Конспект внеклассного мероприятия «Противление насилию» в форме круглого стола


Конспект внеклассного мероприятия «Противление насилию» в форме круглого стола
Автор: Н.Ю.Щербакова, преподаватель социальных дисциплин ГАПОУ ПО ПМПК
Дисциплина «Основы социологии и политологии»
Участники: студенты 1 и 2 курса
Мероприятие проводится в три этапа:
Предварительный этап социологического исследования уровня нетерпимости студентов посредством анкетирования студентов 1 и 2 курса.
Заседание круглого стола «Противление насилию».
Этап самостоятельного творчества студентов, как итог заседания круглого стола: создание «Картины культуры мира», оформление выставки творческих идей студентов.
Конспект мероприятия в форме круглого стола предназначен для преподавателей социальных дисциплин. Применена продуктивная методика, позволяющая углубить представления студентов по теме «Межнациональные отношения. Формы, причины, последствия национализма» и активизировать творческую деятельность студентов в направлении противостояния нетерпимости. Данная разработка может быть использована классными руководителями для проведения тематических классных часов, воспитывающих позицию противления насилию.
Цель мероприятия: углубить знания по теме «Межнациональные отношения. Формы, причины, последствия национализма» и сформировать основы неприятия методов насильственного достижения целей.
Задачи образовательные:
Выявить сущность фашизма ХХ в. и неонацизма XXI в.
Прояснить сущность нетерпимости, как причины применения насилия в обществе.
Провести анкетирование среди студентов, с целью определения уровня нетерпимости.
Объяснить студентам фундаментальные принципы толерантности и дать представление о мирных путях решения конфликтов.
Задачи развивающие:
Развитие интереса к вопросам межнациональных отношений, способности понимать других, сохраняя индивидуальность и чувство собственного достоинства.
Развитие навыков критического подхода к изучению агитационныхматериалов националистического характера.
Содействие развитию взаимосвязанного сообщества студентов в его многообразии.
Активизация творческого потенциала студентов в вопросах культивирования традиций миролюбия.
Задачи воспитательные:
Содействие адаптации студентов к новым условиям жизни в студенческом коллективе.
Обеспечение социальных процессов в колледже на основе соблюденияправ человека и демократических принципов.
Воспитание позитивных граждан, способных на мирное сосуществование в многонациональной стране.
Воспитание неприятия насилия в отношении представителей иных культур.
Воспитание альтруизма, открытости и уважения к другим людям.
Время проведения - 1час 20 минут (пара). Место проведения – читальный зал библиотеки.
Оснащение мероприятия:
1.Раздаточные материалы для студентов:
Материалы для подготовки к уроку,
Задание для подготовки к уроку,
Карточка «Особо тяжелые формы нетерпимости»,
Анкета,
Карточка «Некоторые симптомы нетерпимости»,
Карточка «Некоторые признаки толерантности»,
Карточка «Европейская картина культуры мира».
Мультимедиа проектор, компьютер, экран.
Слайд - фильмы «Обыкновенный фашизм», «Неонацизм».
Результаты анкетирования, оформленные в виде электронных таблиц, диаграмм, графиков.
Плакат «Нет ничего страшнее деятельного невежества». Гете.
Плакат «Любовь к Отечеству есть добродетельное чувство, но может быть пороком, если преступает те пределы, при которых нарушается любовь к ближнему». Л.Н.Толстой.
Карикатурные плакаты о неофашизме.
Столы со стульями расставлены в форме круга.
План мероприятия:
Приветствие, вступительное слово преподавателя, актуализация темы 2 мин
Студентам предлагается обсуждение ключевых понятий темы: формы национализма, фашизм, причины зарождения в Европе ХХ века (повторение предыдущего материала) 3мин
Мотивация к активной работе за круглым столом. Демонстрируется слайд-фильм о злодеяниях фашизма и результатах Нюрнбергского процесса 5 мин
Обсуждение фильма 10
Демонстрируются слайды о деятельности неофашистов. 5
Обсуждение увиденного10
Проведение сравнительного анализа исторических условий становления
фашизма ХХв. и современного неофашизма 10
Выступления студентов с домашними заготовками по результатам самостоятельного анализа СМИ, определение симптомов нетерпимости в мире 10
Оглашение результатов анкетирования (группа добровольцев) 5
10. Обсуждение форм проявления и причин нетерпимости в студенческой среде 10
11. Обсуждение признаков толерантности и Европейской картины мира 5
12. Разъяснение сути домашнего задания 3
13. Подведение итогов мероприятия 2
Ход мероприятия
1. Приветствие, вступительное слово преподавателя, актуализация.
