Формирование экологической культуры обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность.


Опыт работы
учителя географии
Прудниковой Наталии Ивановны








Тема:
«Формирование экологической культуры учащихся через проектно - исследовательскую деятельность».












с. Шапкино 2016 г.


Учитесь у вчера, живите сегодня,
надейтесь на завтра.
Главное – не прекращать задавать вопросы
Никогда не теряйте священной любознательности.
Альберт Эйнтейн.

Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности. Развитие в самом широком смысле определяется как закономерное изменение, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природой. Сформировать экологическую культуру возможно через образовательный и воспитательный процесс. Развитие экологического образования стало реакцией общества на ухудшение экологической обстановки в мире, и поэтому его важнейшая задача, говоря словами В.И.Вернадского, научить «управлять собой в отношениях с природой». Поэтому одной из целей моей работы стало формирование экологической культуры учащихся.

Актуальность опыта. (слайд 2)
В современном, сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они угрожают самим основам цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам - важнейшая мера преодоления экологической опасности.
Формирование экологической культуры подрастающего поколения осуществляется в различных социокультурных институтах - дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, вузах и других.

Новизна проекта (слайд 3)
Новые задачи образования гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем. Самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии. Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща. Грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, решения проблем, делать необходимые обобщения).
Основной целью моей работы (слайд 4) по данной теме является - создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации, формирование интереса к исследовательской деятельности
Задачи: (слайд 5)
Способствовать развитию самостоятельности и творчества в исследовательской деятельности, составлении проектов, определении целей и задач, при анализе и обобщении материала, формулировке выводов;
Овладевать умениями видеть проблемы, выдвигать гипотезы, прогнозировать ситуацию или проблему;
Обучить применению информационно-коммуникационных технологий для презентации собственных исследований;
Формировать национальное самосознание через привитие патриотических чувств, любви к своему родному краю;
Развивать критическое и творческое мышление;
Вовлекать обучающихся в практическую деятельность по изучению природных и социально-экономических закономерностей и решению геоэкологических проблем.

Анализ научно-педагогической литературы по проблеме формирования экологической культуры школьников, а также изучение реального состояния экологического воспитания в школах позволяют выделить ряд противоречий, требующих своего разрешения: (слайд 6)
- между общественной потребностью в формировании экологической культуры и недостаточной разработанностью условий и путей ее формирования;
- между объективным наличием воспитательного потенциала в общеобразовательных школах, способствующего позитивному решению проблемы формирования экологической культуры школьников и отсутствием научно разработанных путей реализации этого потенциала;
- между потребностью в изменении путей формирования экологической культуры и готовностью педагогов к их использованию в своей работе.

Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природой. Развитие экологической культуры школьников является необходимым критерием общего уровня воспитанности человека. (слайд 7)
(слайд 8) Если создать условия для развития экологической культуры учащихся в урочной и внеурочной деятельности, для самостоятельного приобретения экологических знаний и содействовать формированию исследовательской культуры учащихся, то можно получить положительную динамику ее роста и положительную мотивацию учащихся к предметам географии, биологии и экологии. Поставленную цель помогает решить включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность.
(слайд 9) В процессе проектно-исследовательской деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Таким образом, ведущей педагогической идеей моего опыта является использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности для формирования экологической культуры обучающихся.

С 2012 года я начала заниматься проектно - исследовательской деятельностью со своими учащимися. Ознакомление и обучение данному виду деятельности осуществляю на уроках, но и во внеурочных занятиях, где учащиеся самостоятельно выбирают темы, подбирают материалы, учатся писать проекты, выступать, доказывать, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обучения учитываю индивидуальные возрастные особенности детей для целенаправленного формирования всех компонентов исследовательской культуры учащихся: мыслительных умений и навыков; анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение; умений видеть противоречия; умений и навыков работать с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи. Контролирую, направляю и помогаю им. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности было нацелено не на результат, а на процесс. Главное заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности, которая позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутые результаты. Пусть учащиеся не сделают новых открытий, они повторят путь ученого; от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, но особенно она характерна для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как индикаторы одарённости. Учебно-исследовательская деятельность это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.
В ходе проектно-исследовательской деятельности педагог и обучающийся проходят совместный путь, результатом которого является либо реферат, либо полноценное ученическое исследование, либо научное исследование с необходимой новизной и элементами открытия. Последний результат это наивысшая ступень развития творческой активности и творческого мышления.
(слайд 10, 11) Проектно-исследовательская деятельность лежит в основе лично-ориентированного образования. Это позволяет строить учебный процесс, учитывая самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника - обучаемого. На уроках используем информационные, исследовательские и творческие проекты. Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих. По продолжительности проекты, которые используются в урочной деятельности: краткосрочные (1-6 часов) и средней продолжительности (1 неделя - месяц).

