«Актуальные вопросы введения ФГОС ООО» Соблюдение принципа преемственности при переходе от ФГОС НОО к ФГОС ООО
«Актуальные вопросы введения ФГОС ООО»
Соблюдение принципа преемственности при переходе от ФГОС НОО к ФГОС ООО
Основным приоритетным направлением развития современного образования является переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), главная задача которых – создание социально-педагогической среды, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала России, реализация социально-образовательных проектов, культурно-образовательных инициатив. ФГОС создает основу для перехода от школы знаниевой к школе деятельностной, развивающей, где:
- начальная школа дает первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
- основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к построению всего учебного процесса. Ключевыми принципами построения современной развивающей учебной деятельности являются принципы непрерывности и преемственности образования. Именно успешное решение проблем преемственности позволяет создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями, а также обеспечить достижение необходимых образовательных результатов. В своем выступлении мне хотелось бы затронуть вопросы преемственности начального и основного уровней образования, поскольку переход учащихся из начальной школы в основную сегодня связан с внедрением ФГОС основного общего образования, а, следовательно, с изменением всей системы организации учебной деятельности в основной школе.
Следует отметить, что проблема преемственности начального и основного уровней общего образования, была актуальной всегда. Процесс перехода ребенка с одного уровня образования на другой для многих детей, родителей и учителей всегда был связан с рядом сложностей. Сложности эти имеют как объективный, так и субъективный характер, и связаны со следующими проблемными вопросами и затруднениями:
Психологическими особенностями возраста (кризисные переходные периоды, изменение типа ведущей деятельности разных возрастных периодов). Изменением стиля общения учителей с детьми.
Увеличением учебной нагрузки.
Изменением режима дня.
Различием требований со стороны учителей - предметников.
Переход учащихся из начальной школы на 2 ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции. В системе развивающего обучения темп овладения знаниями и навыками определяется тем, насколько он способствует общему развитию школьников.
Однако этот уровень развития учащихся 10 - 11 лет далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других не достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов. Первая трудность - психологическая.
Принято считать, что младший школьник, становясь учеником среднего звена, испытывает сильнейший психологический стресс, едва ли не равный по своей силе стрессу первоклассника, пришедшего в школу первого сентября. Мы все знаем, что надо делать, чтобы снять психологическое напряжение и привить первокласснику любовь к учёбе. Но с пятиклассниками такая работа, как правило, не ведётся.
Младшие школьники, привыкшие к «своему учителю», к его манере работы, к его требованиям (к концу начальной школы ученики понимают своего учителя едва ли не с полуслова), сталкиваются в средней школе с таким количеством преподавателей, с таким различием их требований и многообразием методов работы, что просто не в силах сразу же к ним приспособиться. Порой камнем преткновения может стать даже темп речи учителя: если в начальной школе учитель говорил быстро, темпераментно, то теперь его выпускникам сложнее воспринимать медленную, спокойную речь. На перестройку младшим школьникам нужно время. Порой этот процесс может занять не один месяц. Учителю-предметнику некогда вникать в психологические проблемы малышей. Ему не хватает для этого времени.
Для учителей начальной школы на первый план всегда выходит проблема психологической совместимости со своим учеником, ведь это в значительной степени обеспечивает успешность обучения. В средней школе этот процесс более долгий и не всегда удачный, ведь сюда переходят уже сформировавшиеся личности со своими мыслями и мнениями.
Нескоординированность требований программы выпускников 4 классов и 5, отсутствие преемственности в самом важном - в программах и, как следствие, в учебниках - вот корень проблемы снижения успеваемости учащихся. При выборе учебно-методических комплексов необходимо руководствоваться соображениями преемственности содержания. Выбор УМК должен осуществляться в непосредственном взаимодействии учителей начальной школы и основного звена. Здесь мы видим определенные сложности, связанные с привычками и стереотипами некоторых педагогов. Учителя, привыкая работать по определенным учебникам, с трудом перестраиваются на новые учебники. Зачастую, в среде учителей возникает некоторое сопротивление, связанное с нежеланием принимать, осваивать, изучать новое содержание, адаптировать его под конкретный класс. Эта напряженная работа, требующая творческих усилий и интереса к новому, не всякому педагогу по душе.
Обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности:
- наличии логических связей в программно-методических документах, регламентирующих образовательную деятельность;
- соблюдении технологической преемственности (преемственности форм, методов, технологий, применяемых в учебной деятельности).
Основным системообразующим документом в решении этой задачи является Основная образовательная программа основного общего образования, которая является логическим продолжением образовательной программы начального образования.
