Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих программ в процессе обучения на инструментальных отделениях детских школ искусств»

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств № 8



Методическая разработка
преподавателя фортепианного отделения
Гузяевой Людмилы Петровны

«Использование здоровьесберегающих программ в процессе обучения на инструментальных отделениях детских школ искусств»




















Ульяновск
2016 г.
«Использование здоровьесберегающих программ в процессе обучения на инструментальных отделениях детских школ искусств»
преподавателя фортепианного отделения
Гузяевой Людмилы Петровны

I часть
То, что здоровье – это бесценное достояние не только человека, но и общества, доказывать никому не надо. При встречах, расставаниях с близкими людьми мы желаем им доброго здоровья, как основного условия полноценной и счастливой жизни.
Основная цель моего доклада – это теоретически обосновать необходимость использования здоровьесберегающих программ в детских школах искусств. В соответствии с целью задача моего выступления – предложить наиболее приемлемые формы здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это целая система в образовательном пространстве по сохранению и развитию здоровья детей и взрослых. Надо учиться работать так, чтобы не наносить вреда здоровью своим ученикам и себе в том числе.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы педагогов, т.е. связано с их профессиональной деятельностью.
В нашей школе в работе с детьми мы стараемся активно применять здоровьесберегающие технологии. Конкретно мне хотелось бы немного подробнее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приёмах, которые используются в нашей школе на уроках в инструментальных классах (фортепиано, гитара, струнные инструменты).
В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей ребенка, базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости.
«Сохраняющая среда» – это в первую очередь, санитарно-гигиенические требования: свежий воздух, освещение, чистый кабинет. Сюда же входят: целенаправленная работа по антитеррористической безопасности; регулярная работа по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем; систематическая работа по предотвращению гибели школьников при ЧС и на дороге.
В системе общего образования вопрос о сохранении здоровья школьников разработан достаточно полно и носит систематический характер. В детских школах искусств такой стройной системы пока, к сожалению, не существует. Что же в плане здоровья даёт ребёнку обучение в школе искусств? Это: возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы, способствует снятию психологического барьера, формированию культуры здоровья. И все минусы в виде дополнительной нагрузки, дополнительным проблемам самим родителям с лихвой компенсируются пользой от занятий музыкой.
Многообразие видов деятельности на уроках в классе музыкальных инструментов позволяет на каждом занятии прибегать к различным здоровьесберегающим технологиям. Исполнение спокойной пьесы снимет раздражение и нервное напряжение. Исполнение песенок и попевок укрепит голосовые связки и укрепит иммунитет. Гаммы, этюды и технические пьесы разовьют мышцы пальцев, что положительно повлияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Мы каждому ученику стараемся составить комфортное расписание с целью исключения перегрузки детей. Расписание составляем так, чтобы ребёнок мог после школы пообедать, отдохнуть и придти на урок.
На уроке главное – чередование различных видов учебной деятельности:
1)техническая разминка игрового аппарата;
2)работа над репертуаром;
3)разбор нового нотного материала;
4)повторение выученных пьес;
5)чтение с листа;
6)творческая работа;
7)музыкальные игры для младших учащихся;
8)физкультминутки;
9)прослушивание музыкального материала через сеть «интернет».
Главное, педагог должен почувствовать, когда ребенок устал и предпринять все возможные методы и приёмы для снятия утомления. Отличный приём снять напряжение – это музыкальная физкультминутка. Физкультминутка – важное средство самовыражения. Танцевальные движения под ритмичную музыку позволяют детям «насытить» потребность в движении. Стихотворная форма благоприятно влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений, развитие интереса к занятиям. Физкультминутка успешно трансформирует отрицательные эмоции в положительные, стабилизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечнососудистой систем. Подобные упражнения исполняют роль творческих заданий, развивают общую моторику организма и, что главнее всего, делают учебный процесс интересным, захватывающим, образным.
Правильная посадка за инструментом в здоровьесберегающих технологиях занимает важное место. Посадка ученика за инструментом требует особых условий, которые должны досконально выполняться преподавателем и родителями.
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках фортепиано, баяна, гитары в комплексе с другими методами и приёмами организации учебных занятий, даёт возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность ребенка. Для детей игры – это эффективный способ самореализации и самовыражения. Мы придумываем названия этюдам, раскрашиваем в различные цвета гаммы, аккорды, арпеджио. Сочиняем сюжеты к произведениям. Также активно использую игры, размещённые на образовательных порталах в сети «интернет».
Также одним из позитивных показателей успешности урока служит благоприятный психологический климат на уроке. Атмосфера творчества и взаимопонимания положительно сказываются на здоровье ученика. Весёлая и остроумная шутка, необидные сравнения, использования поговорок и афоризмов и, конечно, поддерживающая улыбка педагога дадут ученику массу позитивных эмоций, и на следующий урок ученик сам попросит родителя отвести его на урок к любимому педагогу. И мотивация к обучению здесь будет на лицо.
Надо уметь находить возможность на уроке поощрить ученика за прилежание, отметить улучшения или недоработки в домашних занятиях, а оценку ставить исходя из индивидуальных возможностей ученика.
Пожалуй, самое сложное в сегодняшнее время – это стиль общения «учитель-ученик». Педагогу необходимо выработать позитивный стиль общения. При позитивном стиле общения педагог выслушивает учеников, приглашает участвовать в обсуждении, в его речи больше положительных оценок исполнения (хорошо, отлично, прекрасно и т.д.), лицо выражает удовлетворение. У педагогов с таким стилем общения преобладают позитивные реакции, меньше категорических суждений. А это один из путей к здоровью не только ученика, но и педагога.
Одним из направлений в реализации здоровьясберегающих программ в нашей школе является организации отдыха детей. Экскурсионные и концертные программы, обучающие игры, вечера встреч, творческие часы для родителей, общешкольные праздники и конкурсы наполняют жизнь учащихся яркими эмоциональными переживаниями, объединяют учеников, родителей, педагогов. Если ученик получает удовольствие от внеурочной деятельности, то это поможет сохранить психическое здоровье ученика и педагога.
II часть
Развитие учащихся непосредственно зависит от здоровья педагога. Кадровое обеспечение школы является ключевой предпосылкой успешности здоровьесберегающих технологий образовательного и воспитательного процесса. В нашем педагогическом коллективе 62 преподавателя. На протяжении последних лет сохраняется постоянный состав педагогов, что важно для поддержания традиций школы, накопления опыта. Созданы условия для творческого роста преподавателей, благоприятный микроклимат, поощряется и стимулируется добросовестный труд и инновационная деятельность. Опытные педагоги и молодые учителя работают в тесном сотрудничестве. Хорошая школа – это место, где интересно учиться ученикам и работать педагогам, а существующий творческий союз «учитель - ученик - родитель» благотворно влияет на каждого участника этой триады.

Заключение

В моём понимании структура здоровьесберегающей программы должна выглядеть следующим образом:
Первый уровень - директор школы (он является идейным руководителем инновационного проекта в школе) и заместители директора по всем направлениям. Этот уровень определяет стратегические направления здоровьесозидающей деятельности, организует педагогический, ученический и родительский коллективы на решение задач, несёт ответственность за реализацию здоровьесберегающих программ.
Второй уровень – педагоги школы, которые непосредственно осуществляют реализацию программы.
Третий уровень – учащиеся и родители.
Таким образом, все, без исключения, включаются в процесс по обеспечению здоровьесберегающих технологий в школе.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15