Статья по биологии на тему «Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность»


Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
Не принижая значение традиционной классно-урочной системы, которой со времен Я. Коменского и по сей, день нет достойной полновесной альтернативы, все же хочу отметить потенциал таких инновационных способов и форм ведения образовательной деятельности, как проект и учебное исследование. При этом важно правильно понимать, что такое проект и что такое исследование. Именно с объяснений этих понятий я и начинаю свою работу по созданию проектов.
Проект - это совместная поэтапная деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Исследование – это деятельность, связанная с решением творческой или исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в данной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.
Главным результатом исследования является неизвестный заранее интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования.
Проектно – исследовательская деятельность с обучающимися позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования , я у ч у:
– проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем);
– целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
– самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
– представлению результатов своей деятельности и хода работы;
– презентации в различных формах с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
Обучение школьников началам научного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой должен быть урок. Именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки, в совокупности образующие инструмент познания, метод, позволяющий перейти от репродуктивного обучения набору знаний к реконструктивному обучению способам их получения. Этому способствуют современные интерактивные технологии такие, как методы проектов, исследовательские методы, технологии развивающего обучения (проблемный метод, частично-поисковый метод), а также информационные технологии. •
В своей практике я применяю и использую различные формы нетрадиционных уроков. Это и урок – лаборатория, , урок открытия нового знания. урок – защита исследовательских проектов.
Отдельно хочу сказать о решении биологических задач.
. При изучении темы: «Дыхание» в 8 классе
предлагаю исследовать роль комнатных
растений в условиях отопительного периода,
если известно, что одно растение за сутки
испаряет 300 граммов воды
Во время проведения лабораторных и практических работ организую исследования, наблюдение, эксперимент. Например, в 6 классе при изучении темы: «Строение растительной клетки» проводится лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». Я предлагаю исследовать воздействия спирта на свежий препарат кожицы чешуи лука.
Мои обучающиеся выполняют также задания, требующие творческого подхода и фантазии: пишут сочинения и стихи, составляют диалоги для ролевых игр: « Прием у врача», « Суд над наркоманией», кроссворды, вопросы для викторины, делают презентации.
К слову сказать, мои школьники активно работают не только в течение учебного года, но и во время каникул. С повышенным интересом ребята изучают степень запыленности воздуха в различных местах города. С этой целью собирают в различных местах листья растений и прикладывают к их поверхности клейкую пленку той стороной , где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли.
Перечислив и обозначив вышеуказанные формы и виды исследовательской деятельности, хочу сказать, что высшей ступенью исследовательской деятельности обучающихся являются исследовательские проекты. Мои ученики работают с интересом над проектами, создают презентации. Например, в 11 классе при проведении урока по теме: «Генеология как метод изучения наследственности человека» были созданы проекты «Моя родословная» ,в которых четко прослеживалось наследование таких признаков как цвет глаз признака. Интересной получилась работа по созданию родословной, авторами которой были двоюродные братья.
Отдельно хочу сказать несколько слов о действующем в нашей школе Научном Обществе Обучающихся «Будущие академики», которое было создано в 2004 году. Научное общество создано с целью выявления и поддержки одаренных и увлеченных основами наук детей, стремящихся к научной деятельности. Я являюсь руководителем экологического объединения «Мы и биосфера». Основные виды деятельности объединения : проведение заседаний, лекторская работа, экскурсии, встречи, научно – исследовательская работа, организация и проведение экологических праздников, участие в экологических акциях,
А с 2011 года я веду кружок «Экологическая тропа» на параллели первых классов. Одной из главных задач является формирование у детей ответственного и бережного отношения к природе. А моя главная задача как педагога – сначала заинтересовать детей, а потом вовлечь в исследовательскую работу. В рамках кружка «Экологическая тропа» организовано мини-объединение «Зеленята». Среди интересных мероприятий, проведенных с зеленятами, - закладка аллеи тюльпанов и нарциссов на территории школы, уход за саженцами лиственницы в питомнике, участия в акции «Птичье кафе» и в операции «Лоскутное одеяло», линейки ко дню защиты озонового слоя и защиты животных.
