан на детали и разложен на столе. Я приглашаю всех участников команд к сборке корабля. (педагог наблюдает и, если потребуется помощь, оказывает ее.)
Как вы себя чувствуете? Трудно ли было собирать корабль? Почему? Продолжим игру?
Педагог в заключение предлагает самим оценить себя и вписать в свой «корабль» отсек ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ.
Упражнение «Лунный зоопарк»
Задачи: создание условий для сплочения коллектива, для развития творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности, для развития познавательного интереса у детей.
Материалы: музыкальное сопровождение, чистые листочки, цветные карандаши.
Космонавты! Прошу надеть шлемы, занять свои кресла, пристегнуть ремни! Три, два, один летим! Наш корабль совершает полет вокруг Земли. Нам хорошо видно, что происходит на нашей планете. Расскажите, пожалуйста, что вы видите. Прощай, Земля! Вперед, к Луне! Итак, мы подлетаем к Луне. Луна спутник Земли. Это тоже планета, но очень маленькая. Она не может самостоятельно двигаться и как бы привязана к Земле. Космонавты, прошу вас внимательно посмотреть в иллюминаторы! Мы с вами прибываем на Луну и попадаем в Лунный зоопарк. На самом деле Луна необитаема, как и Марс, но наше путешествие сказочное.
поэтому прошу каждого члена экипажа «сфотографировать» в зоопарке (нарисовать) одно животное.
Расскажите о своем животном, расскажите о том, чем оно питается, как называется и где обитает. Всем предлагается оценить себя после рассказа и вписать в «Космический корабль» отсек ПОДДЕРЖКА.
Ситуация «Посадка на луну»
Цель: показать важность интонации речи и умения договариваться с другими людьми. Предлагается с помощью считалки поделится на две группы. Задание одинаковое для каждой команды.
Вы – капитан космического корабля. Ваша ракета потерпела крушение. Вынужденная посадка произошла на темной стороне Луны. На светлой стороне вас ожидает исправный ракетоплан без экипажа. До него – 250 километров. Половина пути пролегает по темной стороне Луны, половина – по светлой. Ракетоплан снабжен радиомаяком. Вы и команда при крушении не пострадали.
На борту корабля имеется определенное количество предметов. Вам как капитану нужно поставить возле каждого предмета цифру, которая показывает его важность и полезность для пути. У самого важного ставите цифру 1, цифру 2 – у второго по значению и так до четырнадцатого, наименее важного для вас.
Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания в конце .
Кислородные баллоны 2 шт. по 50 кг. /Необходимы для дыхания/
25 л воды. /Необходимы для утоления жажды/
Звездная карта лунного небосклона. /Необходима для ориентации на темной стороне Луны/
Приемопередатчик на солнечных батареях. /Необходим для ориентации на светлой стороне Луны/
Пищевые концентраты. /Необходимы для поддержания сил в пути/
20 м нейлонового шнура. /Может использоваться для транспортировки груза и преодоления группой людей горных хребтов/
Аптечка первой помощи. /Необходима для оказания помощи при травмах, ситуации сердечной деятельности и т.д./
Шелковый купол парашюта. /По назначению использовать невозможно, но можно связать стропы, получив длинную веревку и шелк – для транспортировки грузов/
Самонадувающая спасательная лодка. /На Луне может быть использована для транспортировки грузов или раненого человека/
Коробка сухого молока. /Может служить как дополнительный резерв питания, хотя острой необходимости в ней нет/
Переносной обогреватель на солнечных батареях. /Никакого значения для путешествия не имеет, так как на темной стороне не работает, а на светлой стороне температура поднимается до 200 С Имеет более высокую стоимость по сравнению с другими, следующими за ним предметами/
Сигнальные ракеты. /В условиях Луны бесполезны, так как без воздуха ракета гореть не будет/
Магнитный компас. /Луна лишена магнитного поля. Компас не работает/
Коробка спичек. /Без воздуха гореть не будут/
Согласно «экспертам», самыми важными в этой ситуации являются предметы, необходимые для поддержания жизни. Это кислородные баллоны и вода. На следующее место по важности нужно поставить средства навигации. На Луне полезными могут быть только карта звездного неба – для ориентации при движении на темной стороне и приемопередатчик на солнечных батареях – для движения по радиомаяку на светлой стороне.
Путь должен занять не менее 5 дней. Поэтому, для поддержания сил, следующими по важности следует поставить продукты питания: пищевые концентраты и сухое молоко.
Вывод: агрессия, грубость- приводят к ссоре, непониманию, а признание ошибок- разрешают конфликт.
Педагог предлагает ребятам оценить себя и сделать выбор самооценки: умею ли я договариваться без конфликта и находить компромисс или я конфликтую. В свой «космический корабль» вписывается отсек БЕСКОНФЛИКТНОСТЬ.
На листах у ребят может быть пустое место, потому что это качество отсутствует у него, и поэтому необходимо будет учиться.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: подведение итогов.
Задачи: предоставить возможность для адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ игры и деятельности участников.
Педагог. Наше путешествие подходит к концу. Прошу экипаж занять свои места, пристегнуть ремни, приготовиться к возвращению на Землю. Мы с вами достойно прошли все испытания. Я думаю, что во время путешествия наша команда стала дружной и сплоченной.
Педагог предлагает сделать вывод:
что помогает в общении с другими людьми?
/умение слушать, правильно и вежливо говорить, быть сдержанным и внимательным/;
что мешает общению?
/шумливость, грубость, не желание понимать другого человека/.
Заключительное упражнение «Настроение».
Человек общается для того, чтобы ему было интереснее в жизни, общение должно обогащать человека. Какое настроение у вас после нашего с вами путешествия? /ребята поднимают цветные карточки с оценкой своего настроения/. Спасибо всем за увлекательное путешествие!
Литература
Как вести за собой. Большая книга вожатого /Под ред. Л.И.Маленковой. Педагогическое общество России, 2004
Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007
Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. – М.: Ось-89, 2002
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М., 2002
Щуркова Н.Е. новое воспитание. М., 2000
15