Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по МДК.01.02 Природопользование и охрана окружающей среды для специальности 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов


ОТДЕЛЕНИЕ «Экологии и транспорта»
ПЦК «Специальность 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов и
профессии 240101.03 Оператор нефтепереработки»


УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
_________________________Бозрова И. Г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

МДК 01.02. Природопользование и охрана окружающей среды


ПМ. 01. Проведение мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий
для специальности 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»


Разработчик: преподаватель спецдисциплин ___________И. Л. Липская

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании ПЦК «Специальность 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов и профессии 240101.03 Оператор нефтепереработки»
протокол №___ от «__»_______. 2014 г.

Председатель ПЦК ______________ И. Л. Липская

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании методического совета
протокол № 1 от «28»августа 2014 г.

Зам. директора по качеству образовательного процесса:
___________ Н. Г. Ронжина


Содержание

1. Общие положения 3
2. Формы самостоятельной работы 3
3. Учебно – методическое и информационное обеспечение дисциплины 12












































Общие положения

Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научно-теоретической, периодической, научно-технической литературой и нормативной документацией, необходимыми для углубленного изучения МДК 01.02. Природопользование и охрана окружающей среды, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному изучению и изложению полученной информации.
Основными задачами самостоятельной работы студентов являются:
овладение знаниями;
наработка профессиональных навыков;
приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности;
развитие творческой инициативы, самостоятельности и ответственности студентов.
Самостоятельная работа студентов по МДК 01.02. Природопользование и охрана окружающей среды обеспечивает:
закрепление знаний, полученных студентами в процессе лекционных и практических занятий;
формирование навыков работы с периодической, научно-исследовательской литературой и нормативной документаций.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента.
Данное пособие «Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по ПМ 01. МДК 01.02» предлагается в помощь студентам для выполнения заданий самостоятельных работ предусмотренных рабочей программой ПМ 01 второго раздела МДК 01.02. Методическое пособие поможет и позволит студентам:
- получить полный перечень заданий всех самостоятельных работ МДК 01.02;
- ознакомиться с методикой и ходом выполнения самостоятельных работ;
- ознакомиться с перечнем тем индивидуальных заданий и докладов;
- выбрать одну из тем индивидуальных заданий и докладов для исследования;
- структурировать самостоятельную работу;
-подобрать источники для конспектирования теоретических вопросов, составления схем, таблиц, рисунков и др.

Формы самостоятельной работы

С учетом применения модульной технологии обучения и метода целесообразно подобранных задач при изучении МДК 01.02. Природопользование и охрана окружающей среды были выбраны следующие виды самостоятельных работ:
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем);
подготовка к практическому занятию с использованием методических пособий;
самостоятельные работы по образцу, которые выполняются на основе известного алгоритма (образца). Такие самостоятельные работы заданы в форме практических заданий к изучаемому модулю или работы по изучению указанных в плане освоения модуля теоретических вопросов, необходимых для выполнения заданий по темам МДК;
вариативные самостоятельные работы, которые содержат познавательные задачи, требующие от студента анализа незнакомой ему проблемной ситуации и получения необходимой новой информации, подготовки устного сообщения для выступления на занятии, анализ проблемных ситуаций, высказывание идей при участии в «мозговом штурме», видеоанализе, выполнение схем; выполнение расчетных работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка докладов; экспериментально-конструкторская работа и др. ;
творческая самостоятельная работа, которая предполагает непосредственное участие студента в производстве новых для него знаний: выполнение индивидуальных заданий по МДК, подготовка презентаций к темам МДК, подготовка и участие в тренингах;
подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, профессиональному диктанту, зачету, экзамену).
выполнение заданий в пакетах прикладных программ – выполнение тестов;
подготовка к участию в деловых играх;
самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, упражнения по производственным ситуациям, задачи, тесты).

Структура и критерии самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы по дисциплине
Структура самостоятельной работы
Критерии оценки

1. Индивидуальное задание

1. Самостоятельное изучение материала по научно-теоретической и научно-технической литературе.
2.Ознакомление с нормативными документами.
3. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
4.Поиск необходимой информации через Интернет.
5. Выполнение расчетов по индивидуальному заданию.
6.Подготовка
устного сообщения (тезисов) и презентации для выступления на дифференцированном зачете.
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента преподносить теоретический материал, изложенный в задании;
- обоснованность и четкость изложения материала при ответе и в презентации;
- оформление материала в соответствии с требованиями.

2.Написание докладов


1. Выполнение творческого задания; 2. Поиск необходимой информации через Интернет.
3. Изучение литературы и подбор материала для доклада, написание тезисов доклада
4. Написание доклада.
5.Подготовка к защите (представлению) на занятии:
- подготовка устного сообщения; - составление презентации.


- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента преподносить теоретический материал, изложенный в докладе;
- обоснованность и четкость изложения материала при ответе и в презентации;
- оформление материала в соответствии с требованиями.

3.Работа с учебниками и другой литературой


1. Самостоятельное изучение материала по научно-теоретической и научно-технической литературе.
2.Ознакомление с нормативными документами.
3. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
4.Поиск необходимой информации через Интернет.
5.Конспектирование источников.
6.Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, зачету, экзамену).
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента преподносить теоретический материал;
- оформление материала в соответствии с требованиями.

4.Проведение деловых игр, тренингов, «мозговых штурмов», конкурсов
1. Самостоятельное изучение материала по научно-теоретической и научно-технической литературе.
2.Ознакомление с нормативными документами.
3. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
4.Поиск необходимой информации через Интернет.
5.Подготовка к представлению:
- подготовка устного сообщения; - составление презентации.
6.Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.