Самая большая трудность все-таки заключается в обеспечении технологической преемственности, т.е. преемственности форм и методов организации учебной деятельности. Технологическая преемственность является ключевым вопросом, требующим решения. Именно технологическая согласованность и обеспечивает планомерное и систематичное развитие надпредметных навыков, способности к самообразованию и непрерывному развитию. Технологии нужно изучать, процесс должен быть организованным, системным. Педагогам полезно побыть в роли учеников, прожить учебную ситуацию, прочувствовать результаты работы технологий на себе. Важно перенять опыт работы учителей начальной школы, а затем отслеживать применение технологий в основной школе, но делать это разумно: исходя из целей урока, особенностей учащихся, возможностей самого педагога. Решению этой задачи может помочь традиция тесного сотрудничества учителей-предметников и учителей начальных классов. Учителя должны чувствовать себя частью целого коллектива, в котором всегда можно найти помощь, поддержку, получить совет. На совместных заседаниях ШМО и педагогических советах учителям нужно совместно обсуждать вопросы технологической и содержательной преемственности, индивидуально-психические особенности будущих пятиклассников, формы и методы работы с детьми, специфику класса как детского коллектива.
Итак, обеспечение преемственности в условиях перехода на стандарты второго поколения возможно за счет решения обозначенных задач, самой сложной из которых нам видится задача обеспечения технологической преемственности, однозначного понимания устройства современной учебной деятельности в середе педагогов школы. Решение этих задач требует создания особой развивающей среды для педагогов, позволяющей организовать распространение положительного педагогического опыта, обеспечить условия для тесного сотрудничества педагогов всех уровней образования. Только в таком тесном сотрудничестве и взаимодействии может быть обеспечен эффективный переход стандартов второго поколения из начальной школы в основную. Только в таких условиях можно говорить о непрерывном развитии учащихся.
Каждому учителю-предметнику необходимо учитывать психологическую аксиому о неравномерном развитии человека. Подхватите совет Л.С. Выготского: при изучении результативности обучения учитывать не только абсолютную успешность (соответствие достижений ученика программным требованиям), но, главным образом, успешность относительную (продвижение ученика по отношению к самому себе). Не у всех школьников относительная успешность будет совпадать с абсолютной.
Нужно:
По договорённости практиковать взаимопосещение уроков 4 - 5 классов. Что это даст? Будущие учителя-предметники в течение года достаточно хорошо узнают каждого ученика класса, а учитель 4 класса познакомится с методикой проведения уроков специалистом. При этом каждый выскажет своё мнение об уроке коллеги (разумеется, в дружеской форме).
Было бы хорошо, если бы учителя средней школы провели пару уроков своего предмета,
т.е. провести кратковременную стажировку в классе, где им предстоит работать. Нет лучшего способа познакомиться с детьми! Совсем не лишена правильности мысль, что класс каждого конкретного учителя начальных классов будет «наследовать» конкретный учитель средней школы.
Полугодовые и годовые контрольные работы в 4 классе желательно составлять и практиковать вместе с учителем 5 класса.
Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке.
В заключение отмечу, проблемы внедрения и реализации ФГОС ООО, а соответственно и проблемы преемственности образования, являются системными, и решать их нужно сообща, привлекая положительный опыт учителей школы.
План работы по преемственности между начальной школой и средним звеном
Проблема: снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю у значительной части учащихся вследствие рассогласованности образовательной деятельности в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Цель: добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счёт введения активных методов обучения в начальной школе и использования различных педагогических технологий в средней школе за счёт расширения образовательного пространства и систематического взаимопосещения уроков в начальной школе и в 5-м классе средней школы учителями начальных классов и учителями-предметниками.
№
Мероприятия
Цель проводимого мероприятия
Сроки
Ответстве
проведе
нный
ния
1.
Нулевой замер знаний,
Определить степень сохранности
Сентябрь
Админист
умений учащихся 5-го
(устойчивости) УУД учащихся за курс
рация
класса по рус.яз., матем.,
нач.школы.
литер.
2.
Классно-обобщающий
Изучение психолого-педагогических
Октябрь
Учителя
контроль в 5-м классе.
проблем в период адаптации
нач.класс
а). Посещение уроков в 5-м
Единство требований, предъявляемых
ов,
классе.
к учащимся 5 класса
учителя-
б). Анкетирование учащихся
Определение уровня комфортности
предметн
5-го кл.
учащихся при переходе из нач. школы
ики
в среднюю
в). Анкетирование родителей
Определение круга претензий.
3.
Малый педсовет с участием
Подведение итогов классно-
Ноябрь
Заместитель директора
учителей нач.школы,
обобщающего контроля 5 класса.
учителей-предметников.
Работа психолога.
Проведение комплекса диагностик
Январь-
Психолог
готовности к переходу во 2 звено.
февраль
Выводы.
4.
Знакомство с классным
Ознакомление с особенностями
Март-
Учителя 4
коллективом выпускного 4-
выпускников нач.школы. Изучение
апрель
кл.,
го класса.
уровня работоспособности учащихся,
предметн
а). Посещение уроков в 4-м
их познавательной активности.
ики
классе.
б).Срезовые письменные
Промежуточный контроль знаний
работы в 4-м классе.
в).Родительское собрание:
«Ознакомление родителей с
перспективами обучения в 5-
м классе»
г). Пед.консилиум по 4-му
Анализ результатов диагностики
классу.
уровня УУД учащихся 4 кл.,
Заместитель директора
определение уровня подготовленности
каждого ученика 4 кл. требованиям
средней школы.
д). Экскурсия выпускного
Знакомство с кабинетной системой.
4-го класса
по территории средней школы