Вопрос о противлении насилию в современном мире является сегодня критически важным. Жизнь в условиях национального многообразия является одним из источников серьезных проблем для людей. Решение этих проблем осложняется политической обстановкой в мире. По всей планете вспыхивают региональные конфликты, и взрывы враждебности между народами ведут к распаду стран и переменам в политическом облике мира. По всему миру прокатилась волна межгрупповых столкновений, религиозной вражды и этнических конфликтов. Многие застарелые конфликты, прежде не замечаемые, вдруг на фоне кризиса обострились и стали предметом всеобщего внимания.
Разрешение споров, примирение враждующих сторон и восстановление социальной жизни - одно из самых сложных процессов человечества. Если в прошлом удавалось преодолевать проявления ненависти и сохранять мир и сотрудничество, то сегодня ненависть выплеснулась в общественном поведении, в политических движениях, в СМИ. Люди забыли, что фашизм и развязанная фашистскими лидерами Вторая Мировая война имела своим истоком расовую и этническую нетерпимость.
Для нашей страны характерно широкое разнообразие и взаимопроникновение культур. Поэтому большую тревогу вызывает растущая межэтническая нетерпимость в российском обществе. Задачей круглого стола является диагностика наличия социальной болезни - нетерпимости, способствующей развитию насилия и, в последствии фашизма.
Студенты приветствуют, слушают, рассматривают плакаты.
2. На прошлом уроке вам было дано задание подготовиться к обсуждению обсуждение ключевых понятий темы: формы национализма, фашизм, причины его зарождения в Европе ХХ в.
Что такое национализм?
Что такое фашизм? Какие чувства, ассоциации вызывает это понятие и почему?
Почему идеология фашизма овладевает людьми?
Студенты дают определения, объясняют свое мнение, чувства или ассоциации в отношении понятия.
3.Мотивация к активной работе за круглым столом. Демонстрируется слайд-фильм о злодеяниях фашизма и результатах Нюрнбергского процесса
4. Обсуждение:Чем опасен фашизм?
Почему он был осужден, как преступление против мира?
Есть ли проявления фашизма в современном мире? Назовите примеры.
Презентацию готовят студенты по заданию преподавателя.
Студенты могут вспомнить на этом этапе о неофашистах, о скинхедах
5. Демонстрируются слайды о деятельности неофашистов.
Презентацию готовят студенты по заданию преподавателя
6. Обсуждение:
Что такое неофашизм?
Кто такие скинхеды? Чего они хотят? Как они этого добиваются?
Против кого направлена их агрессия? Почему?
Подвергались ли вы лично гонениям неофашистов?
Пытались ли вы возражать представителям неофашизма?
Страшно ли возражать неофашистам, особенно когда их много? Преподаватель должен быть готов к тому, что могут возникнуть разногласия по оценке их деятельности.
7. Преподаватель предлагает зачитать результаты проведенного дома самостоятельно сравнительного анализа исторических условий, при которых шло становление фашизма ХХв. и условий жизни современных дней по следующим факторам:
экономический кризис.
высокий уровень безработицы и социальная незащищённость.
чувство ущемлённого национального достоинства.
наличие маргиналов, не имеющих опоры для самоутверждения.
авторитарный тип мышления, воспитания, и управления.
мощный военно-промышленный комплекс, не имеющий прибыли.
проявление нетерпимости на уровне обыденных моделей поведения.
спокойное отношение общества к насилию. Безразличие.
Преподаватель подводит студентов к мысли, что при совпадении исторических условий, ставших основой развития фашизма в ХХ веке, он может возродиться в любой стране и привести к войне.
Студенты отвечают, используя материалы домашней подготовки. Ответы студентов иллюстрируются слайдами.
8. Выступления студентов с домашними заготовками по результатам самостоятельного анализа СМИ, определение симптомов нетерпимости в мире.
Сообщения студентов распределяются на группы:
текущие войны и вооруженные конфликты между этническими и языковыми группами
конфликты религиозные в одной национальной группе (расе)
расовые конфликты или репрессии
конфликты между меньшинством и большинством (в партии, в религиозной группе)
притеснения по половому признаку
эксплуатация или унижение детей.
Каждая ситуация обсуждается по вопросам:
Что указывает на проявление нетерпимости (время, количество вовлеченных людей, ущерб)?
Какие права человека нарушены?
В чем суть проблемы?
Какие интересы отстаивает каждая сторона?
Причины происшедшего. Давно ли они появились?
В чем нетерпимость каждой стороны?
Какие возможности для успешного разрешения конфликта вы видите для каждой из сторон? Кто может это сделать?
Какие еще недопустимые ситуации и проблемы (помимо межгрупповой нетерпимости) существуют в мире?
Достаточно ли сегодня защищены права человека правовыми нормами?
На этом этапе обычно студенты считают проблему нетерпимости далекой от себя лично, обвиняя во всем «неразумных политиков».
Преподаватель предлагает «взглянуть на себя со стороны» и приглашает зачитать результаты проведенного накануне анкетирования.
