Открытый урок Добрым быть — добрым слыть


МОУ «Майская школа с крымскотатарским языком обучения»
Добрым быть –
добрым слыть
Урок - исследование по русскому языку
Учитель русского языка и литературы
Ш.М. Куртнезирова
с. Майское, 2014Добрым быть - добрым слытьУрок - исследование по русскому языкуТема: Слово «доброта».
Цели:Повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имен существительных, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный разборы слов.
Познакомить с названиями разделов науки о языке, что они изучают; учить распознавать конкретные и отвлеченные существительные.
Формировать представление о многозначности ИС и их роли в речи.
Продолжать знакомить детей с творческой деятельностью Д.С.Лихачева.
Развивать речь детей, прививать навыки исследовательской работы, расширять кругозор.
Вызвать у детей потребность совершать добрые поступки.
Оборудование:Портреты К.Д.Ушинского и Д.С. Лихачева.
Карточки с понятиями и названиями разделов науки о языке.
Рисунки учащихся с изображением добрых и злых лиц.
Буквы на цветных карточках со словом «доброта».
«Толковый словарь русского языка» (авт. Ожегов).
«Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник» (СПб., 2001)
7. «Словообразовательный словарь русского языка» Л.Н.Тихонова.
8. Текст «Доброта» из книги Д.С.Лихачева «Заветное» (каждому ученику)
Ход урокаОрганизационный момент.Постановка темы и целей урока.В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание «В добрый час!» употреблялось не только при прощании и напутствии на какое- нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих «сбережения» от злых сил и духов? Так, поговорка «В добрый час будь сказано!» основана на поверье, что в «добрый час» можно говорить все, что хочешь, а в «худой час» лучше всего отмолчаться. Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить все, что думаем.
Итак, простой вопрос: чему вы учитесь в школе? ( Читать, грамотно писать, считать и решать задачи)
Все правильно, но давайте послушаем, что говорит об этом великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
(Показ портрета К.Д.Ушинского)
Он считал, что просто учиться читать, писать, решать - это «деятельность без цели, нехристианская педагогика». Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру.
Недаром говорят: «Земля согревается солнышком, а душа - добротой».(На доске написано).
Сегодня у нас не просто урок, а урок - исследование. Тема нашего исследования - СЛОВО. Но слово это не простое, а очень важное.
На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые окрашены в теплые цвета. Составьте из них слово. ( ДОБРОТА).
—Одним из самых интересных и талантливых людей России минувшего века был Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Дмитрий Сергеевич Лихачев - российский ученый-литературовед, историк культуры, текстолог, публицист, общественный деятель.
Он оказал большое влияние на интеллигенцию нашей страны, во многом возродил понятие русского интеллигента. Его сила была в том, что он изучил и культуру, и духовную жизнь, быт, искусства русского человека на протяжении многих веков.
Это бесценные знания, читать его книги - наслаждение: так ярко, просто, увлекательно они написаны. Они одинаково значимы и для ученого, и для школьника.
(Даниил Гранин, писатель.)
—У вас на столах лежат листы, на которых напечатаны размышления Дмитрия Сергеевича о доброте из его книги «Заветное». Прочитайте.
ДОБРОТА - исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке. Итак, в добрый путь по разделам русского языка!
Исследования по различным разделам языка.(На доску прикрепляю карточку Лексика)
Лексика - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
Минимальной единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму - звуковую оболочку. Однако не всякие звуки будут словом. Вспомните известное стихотворение И.Токмаковой:
А я придумал слово, простое слово «плим»...
Вот прыгает и скачет плим, плим, плим
И ничего не значит - плим, плим, плим.
--« Плим»- это слово? (Нет). - Почему?
—Не любые звуки, взятые вместе, будут словом. Помимо звуковой оболочки слово должно иметь лексическое значение, т.е. смысл.
—Что же обозначает слово ДОБРОТА или прилагательное от этого слова - ДОБРЫЙ? (Ответы детей)
—Вы назвали несколько значений слова ДОБРЫЙ. Значит, это слово многозначное. Большинство слов в русском языке имеют несколько значений. Способность слова иметь несколько значений, а не одно называется многозначностью, а слово многозначным. В «Толковом словаре русского языка» Ожегова найдите определения слова ДОБРЫЙ.
(Статья из «Толкового словаря...» Ожегова)—Какой смысл вкладывает Д.С. Лихачев в слово ДОБРОТА? Обратитесь к тексту. (Ответы детей)
И что самое интересное, к каждому значению как бы тянутся слова, близкие по смыслу и противоположные. Попробуем их найти.
—К каждому словосочетанию, записанному на доске, подберите сначала близкие по смыслу, а затем противоположные.
НА ДОСКЕ:
Добрый человек хороший плохаядобродушный неважный
Добрый совет полезныенехорошие
лучшиедурная
Добрые дела светлаяужасные
верный глупый
Добрые знакомые близкиестрашные
превосходный никудышный
Добрый конь добросердечный злой
гуманный скверные
Добрая памятьвеликиеотличный
дорогие
-Обычно, раскрывая понятие, мы берем предметную картинку и говорим, например: «Это книга». А можно ли изобразить ДОБРОТУ? Как? Какие слова можно изобразить? (Дерево, ребенка, сапоги и т.д.) Все эти существительные обозначают конкретные предметы, их можно пересчитать. Поэтомуих так и назвали – конкретные существительные. К ним можно подставить количественное числительное, например, 2 сапога, 5 тетрадей и т.д. А к нашему слову можно подставить числительное и посчитать? Попробуйте.
Не получается? Так вот такие существительные называются отвлеченными. Они употребляются, как правило, в форме только одного числа - либо множественного, либо единственного.