Этапы реализации исследовательской деятельности школьников с учетом возрастных особенностей (слайд 12)


В 6-7 классах на уроках включаю задания, направленные на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Например, дети ведут наблюдения за погодой и затем сравнивают полученные результаты с нормой для данного месяца, описывают рельеф, природу географических объектов.
В 8-9 классах провожу занятия по проектно-исследовательской деятельности. Работу осуществляю поэтапно:
1) знакомлю учащихся с теоретическими понятиями проектно-исследовательской деятельности. (Проблема, идея, тема, цель, сбор информации, защита (презентация проекта)
2) осуществляю коллективные проектные исследования по различным темам. Например, «Речной бобр - редкий вид окрестностей с. Шапкино», «Экологическое состояние родника «Святой источник»», «Исследование почвы пришкольного участка», «Мир на кончиках крыльев» и другие.
3) продолжаю работу по проведению кратковременных исследований в курсе «Геоэкология Тамбовской области. 8 класс».
4) провожу работу по обучению приемам наблюдения и описания. Например, «Исследование природного комплекса школьного парка»,
« Изучение природного комплекса окрестностей родника».
5) на уроках географии использую проблемные и поисковые методы, на которых происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями (исследование, анализ) о методах проектно-исследовательской работы.
6) осуществляю подготовку самостоятельного, долговременного исследования по интересующим учащихся темам.
В 10-11 классах:
1) Учащиеся осуществляют самостоятельные, долговременные исследования. (Учащиеся предлагают проблему, самостоятельно ищут информацию, выделяют главное, формулируют определения, ставят простейшие опыты, наблюдения, доклады, опросы, анкетирование), ищут информацию в сети Интернет. Например: «География природных ресурсов Земли» (10 кл); «Национальный и региональный состав населения мира» (10 кл); «Карликовые государства» Зарубежной Европы(11 кл); «Китай» (11 кл); «Индия» (11 кл), «Латинская Америка» (11кл).
2) Ход проектных исследований обсуждаем на занятиях.
3) Оформляют результаты своей проектно-исследовательской деятельности при помощи Microsoft Word, создание таблиц, списков - Microsoft Excel, презентаций Power Point
4) Защищают на научно-практических конференциях школьного, муниципального, регионального уровня.
В зависимости от объема информации проектную работу могут выполнять от 1 до 3 человек. Разработчики проектов участвуют во всех видах учебной деятельности: собирают и обрабатывают данные, анализируют их, предлагают пути решения выявленных проблем (исследовательский и практико-ориентированный блок), проявляют творческую фантазию при создании иллюстративных материалов и игрового моделирования.
Результатом деятельности учащихся является создание отчетов в форме компьютерных презентаций, плакатов, опорных схем. (слайд 13)

