Пальчиковая гимнастика для детей
Пальчиковая гимнастика
(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузыПрилепились пузом к пузу. (После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)Выгнем щупальца сильнее-Вот как гнуться мы умеем!
***
(Загибать на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших.)
Как у нашей кошкиНа ногах сапожки.Как у нашей свинкиНа ногах ботинки.А у пса на лапкахГолубые тапки.А козлёнок маленькийОбувает валенки.А сыночек ВовкаНовые кроссовки.("Шагать" по столу указательным и средним пальцами обеих рук.)Вот так, вот так,Новые кроссовки.
***
Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул,Этот пальчик уж уснул,Этот пальчик крепко спит,Никто больше не шумит.- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.
***
Ивану Большаку – дрова рубить.Ваське-Указке – воду носить.Мишке Среднему – печку топить.Гришке Сиротке – кашку варить.Крошке Тимошке – песенки петь,Песенки петь и плясать.- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.
***
(Поочерёдно выбрасываем руки вверх)Солнышко, солнышко(Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)Золотое донышко!(2 раза прыжки на двух ногах)Гори, гори ясно,Чтобы не погасло!(Бег на месте)Побежал в саду ручей,(Взмахи руками, как крыльями)Прилетело сто грачей,(медленно приседаем)И сугробы тают, тают,(Ладошки разводим в стороны в форме цветка)И цветочки вырастают!
***
По ладошке по дорожке,Ходит маленькая кошка. (Возьмите ручку малыша и приговаривайте, водя своим указательным пальцем по ладошке.)В маленькие лапкиСпрятала царапки.Если вдруг захочетКоготки поточит.Цап-царап (пощекотать ладошку)
***
Читайте стишок, показывая свои пальцы, чтобы малыш запомнил их названия:Палец Толстый и БольшойВ сад за сливами пошел.Указательный с порогаПоказал ему дорогу.Палец Средний - самый меткий,Он снимает сливы с ветки.Безымянный поедает,А мизинчик-господинчикВ землю косточки сажает.Повторяя стишок, перебирайте пальчики малыша. Предложите малышу показывать пальчики, когда вы расскажите потешку еще раз. Игра развивает мелкую моторику, память и речь.
***
Этот пальчик – маленький,Мизинчик удаленький.Безымянный – кольцо носит,Ни за что его не бросит.Ну а этот – средний, длинный.Он как раз посередине.Этот указательный,Пальчик замечательный.Большой палец, хоть не длинный,Среди пальцев самый сильный.Пальчики не ссорятсяВместе дело спорится.- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.
***
Раз, два, три, четыре, пять,Будем пальчики считать,Все такие нужные,Крепкие и дружные.- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.
***
Зайка книгу нашел, (Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально)И открыл, и прочел, (На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу.)А закрыл, все забыл. (На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу. )И снова открыл, (ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу)И все повторил,А закрыл, опять забыл. (ладони прижимаются друг к другу. )
***
Вот помощники мои,Их как хочешь поверни.По дороге белой, гладкойСкачут пальцы, как лошадки.Чок-чок-чок, чок-чок-чок,Скачет резвый табунок.-Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
***
Возьмите ручку малыша и загибайте пальчики своей рукой, начиная с мизинца, заканчивая большим пальцем, и приговаривайте:Этот пальчик в лес ходил,Этот пальчик гриб нашел,Этот пальчик чистить стал,Этот пальчик жарить стал.Этот пальчик встал и съел,Потому и потолстел!
***
Мама, мама!- Что, что, что?- Гости едут.- Ну и что.- Здравствуй, здравствуй.Чмок, чмок, чмок.
- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».
***
Паучок ходил по ветке,А за ним ходили детки. (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)Паучок ползёт опять, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)А за ним ползут все детки,Чтобы погулять на ветке. ("Паучки" ползают по голове.)
***
Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)Где сучёк давно засох,Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)Где листок к листку прилип,Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)Это я, я, я!
***
(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)Шла кукушка мимо рынка,(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)У неё была корзинка,(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)А корзинка на пол - бух!(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)Полетело десять (девять, восемь) мух!
***
На двери висит замок, (взрослый складывает ручки ребенка в «замок» и придерживает их)Кто его открыть бы мог?Покачали, (взрослый качает ручки ребенка из стороны в сторону)Покрутили, (взрослый совершает круговое движение ручками малыша)Постучали, (взрослый стучит руками малыша о коленки)И открыли! («замочек» открывается, ручки ребенка разводятся в стороны)
***
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)Пять маленьких рыбок играли в реке,(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)Лежало большое бревно на песке,(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)А третья сказала: "Мне хочется спать!"(Быстро качаем ладонями – дрожь.)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)А пятая крикнула: "Здесь крокодил!(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"
***
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)Домик маленький на ёлке,Дом для пчёл, а где же пчёлки?(Заглядываем в "улей".)Надо в дом постучать,(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)Раз, два, три, четыре, пять.Я стучу, стучу по ёлке,Где же, Где же эти пчёлки?(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)Стали вдруг вылетать:(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)Раз два, три, четыре, пять!
***
(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)Берёза моя, берёзонька.(То же, но левой рукой)Берёза моя кудрявая.(подъём рук вверх, вдох)Стоишь ты, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Посредь долинушки,(подъём рук, вдох)На тебе, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Листья зелёные,(Подъём рук, вдох)Под тобой, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Трава шёлковая,(Подъём рук, вдох)Вокруг тебя, берёзонька,(Опустить руки, длительный выдох)Девицы красныеВенки вьют, плетут
15