Рабочая программа учебной дисциплины Почвоведение по специальности СПО 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пожарно-спасательный колледж
«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»





Рассмотрено и принято
на заседании Педагогического Совета
Санкт-Петербургского государственного
бюджетного образовательного учреждения
«Пожарно-спасательного колледж
«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

Протокол №__ от «___»___201_ г.

Утверждаю
председатель Педагогического Совета
Директор «Санкт-Петербургского
Пожарно-спасательного колледжа»
___________________________201_



Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 04. Почвоведение

По специальности СПО 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов

(базовая подготовка)










САНКТ – ПЕТЕРБУРГ 2016

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.01. Рациональное использование природохозяйственных комплексов (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы профессий (УГНП) 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство».



Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение «Пожарно-спасательный колледж
«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»



Разработчик:

Иванова Г.В., преподаватель высшей категории




Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

Протокол №____
_______________«____»______________2016г.
СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

13

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Почвоведение
(базовая подготовка)

Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов.

Рабочая программа учебной дисциплины «Почвоведение» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовке специалистов по специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- различать типы почв;
- производить морфологическое описание почв;
- обрабатывать и оформлять результаты полевого исследования почв;
- анализировать и оценивать сложившуюся экологическую обстановку;
- работать со справочными материалами, почвенными картами, дополнительной литературой;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- научное понятие о почве;
- достижения и открытия в области почвоведения;
- образование почв и факторы почвообразования;
- морфологические признаки и состав почв;
- почвенные растворы и коллоиды;
- поглотительную способность почв;
- основные типы почв России;
- свойства и режим почв;
- плодородие почв;
- последовательность составления морфологического описания почвы;
- методы и приемы полевого исследования почв

1.4. Освоение учебной дисциплины способствует формированию следующих компетенций


Код
Наименование компетенции

ПК 1.1.
Проводить мониторинг окружающей природной среды.

ПК 1.2
Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.

ПК 1.3.
Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязненных территорий.

ПК 1.4.
Проводить мероприятия по очистке и реабилитации загрязненных территорий.

ПК 2.3.
Планировать и организовывать работу функционального подразделения по проведению производственного экологического контроля и охране труда в организациях.

ПК 3.3
Реализовывать технологические процессы по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов.

ПК 3.4.
Проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов.

ПК 4.3.
Проводить сбор и систематизацию данных для экологической экспертизы и экологического аудита.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.



1.5. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часов;
самостоятельной работы обучающегося 48 часов.

1.6 Количество вариативных часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вариативные часы, направлены на расширение основных понятий
В разделе 1. Основы теории образования почв по теме 1.2 Этапы и условия образования добавлены 4 часа теоретических занятий для лучшего усвоения знаний факторов образования почв.
В разделе 2. Морфология и строение почв, на практические занятия по теме 2.1. Морфологические признаки почв добавлено 4 часа для развития практических навыков по составлению морфологического описания почв, по теме 2.3. Полевое исследование почв добавлено 4 часа для отработки методов и приемов полевого исследования почв и последовательности составления морфологического описания почв.
В разделе 3. Состав, свойства и режимы почв по теме 3.1. Твердая фаза почв добавлено 4 часа теоретических занятий для лучшего усвоения знаний состава почв, классификации почвенных коллоидов и поглотительной способности почв и 2 часа на практические занятия для более качественной подготовки студентов в области обработки результатов полевого исследования почв.
В разделе 3. Состав, свойства и режимы почв по теме 3.2. Почвенная влага добавлено 2 часа теоретических занятий для лучшего усвоения знаний свойств и режимов почв и 2 часа на практические занятия для более качественной подготовки студентов в области обработки результатов полевого исследования почв.
В разделе 3. Состав, свойства и режимы почв по теме 3.3. Почвенный воздух и почвенный раствор добавлено 2 часа теоретических занятий для более качественного представления студентами свойств и режимов почв.
В разделе 3. Состав, свойства и режимы почв по теме 3.4. Тепловые свойства почвы и плодородие добавлено 2 часа теоретических занятий для лучшего представления о почвенном плодородии, свойствах и режимах почв.
В разделе 4. Основные типы почв и их география, по теме 4.2 Типы почвенного покрова России добавлено 6 часов теоретических занятий для более качественного представления студентами материалов в виде презентаций по профилю специальности, добавлено 6 часов практических занятий для отработки практических навыков работы со справочными материалами, почвенными картами, дополнительной литературой.
В разделе 4. Основные типы почв и их география, по теме 4.3 Деградация и охрана почв добавлено 4 часа для развития умений анализировать и оценивать сложившуюся экологическую обстановку.






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
96

в том числе:


лабораторные занятия
8

практические занятия
26

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
48

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка рефератов, докладов, презентаций, подготовка к практическим занятиям, построение схем, диаграмм, создание таблиц


Промежуточная аттестация в форме Экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ПОЧВОВЕДЕНИЕ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4






Раздел 1.
Основы теории образования почв

8


Тема 1.1.
Введение
Содержание учебного материала
2



1.
Предмет и задачи почвоведения. Разделы почвоведения. Краткий обзор истории изучения почв и становлении почвоведения как науки. Роль отечественных ученых в создании и развитии учения о почве. В.В.Докучаев, П.А.Костычев. Б.Б.Полынов, В.Р.Вильямс, Н.М.Симбирцев и др. Почвенные ресурсы РФ.