Работа по формированию гармонично развитой, творческой и здоровой личности продолжается во внеурочной деятельности, которая позволяет раскрыть возможности и способности каждого ученика, создает условия для развития его неповторимой индивидуальности. Во внеурочной деятельности выделяются следующие основные направления работы: (слайд 14)
-создание условий для формирования экологической культуры и здорового образа жизни учащихся;
-создание условий для развития исследовательских компетенций обучающихся, работа с одарёнными детьми;
-социально-полезная практика экологической направленности, в том числе, апробация в практической деятельности приобретённых учащимися умений и навыков.
Мною применяются следующие формы внеурочной деятельности по географии, биологии и экологии:
-школьные предметные недели - это форма организации внеурочной деятельности, позволяющая в течение этого периода вести активную работу эколого-географо-биологической направленности на уровне всей школы (с 5 по 11 классы). Это не только организация и проведение конкурсов, викторин, праздников, экскурсий,  выставка рисунков и плакатов, организация мастер-классов и круглых столов.  Традиционно эколого-географо-биологическая неделя проходит весной и завершается экологическими субботниками: (слайд 15)
-экологические и природоохранные акции, праздники, конференции и месячники - это коллективная системная деятельность (школьников, учителей, родителей), направленная на развитие активной жизненной позиции, гражданского долга и экологической ответственности за настоящее и будущее человечества и окружающей среды, базирующаяся на экологических знаниях. Акция всегда заканчивается каким-либо действием: посадка деревьев (акция «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой»), изготовление и закрепление скворечников и кормушек, кормление и учёт зимующих птиц (акция «День птиц», «Покормите птиц зимой»), распространением листовок (акция «Первоцвет»). Логическим продолжением проектного обучения является работа в экологическом отряде «Светлячки», созданного в 2010 году. Разработана экологическая тропа «Наедине с природой». Исследовательская работа очень помогает детям глубже узнать географию и биологию родного края, правильно выбрать профессию, быть образованнее, благороднее и добрее.
Главное внимание на занятиях уделяется изучению важнейших методов научного познания, методик обработки экспериментальных данных. В организации учебно-исследовательской деятельности школьников можно выделить семь этапов: мотивация учебно-исследовательской работы, выбор школьником направления исследования, постановка задачи исследования, фиксирование и предварительная обработка данных, обсуждение результатов исследования, оформление результатов работы и представление их на научно-практической конференции.
К серьезной исследовательской работе школьники приобщаются постепенно. В VI VIII классах ребята выступают с небольшими сообщениями по результатам наблюдений, выполняют задания олимпиад по предмету. В IXXI классах, приобретя опыт исследовательской работы, обладая достаточным багажом теоретических знаний, старшеклассники выполняют более серьезные исследовательские работы.
Лучшие работы школьники представляют на муниципальных, областных конкурсах и научно-практических конференциях.

Результативность опыта
В процессе работы подтвердилась актуальность темы исследования. Проблема повышения экологического культурного уровня человечества стоит сейчас как никогда остро, так как она связана с безопасностью нашей дальнейшей жизни. Поэтому, как отмечает академик Н. Н. Моисеев, «спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома – планеты Земля»

Качество знаний по географии (слайд17)
(средний показатель )
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
За 3 года качество знаний учащихся по географии возросло с 65% до 69 %.

Участие учащихся в конкурсах и научно-практических конференциях, олимпиадах по географии.
Год
Наименование мероприятия
Уровень
Фамилия, имя, класс
Результат


2013-2014
Олимпиада по географии
школьный
Зулпиева А. 6кл.
Будаев А.6кл.
Фролова В.7кл.
Никулина Е 7кл.
Полтинина Е.9кл
Глушкова А 10кл
Астахова Е11кл
1 место
2 место
2 место
3место
2место
1 место
2 место


Олимпиада по географии
муниципальный
Поздняков А 9кл
Глушкова А 10
Призер
Призер


Открытая олимпиада «Интеллектуальный марафон»
региональный
Полтинина Е 9кл
Глушкова А 10кл
Победитель
победитель


Конкурс презентаций «Защитим родную природу»
муниципальный
Полтинина Е. 9кл, Никулина Е. 7кл Фролова В. 7 кл
Победитель
Победитель
Победитель


Конкурс детского творчества «Россия туристическая глазами детей»
муниципальный
Шаталова Т.7 кл.

Победитель


Всероссийская акция «Спорт-альтернатива пагубным привычкам»
муниципальный
Милякова Юлия Рудакова Юлия Герасимов М.7кл.
Победитель
Победитель
Победитель


Областной научно-познавательный конкурс «Микромир»

Полтинина Екатерина 9 кл.

