Опыт работы на тему: «Духовно-нравственное воспитание учащихся по формированию экологической культуры через деятельность школьного лесничества»
ТЕЗИСЫ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Духовно-нравственное воспитание учащихся по формированию экологической культуры через деятельность школьного лесничества»
Маликова Валентина Владимировна, Белгородская обл., Чернянский р-он, с. Ездочное, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ездочное Чернянского района Белгородской области», учитель химии, руководитель школьного лесничества. Ездоченская средняя общеобразовательная школа – ядро духовно-просветительского центра. В МБОУ «СОШ с. Ездочное» реализуется воспитательная система «Я – гражданин России». Одним из приоритетных направлений воспитательной системы является направление «Я и экология». На базе школы с 1969 года функционирует школьное лесничество. В составе лесничества учащиеся 5-11 классов (60 чел.).
Актуальность опыта. Среди наиболее важных и актуальных проблем школы остается проблема духовно- нравственного и физического здоровья учащихся, проблема оздоровления социальной и экологической среды. Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания личности через внеурочную работу экологической направленности в школьном лесничестве. Новизна опыта состоит во внедрении в воспитательный процесс методик научно-исследовательской и проектной деятельности. Ведущая идея педагогического опыта: формирование экологической культуры учащихся как средства духовно- нравственного развития личности через деятельность школьного лесничества. Работа над опытом охватывает период с сентября 2013 г., с момента вступления обучающихся (5 класс) в члены школьного лесничества и по настоящее время. Диапазон опыта представлен системой внеурочной работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся через экологическую деятельность в школьном лесничестве, которая осуществляется посредством взаимодействия, взаимосотрудничества между учащимися, родителями и руководителем школьного лесничества. Системообразующим видом деятельности является экологическая работа, которая требует создания условий для самореализации школьника. Планирование работы с учащимися в школьном лесничестве ориентировано с учётом поэтапного процесса воспитания на следующие перспективы развития: БЛИЗКАЯ, СРЕДНЯЯ, ДАЛЕКАЯ. Организация образовательного процесса проводится в объединении «Юный лесовод» через реализацию разновозрастной программы дополнительного образования «Юный лесовод»; по индивидуальному маршруту «Юный лесовод»; с краткосрочным и долгосрочным периодом обучения; с постоянным и переменным составами через участие в научно-исследовательской деятельности.Результаты: 1) обучающиеся активно участвуют в подготовке и проведении коллективных творческих дел, проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, могут оценить их состояние с позиций хорошо - плохо; они добры; 2) обучающиеся (5-11 классы, 60 чел.) вовлечены в работу школьного лесничества: осознанно, с желанием участвуют в экологически-ориентированной деятельности; создают культурный ландшафт с. Ездочное и его окрестностей; стремятся экологически грамотно вести себя в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде; 3) учащиеся (с 5-го по 7-й классы) занимаются в кружке «Юный лесовод», стремятся экологически грамотно вести себя в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде; 4) обучающиеся активно участвуют и занимают призовые места в мероприятиях регионального, муниципального и общеобразовательного уровней; 5) члены школьного лесничества проводят практическую природоохранную и природосозидательную деятельность в с. Ездочное и его окрестностях; пропагандируют идеи охраны природы среди учащихся и жителей села; выполняют социальные, практико-ориентированные проекты, занимаются исследовательской деятельностью в природе.