Одним из главных результатов работы в Научном Обществе Обучающихся я считаю создание атмосферы научного поиска, формирование у детей нравственных ценностей. Лучшими пропогандистами являются мои обучающиеся, имеющие исследовательский опыт, активно выступающие в начальной школе и в среднем звене с сообщениями о своей работе, демонстрируют опыты, коллекции, видеофильмы.
Если говорить о видах исследовательской деятельности во внеурочное время, то следует отметить:
1) подготовку и участие в олимпиадах по биологии, экологии;
2) участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях «Наш дом- Земля», «Живи елочка», «Сделаем школу красивой», «Чистый берег», «Не сжигайте люди, листья»;
3) проведение кружков «Экологическоя тропа», «Юные исследователи природы родного края», элективных курсов «Что вы знаете о своей наследственности?»;
4) написание творческих работ;
5) создание буклетов;
6) экскурсии в разные подразделения города: в отдел экологической безопасности, на КуАЭС, на теплицу АПК КуАЭС, в Центр гигиены и эпидемологии Медико – Санитарной Части 125. Предлагаю вашему вниманию фрагмент экскурсии в центр Гигиены и Эпидимиологии.
В течение учебного года мои ученики работают над созданием исследовательских работ, а в марте - апреле выступают на школьной и городской научно - практической конференции «День науки» и на краеведческих чтениях. Основные темы, над которыми работают мои обучающиеся, это:
«Влияние табака на живые организмы»
«Влияние фитонцидов на микроорганизмы»;
«Исследование продуктов питания жителей города Курчатова»;
«Влияние света и воды на прорастания лука»;
«Что мешает нам учиться»;
«Город нашей мечты»;
«Исследование грибов Курчатовского района». Многие дети награждены дипломами и почетными грамотами.
С каждым годом улучшаются результаты участия членов объединения «Мы и биосфера» в школьных, городских научно – практических конференциях. Постоянно повышается уровень творческих работ, расширяется тематика исследований. Следует отметить такой немаловажный фактор как приемственность.Уже с 1 класса мои подопечные постигают азы исследовательской и поисковой работы. Переходя из класса в класс, дети обогощают свой запас знаний в области исследования и включаются в активное творсество, достигая при этом выоких результатов.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. Поэтому я люблю учиться и постоянно пополнять свои знания.
Достижение высоких результатов преподавания невозможно без постоянного самосовершенствования и самообразования учителя.
Мною были созданы следующие научно – методические разработки:
1) Дополнительная образовательная программа «Я в мире, мир во мне» для средних школьников;
2)Печатные статьи в КИНПО (ПК и ПП) СОО – март 2009 , декабрь 2010 ,
«Интеграция духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся в урочную, внеурочную и общественно полезную деятельность по предмету», в докладе о состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области в 2011 году приведены сведения о ряде мероприятий экологической направленности моего объединения «Мы и биосфера»;
Также я принимала активное участие в работе Всероссийского семинара «Исследовательская деятельность учащихся в области экологии как инструмент решения социально – значимых задач» , который проходил в г. Санкт – Петербург 23-27 ноября 2009г.
Делилась опытом работы по осуществлению этно – экологического подхода в системе экологического образования на Всероссийском семинаре – конференции , проходившем в г. Ижевске с 19 – 23 ноября 2012г.
Сотрудничаю с Межрегиональной экологической общественной организацией «ЭКА», в2010 году в нашей школе прошла акция: «Больше кислорода», были посажены 500 саженцев лиственницы и 200 плодов каштанов, на территории школы создан питомник.
О том, что пройденная школа Научного Общества Обучающихся «Будущие академики» не была напрасной, свидетельствует выбор моими выпускниками будущей профессии и продолжения научной работы уже в стенах вузов: Шарлай Анастасия – студентка Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова, отделение –биотехнология;
Березуцкая Кристина и Малимон Валентин - также студенты Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченов, отделение – лечебный;
Логвинов Александр – студент Курского государственного медицинского университета, отделение – лечебное, а Дурнева Маргарита – будущий эколог, учится в Белгородском государственном технологическом университете им. В. Г. Шухова