Победитель


2014-
2015
Олимпиада по географии
школьный
Вострикова В6кл
Глушков В6кл
Фролова К 6кл
Будаев А7 кл
Уколова А 7кл
Герасимов М8кл
Милякова Ю8кл
Новокщенова 9к
Шаталов С9кл
Рудаков В 10кл
Полтинина Е 10
Глушкова А11кл
1 место
2 место
3 место
2 место
3 место
3 место
3 место
1 место
2 место
2 место
1 место
1 место


Олимпиада по географии
муниципальный
Фролов Н 7кл
Герасимов М8кл
призер
призер


Олимпиада по географии «Олимпус»




Вострикова В6кл
Будаев А 7кл
Милякова Ю8кл
Шаталов С9кл
Фролов Н7кл
Шаталова Т8кл
Фролова В8кл
9 место
7 место
3 место
9 место
9 место
5 место
5 место


10 научно-практическая конференция школьников «У природы нет плохой погоды»
областная
Хоршева Юлия, Тришина Арина 5класс.

Участие


Природоохранный конкурс «Покормите птиц зимой»
областной
Ледовская А, Ледовская Н. Кузнецова А.5кл.
Победитель
Победитель
Победитель


Акция «Дни защиты от экологической опасности».
муниципальный
Экоотряд «Светлячки»
призеры


«Гимн воде»
муниципальный
Герасимов Максим 8 класс.
Победитель


Конкурс проектов «За нами будущее России»
муниципальный
Герасимов М., Милякова Ю., Фролова В., Рудакова Ю., Попова К..
Победитель
Победитель
Победитель
Победитель
Победитель


Конкурс проектов «За нами будущее России»
областной
Герасимов М., Милякова Ю., Фролова В., Рудакова Ю., Попова К..
3 место
3 место
3 место
3 место
3 место



2015 -
2016
Олимпиада по географии
школьный
Тришина А 6кл
Ледовская Н 6кл
Астахова А 7кл
Вострикова В 7
Глушков В 7кл
Глушков С 7кл
Фролова О 7кл
Будаев А8 кл
Фролов Д 8кл
Фролов Н 8кл
Герасимов М 9кл
Милякова Ю 9кл
Никулина Е 9кл
1 место
2 место
2 место
1место
2место
3место
3место
3место
2 место
1место
3место
2место
1место


Олимпиада по географии
муниципальный
Вострикова В7кл
призер


Конкурс «Подрост»
муниципальный
Фролова В. Никулина Е. 9 кл.
Победитель
Победитель


«Гимн воде»
муниципальный
Герасимов М., Милякова Ю.9 кл.
Призер
Призер


«Моя земля, мои земляки»
муниципальный
Рудакова Ю, Попова К 9 кл.

Победитель
Победитель


«Малые грани»
муниципальный
Ледовская Н., Ледовская А 6 кл.
Победитель
Победитель


11 областная научно-практ. конференция «У природы нет плохой погоды»
Областной
Ледовская Алина, Тришина Арина 6 класс.

Участие


Природоохранный конкурс «Покормите птиц зимой»
областной
Чепыгов М, Колобова С, 5 кл. Ледовской Д.6кл.
Участие


Мои учащиеся являются активными участниками и победителями научно-практических конференций и конкурсов различного уровня: школьного, районного и регионального.
За последние три года участие детей в олимпиадах по географии увеличилось.
(слайд 29) Результаты диагностики осуществленного проекта позволяют заключить, что организация и проведение исследовательской деятельности по географии:
Формирует функциональную и научную компетентность в исследуемой области;
Прививает познавательный интерес к географии;
Обучает школьников методам исследовательской деятельности;
Обеспечивает взаимопомощь и сотрудничество в процессе обучения;
Способствует развитию творческой активности через проектную деятельность;
Формирует самостоятельность мышления;
Осуществляет личностно-ориентированный подход;
Дает возможность самореализации каждому школьнику, вне зависимости от интеллектуальных способностей;
Направляет профессиональное самоопределение учащихся;
Имеет перспективы дальнейшего использования другими учителями географии
Проектно- исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.   Девизом этой деятельности могут служить слова: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, размышляйте, но сами».




13PAGE 15


13PAGE 14215




Рисунок 1Содержимое 3Объект 3