2


Самостоятельная работа № 1 Подготовка докладов по темам:
1. История развития почвоведения.
2. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения.
3. Экологические функции почвы.
4. Почвенные ресурсы России и мира.
5. Роль русских ученых в развитии почвоведения.
4


Тема 1.2.
Этапы и условия почвообразования
Содержание учебного материала
6
2


1.

Выветривание горных пород – первый этап образования почвы. Механизм процесса выветривания горных пород. Виды выветривания горных пород: физическое, химическое, биологическое.
Сущность процесса физического выветривания. Механическое разрушение и дезинтеграция материнских почвообразующих горных пород. Факторы, определяющие и регулирующие процесс физического выветривания. Сущность процесса химического выветривания. Важнейшие факторы химического выветривания (Н2О, СО2, О2). Сущность процесса биологического выветривания. Разрушение и изменение почвообразующих горных пород при взаимодействии косного и живого вещества и продуктов их жизнедеятельности.
Сущность представлений о почвообразовательном процессе. Механизм формирования верхнего плодородного слоя почвы. Биологическая продуктивность почвы.




2.
Учение В.В.Докучаева о роли природных факторов в почвообразовании (климат, ландшафт, рельеф местности, состав почвообразующих горных пород, животный и растительный мир). Почвообразующие породы и их классификация по происхождению. Виды молодых осадочных пород. Климат и его влияние на процессы почвообразования. Рельеф местности – как фактор почвообразования. Взаимосвязь факторов влияния во времени.




3.
Биогенный фактор почвообразования. Роль высших растений и микроорганизмов. Хозяйственная деятельность человека – фактор почвообразования.




Самостоятельная работа № 2 «Этапы образования почв». Построение схем геологического и биологического круговоротов, аналитическая обработка текста учебной и научной литературы.
2


Раздел 2.
Морфология и строение почв

14


Тема 2.1.

Морфологические признаки почв
Содержание учебного материала
10



1.
Понятие о морфологии почв. Морфологические признаки – цвет и окраска, вещественный и механический состав, структурность строения, новообразования, инородные включения. Природные носители цвета и окраски почв – гумус, оксиды и гидраты Si, Fe, Mn, карбонаты, каолин.
Структура почвы. Основные типы почвенных структурных отдельностей (кубовидная, призмавидная, плитчатая). Почвы структурные и бесструктурные.
Сложение почвы. Основные типы сложения почв (слитное, плотное, рыхлое, рассыпчатое).
Почвенные новообразования. Их виды и формы выделения. Типы и формы инородных включений.

2


2.
Понятие о гранулометрическом составе почв. Классификация гранулометрических фракций по размерам частиц: физический песок, физическая глина, тонкодисперсная фракция. Почвенный скелет - крупнозем и мелкозем. Песок, супесь, суглинок, глина. Методы определения гранулометрического состава почвы.




Практическое занятие № 1 «Исследование морфологических признаков почв по почвенным образцам».
Практическое занятие № 2 «Определение гранулометрического состава почвы».
6



Самостоятельная работа № 3 «Окраска почв», аналитическая обработка текста учебной литературы, заполнение таблицы.
2


Тема 2. 2.
Строение почвенного профиля
Содержание учебного материала
4



1.
Общие представления о строении почвенного профиля. Элементарные почвообразовательные процессы. Понятия – генетический горизонт и почвенный профиль. Факторы и природные условия, определяющие механизм формирования генетических горизонтов и почвенного профиля.

2


2.
Общепринятая номенклатура почвенных горизонтов:
А0 – лесная подстилка, степной войлок, опад;
А1 – гумусово-аккумулятивный;
А2 – элювиальный;
В – иллювиальный;
G – глеевый;
С – материнская почвообразующая горная порода;
D – горная порода, подстилающая почвенный покров.




Самостоятельная работа № 4 «Почвообразовательные процессы и строение почвенного профиля», заполнение таблицы.
2


Тема 2. 3.
Полевое исследование почв
Содержание учебного материала
12



1.
Почвенные разрезы и их типы. Выбор места для почвенного разреза. Техника закладки почвенного разреза. Последовательность и состав морфологического описания почв.

2


2.
Методика отбора почвенных образцов и монолитов.




Практическое занятие №3 «Полевое исследование почв».
Лабораторное занятие № 1 «Подготовка почвенных образцов к лабораторным исследованиям».
8



Самостоятельная работа № 5 «Полевые лаборатории и методы исследования почв». Аналитическая обработка текста научной литературы.
4


Раздел 3.
Состав, свойства и режимы почв

34


Тема 3. 1.
Твердая фаза почв
Содержание учебного материала
12



1.
Минералогический состав почвообразующих горных пород. Первичные и вторичные минералы.