Но все-таки мы с вами попробовали на уроках рисования с помощью художественных средств изобразить ДОБРОТУ.
(Выставка рисунков детей, где изображены лица людей - добрые и злые).
- Посмотрите внимательно на рисунки. Большинство из вас выбрали рисование добрых лиц. Почему? (Человек, испытывающий злобу, некрасив и неприятен)
(На доску прикрепляю Словообразование)Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы
дальше исследовать наше слово, —это словообразование. Это наука о языке, которая изучает ЧТО? ( образование новых слов ).
Напомните, из чего могут состоять слова? (Приставка, корень, суффикс, окончание). Без какой части слово не может существовать?
Разберите слово ДОБРОТА по составу. ( 1 ученик у доски)
Какие слова называются родственными или однокоренными? Проведем соревнование, кто больше придумает родственных слов к данному слову.
(Работают самостоятельно, затем через 2 минуты проверяем)
С помощью какой части слова образовано новое? Какие однокоренные слова нашли в тексте «Доброта» Д.С. Лихачева?
В «Словообразовательном словаре русского языка»Л.Н.Тихонова более 100 слов с корнем -ДОБР-. Вот некоторые из них:
добрейшийпредобрыйдобрячокзадобрить
добренькийдобрякдобретьдобро
Эти слова состоят из одного корня, но есть слова, образованные из двух
корней: (Говорит ученик, работавший со словарем заранее)
Добродушный, доброкачественный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный.
(На доску: Фонетика)Отправимся дальше. Фонетика — это учение о звуковой стороне языка, наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.
Посмотрите внимательно на слово ДОБРОТА и скажите, сколько звуков -о- вы слышите?
Сделаем фонетический разбор слова и выясним, кто прав. Это однерочка, т,е. звуко-буквещщй разбор. (Один ученик у доски)
Д - д - сг. зв. тв.
О - а - безуд. гл.
Б - б - сг. зв. тв.
Р - р - сг. зв. тв.
О -а - безуд. гл.
Т - т - сг. глух. тв. А - а - уд. гл.
______________
7 букв, 7 звуков
—Сколько же звуков -о- в слове? Интересно, почему же мы не слышим ни одного звука -о- в слове, а пишем букву о в двух случаях?
—Какой раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно
написать слово? Орфография. (На доске карточках *).
Посмотрим на слово с точки зрения ОРФОГРАФИИ. - Что изучает этот раздел науки о языке?
Орфография изучает правила написания слов.
—Среди однокоренных слов найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне. Выделите орфограмму. Какие слова являются проверочными? Почему? Подчеркните их по линейке.
НА ДОСКУ: Морфология (3)
—Что исследует раздел МОРФОЛОГИЯ? Это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов . Какой частью речи является слово ДОБРОТА? (Существительным)
—Откройте схему разбора имени существительного и выполните разбор в тетради. (У доски 1 ученик).
ДОБРОТА - сущ., предмет.
1.Н.ф.—(Что?) доброта.
2.Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, женский род, 1-е склонение.
3.Непостоянные признаки: ед. ч. (употребляется только в форме единственного числа, т.к. это отвлеченное имя существительное)
НА ДОСКУ: Синтаксис (4) — это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.
Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это вовсе не означает, что они глупее других. У каждого человека свои достоинства. Кому-то прекрасно дается учеба. У кого-то отлично получается ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя, ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить. Вы прочитали уже достаточно много книг о добрых людях и добрых поступках. Сейчас я бы хотела, чтобы вы послушали короткую легенду О старом плаще.
(Рассказывает подготовленный ученик)
Легенда о старом плаще
Жили 3 брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре они стали уважаемыми и честными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находилось у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал.
Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.
Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице возвращали к жизни даже самых тяжелых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном, добром почтальоне, о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия.
—Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему?
Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом. Добрый человек - тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро, а злой , наоборот, -тот кто... (помнит свое добро и забывает свои грехи.)
--Запишите предложение, выполните синтаксический разбор (4).
НА ДОСКЕ: Доброго человека дела славят.
(один ученик работает у доски)
(Комментированный разбор: - главные члены предложения- второстепенные
- схема предложения
- словосочетания
—По цели высказывания предложение какое?
—По интонации?
—Объясните смысл этого предложения.
-- Какие добрые дела предлагает вам совершать Д.С. Лихачев? Обратитесь к тексту. - Почему, по словам Лихачева, люди могут «заразиться добром»? Как понимаете выражение «Люди открывают для себя счастье доброты»? В чем же состоит счастье, по мнению Дмитрия Сергеевича?
(На доску: Фразеология)Фразеологизм - особое сочетание слов. В отличие от свободного словосочетания у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все сочетание в целом.
В начале урока мы говорили о том, что слово доброта является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках и фразеологизмах. Много их в приветствиях, пожеланиях при встрече или расставании. Вспомните, с какими вы уже встречались.
-- Обратимся вновь к словарю. Статья «добрый». Фразеологизмы отмечаются вот таким значком:.(Детичитают, объясняют).
•В добрый путь! (2знач.)
•В добрый час! (2знач.)
•Добро пожаловать!
•Добрый молодец (из сказок)
•Дать добро (соврем.)
•Получить добро (соврем.)
—Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
IV.Итог урока.
-Мы сегодня рассмотрели с вами слово доброта с разных точек зрения. С точки зрения каких наук? (Читаем)
—Чему учились на уроке? (Кроме прочего - доброте).
Д./з.: Подобрать и записать в тетрадь 3 пословицы о доброте.
-Урок окончен. Спасибо за помощь.