Классный часЧто значит, быть добрым?


Классный час «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ДОБРЫМ?»
Цели:
Образовательная: Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.
Развивающая: Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.
Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.
Создание проблемной ситуации
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит
- Что вы можете сказать об Айболите?
- Почему он добрый?
- Подберите синонимы к слову доктор.
- А как лечат врачи?
- Ничего себе добрые врачи: дают лекарства, делают уколы, делают больно.
- А после этого вы говорите, что он добрый.
Сообщение и введение в тему.
- Сегодня мы с вами попробуем разобраться, какой он, добрый человек.
Работа в группах
- Какого человека вы можете назвать добрым?
- Какие качества присуще доброму человеку?
- Перед вами даны карточки с качествами человека. Выберите качество присуще доброму человеку.
- По одному из каждой группы выходим и вывешиваем на доску по одному качеству.
Вежливость
Весёлость
Сердечность
Нежность
Внимание
Ласка
Конфликтность
Раздражительность
Умение оказать помощь в любую минуту
Нервозность
Милосердие
Равнодушие
Бессердечность
Сдержанность
Отсутствие ласки и нежности
Агрессивность
Холодность
Доброжелательность
Забота
Мстительность
ХамствоНеравнодушие
Хладнокровие
- У нас получился список качеств, присуще доброму человеку.
Вежливость
Весёлость
Сердечность
Нежность
Внимание
Ласка
Умение оказать помощь в любую минуту
Милосердие
Сдержанность
Доброжелательность
Забота
- По отношению к кому человек должен быть добр?
к одноклассникам
родителям, родным
к старшим
к младшим братьям и сёстрам
к природе
к животным
к окружающим тебя людям
Работа над стихотворением Михаила Садовского «Я как-то в дом принёс щенка»
Я как-то в дом принёс щенка,Бездомного бродягу,Чтоб подкормить его слегка,Голодного беднягу.— Ну что ж, — сказала мама, — пустьОн поживёт немножко,В глазах его такая грусть!Найдётся супа ложка… Я во дворе нашёл потомКотёнка чуть живого,Его принёс я тоже в дом,Сказала мама снова:— Ну, что ж, — она сказала, — пустьОн поживёт немножко,В глазах его такая грусть!Найдётся каши ложка…Я под гнездом нашёл птенца,Над ним вороны вились,Я спрятал в шапку сорванца,Мы с ним домой явились.— Ну, что ж, — сказала мама, — пустьОн поживёт немножко,В глазах его такая грусть!Найдётся хлеба крошка… Однажды я принёс ежа,Ужа и черепаху,И заяц в нашу дверь вбежал,Наверное, со страху.Сказала мама: — Пусть живутВ квартире так чудесно,Если потесниться, тут И нам найдётся место!
Чтение рассказа Л.Н. Толстого
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?
 Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». 
Старик сказал! «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
- Что вы можете сказать об этом человеке?
- Как вы думаете, можно ли заставить человека стать добрым?
Работа с пословицами.
- Перед вами даны пословицы Ваша задача, собрать их в целые пословицы.
Жизнь дана на добрые дела.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добра желаешь – добро и делай.
Добро творить – себя веселить.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Доброе слово - и кошке приятно.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
Без добрых дел, нет доброго имени.
Добро век не забудется.
- Какая пословица подойдёт к рассказу
Л.Н. Толстого?
- Почему?
7. Обсуждение ситуаций.
1. Мальчик разрушил песочный замок, построенный другими детьми. И равнодушно ушёл.
- Какие чувства вызывает у вас поступок этого мальчика?
- Что бы вы сказали ему?
- Что бы вы пожелали этому ребёнку?
2. Дети катались на катке. Девочка упала. Максим и Стас засмеялись, а Антон помог подняться.
- Как себя чувствует упавшая девочка?
-На кого из них вы бы хотели быть похожими?
Беседа с вопросами.
- Ребята, а вы совершали добрые дела?
- А по отношению к кому?
- А по отношению к вам кто-нибудь совершал добрый поступок?
- Какие чувства вы испытывали, когда сами делали что-нибудь доброе?
- Давайте сделаем вывод: добрые поступки делают нас и других счастливыми, приносят радость и удовольствие. Совершив добрый поступок, наслаждаешься тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно.
Разбор сценки «Случай в автобусе».
Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек. Очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сиденье. Потом, когда свободных мест уже не осталось, в салоне появилась пожилая женщина. Бабушка молча встала около пожилого человека и вздохнула.
- куда тебе ехать, бабка?
- До вокзальной, милок, до Вокзальной.
- Садись уж, раз едешь.
- Спасибо, сынок.
- И чего вам, пенсионерам дома не сидится?
И он продолжал свой путь, стоя, встав над старушкой и окидывал её недовольным взглядом.
- Какой поступок совершил парень?
(хороший, благородный)
- Почему он это сделал?
(знает, что надо уступать старшим)
- А как он это сделал?
(грубо, обидно)
- Вы совершенно правы. Он это сделал грубо, некрасиво, не от души. Можно ли этот поступок назвать добрым?
Чтение рассказа «Осколки».
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил на её приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
- Чему посвятила старушка всю свою жизнь?
- Как вы думаете, если бы люди знали, чем на самом деле занимается старушка, что бы они сделали?
- Были ли случаи в вашей жизни, когда вам сначала не понравился человек, а позже вы узнали о нём лучше и изменили своё первое мнение?
- Вспомните пословицу для этого рассказа.
Чтение легенды «Добро без ума».
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют голубей из рогатки, и объявил:
- Кто принесёт во дворец живую птицу, то получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:
- Зачем столько птиц?
Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я их спасаю от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
- Кто же кормит птенцов? – спросил мудрец.
- Каких птенцов? – удивился император.
- У птиц, которые живут во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не подумал, признался император.
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не приносит столько зла, сколько вы. Все гнёзда в лесу наполнены сейчас мёртвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, а погубили в пять раз больше!
- Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорчённый император.
На это мудрец заметил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.
- Вам понравилась легенда?
- Если бы вы были на месте императора, как бы вы поступили птиц, не причинив им вреда?
- Один философ сказал: «Не достаточно делать добро; надо делать его правильно ». Вы согласны с этим?
Просмотр мультфильма
- Можно ли Женю назвать доброй?
- Почему?
-Вспомните героев прочитанных произведений, которые совершали добрые поступки.
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
Классный час дал мне для жизни…
мне захотелось…
Исполнение песни «Доброта»
- Ребята, давайте завершим наш классный час песней Фунтика.
Хорошо бродить по светуС карамелькой за щекой.А еще одну для другаВзять в кармашек про запас.Потому что, потому чтоВсех нужнее и дороже,Всех доверчивей и строжеВ этом мире доброта,В этом мире доброта.Хорошо бродить по улицеС теплым кроликом за пазухой,Принимая как наградуСердца маленького стук.Потому что, потому чтоВсех нужнее и дороже,Всех доверчивей и строжеВ этом мире доброта,В этом мире доброта.Хорошо бродить по городуС белым голубем в цилиндре,С красным шариком на ниточке,И с улыбкой до ушей.Потому что, потому чтоВсех нужнее и дороже,Всех доверчивей и строжеВ этом мире доброта,В этом мире доброта.
Слайд 1
Слайд 2
Детям на парту разложены карточки. Дети работают в группах, выбирая нужные и вывешивают на доску.
Слайд 3
Слайд 4
Стихотворение читает подготовленная ученица
Слайд 5
Пословицы разделены на две части
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Просмотр фрагмента сказки «Цветик-семицветик»
Слайд 10
Дети исполняют песню.