Студенты демонстрируют материалы СМИ на заданную тему
9.Оглашение результатов анкетирования (группа добровольцев)
Преподаватель: «Накануне заседания круглого стола студенты группы 2 курса решили исследование того фактора, на который сами в состоянии повлиять – уровень нетерпимости в студенческой среде и провели анкетирование среди студентов 1 и 2 курса.
Результаты анкет сравнили с результатами Интернет - исследования в 1999 и 2009 годах, с целью определить динамику и направленность развития этого социального явления.
Многие студенты при этом впервые задумываются о том, что они сами неосознанно выразили в анкете нетерпимость к людям, которые им лично ничего плохого в жизни не делали.
Старшекурсники знакомят с результатами анкетирования.
10. Обсуждение форм проявления и причин нетерпимости в студенческой среде. Преподаватель предлагает от мировых проблем перейти к более близким, личным и рассмотреть «Некоторые симптомы нетерпимости» в Пензе, в колледже, в кругу друзей, во дворе, в семье.
Почему люди нетерпимы друг к другу?
К чему может привести нетерпимость и насилие?
Нужно ли противостоять нетерпимости? Как?
Что может для этого сделать каждый из нас?
Возможные варианты ответа:
Нетерпимость и насилие ведут к конфликтам и войнам.
Противостоять нетерпимости можно:
не допускать нетерпимости в своих собственных поступках.
проявлять интерес к традициям иных культур,
формировать культуру гражданского самосознания,
усилить воспитательную и образовательную работу в этом направлении,
добиваться большей социально-экономической справедливости в современном мире.
делать более доступными для российской молодежи воспитательные, образовательные, спортивно-оздоровительные, творческие и другие заведения культуры и досуга.
Преподаватель обобщает выводы. Нетерпимость начинается с убеждённости человека, что его система ценностей является, лучшей, совершенной, по сравнению с установленным образом жизни других людей. Такое отношение к окружающим складывается из-за ограниченности знаний, из-за невоспитанности.
Наличие нетерпимости - первый признак склонности к насилию. Если мы не хотим допустить насилие в жизнь, то должны решительно противостоять нетерпимости.
Совместная диалогическая работа преподавателя и студентов. Студенты рассуждают, учатся выражать свое мнение, отстаивать свою позицию. Отвечающие могут опираться на материал карточки «Некоторые симптомы нетерпимости»
11. Обсуждение признаков толерантности и Европейской картины мира. Преподаватель вводит понятие «толерантность», - как понятие, противоположное понятию «нетерпимость» Фундаментальными принципами толерантности являются положения:
разнообразие людей украшает и обогащает жизнь;
конфликт - естественный процесс, его можно решать конструктивно;
для демократии важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно принимать решения.
Студентам предлагается для рассмотрения «Картина культуры мира», созданная представителями ООН и карточки «Основные
признаки толерантности».
Студенты зарисовывают вариант «Картины мира» ООН и знакомятся с основными признаками толерантности.
12. Задание по итогам заседания круглого стола.
Студенты должны к следующему уроку создать и предложить свое видение «Картины культуры мира». Что каждый из нас может сделать для развития культуры миролюбия и снижения уровня нетерпимости в колледже?
Формы изложения идей миролюбия допускаются различные: рисунок, пространственная композиция, схема, таблица, коллаж, компьютерная презентация, письменное размышление.
Ваша «Картина культуры мира» должна содержать образный или прямой ответ на вопрос: «Как противостоять нетерпимости? Что мы сами можем для этого сделать?» Уметь объяснять образы своей «Картины». Главная задача – настроиться на активное действие в направлении воспитания миролюбия.
Студенты записывают домашнее задание и задают вопросы
13. Преподаватель предлагает студентам выразить свое мнение относительно проделанной работы и оглашает оценки студентов за выполнение домашнего задания и работу во время мероприятия.
Литература
Замковой, В.И. Германский фашизм – одна из главных форм тоталитаризма/ В.И. Замковой/ Ин-т междунар. права и экономики. – М. «Велес», 1994.
Холодковский, К.Г. Итальянский фашизм: немного исторического опыта/ Рус.- амер. фонд профсоюз. исслед. и обучения. – М. 1995.
Райх, В. Психология масс и фашизм. / В. Райх / пер. с англ. Ю.М.Донца. – СПб, 1997.
Энциклопедия Третьего рейха. - М., Локид, 1996.
Драбкин, Я.С. Тоталитаризм в Европе ХХ века: Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления/ Я.С. Драбкин, В.В. Дамье, А.В.Шубин и др., Рос. Акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Центр герм. ист. исслед. и «Мюльхайм. инициатива».- М. Памятники исторической мысли. 1996.
Бетти, Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. - М., «Бонфи», 2001.
Из опыта преподавания прав человека. Сборник методических материалов. - М., Молодежный центр прав человека и правовой культуры, 1999.
Словарь по правам человека.-http://www/hro/org/editions/glossary/