- уровень освоения студентом подготовленного материала, его сочетание с изучаемой дисциплиной,
- актуальность;
- умение студента преподносить подготовленный материал;
- обоснованность и четкость изложения материала подкрепленного презентацией;
- оформление материала в соответствии с требованиями конкурса, деловой игры, тренинга.



Критерии оценки всей самостоятельной работы по МДК 01.02.

Самостоятельная работа, подготовленная студентами по ПМ 01. МДК 01.02., сдается ведущему преподавателю в соответствии с временным графиком отраженном в КТП по данному МДК 01.02.
По итогам каждой работы выставляется оценка:
«отлично» - выставляется студенту, если он дал полный ответ на все вопросы заданий самостоятельной работы, аккуратно и грамотно оформил материал, изучил данный материал и свободно владеет этим материалом.
«хорошо» - выставляется студенту, если он полностью ответил на все вопросы заданий самостоятельной работы, но в ходе ответа были допущены неточности, которые не носят принципиальный характер, аккуратно и грамотно оформил материал, изучил данный материал и свободно владеет этим материалом.
«удовлетворительно» - выставляется студенту, если он дал ответы на все вопросы заданий самостоятельной работы, допустив при этом существенные ошибки, дал полный ответ на один из вопросов задания и не полностью ответил на остальные.
«неудовлетворительно» - выставляется студенту, если он не смог дать ответ ни на один вопрос, представил совершенно не тот материал, который был задан или совсем не выполнил работу.
В целях повышения оценки преподаватель может задать дополнительные вопросы, которые носят уточняющий характер.

Перечень тем самостоятельной работы студентов по подготовке к комбинированным и практическим занятиям МДК 01.02

Перечень тем самостоятельной работы студентов по подготовке к комбинированным и практическим занятиям соответствует тематическому плану рабочей программы МДК 01.02. Природопользование и охрана окружающей среды.
На самостоятельное изучение выносятся следующие вопросы по темам МДК 01.02. Природопользование и охрана окружающей среды, соответствующие рабочей программе:

Тема 2.1 Тема 2.1. Общие проблемы природопользования
Тема 2.1.1. Рациональное и нерациональное природопользование.
Самостоятельная работа № 1 (пункты по КТП МДК 01.02.)

1.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
1.2. Изучение дополнительной литературы.
1.3. Составление презентации:
1. Рациональное и нерациональное природопользование.
1.4. Написание рефератов, сообщений, докладов:
1. Оценка качества окружающей среды.
2. Ресурсный цикл.
3. Особенности экологических проблем в районах нового освоения.
4. Антропогенная деятельность человека.

Тема 2.1.2. Исторические этапы взаимодействия человека и природы Самостоятельная работа № 2 (пункты по КТП МДК 01.02.)

2.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
2.2. Изучение дополнительной литературы.
2.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
2.4. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, подготовка к защите.
2.5. Составление презентации:
1. Эстетическое и воспитательное значение природы для общества.
2. Современный экологический кризис его причины и последствия.

Тема 2.1.3. Загрязнения окружающей среды
Самостоятельная работа № 3 (пункты по КТП МДК 01.02.)

3.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
3.2. Изучение дополнительной литературы.
3.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
3.4. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
3.5. Составление схем:
1. Основные виды загрязнений.
2. Классификация загрязняющих веществ.
3.6. Написание рефератов:
1. Биологическое и генетическое загрязнение.
2. Регионы с неблагоприятной экологической обстановкой.

Тема 2.1.4. Использование современных способов научных
исследований в природопользовании
Самостоятельная работа № 4 (пункты по КТП МДК 02.02.)

Самостоятельная работа № 4.
4.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
4.2. Изучение дополнительной литературы.
4.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
4.4. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
4.5. Написание рефератов:
1. Экологический терроризм.
2. Моделирование природных процессов в решении экологических проблем.Тема

Тема 2.1.5. Экологические проблемы различных видов природопользования
Самостоятельная работа № 5 (пункты по КТП МДК 01.02.)

Самостоятельная работа № 5.
5.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
5.2. Изучение дополнительной литературы.
5.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
5.4. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
5.5. Составление схемы:
1. Природные ресурсы и их классификация.
5.6. Составление презентации:
1.Особенности использования и охраны природных ресурсов.
2. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии.


Тема 2.2. Региональные проблемы природопользования
Самостоятельная работа № 6 (пункты по КТП МДК 01.02.)

6.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
6.2. Изучение дополнительной литературы.
6.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
6.4. Написание рефератов:
1. Система экологического контроля в России.
6.5. Составление презентации:
1. Экологические проблемы крупных городов.

Тема 2.3. Мероприятия по охране компонентов окружающей среды
Тема 2.3.1 Охрана атмосферного воздуха
Самостоятельная работа № 7 (пункты по КТП МДК 01.02.)

7.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
7.2. Изучение дополнительной литературы.
7.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
7.4. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
7.5. Написание рефератов:
1. Альтернативные источники энергии.
7.6. Составление презентации:
1. Экологические проблемы крупных городов.

Тема 2.3.2. Использование и охрана водных ресурсов
Самостоятельная работа № 8 (пункты по КТП МДК 01.02.)

8.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
8.2. Изучение дополнительной литературы.
8.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
8.4. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
8.5. Подготовка к зачёту.
8.6. Написание рефератов:
1. Проблема загрязнения моря нефтью.
2. Водоохранные зоны.
8.7. Заполнение таблицы:
1. Способы очистки сточных вод.

Тема 2.3.3. Использование и охрана земель
Самостоятельная работа № 9 (пункты по КТП МДК 01.02.)

9.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
9.2. Изучение дополнительной литературы.
9.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
9.4. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
9.5. Написание рефератов:
1. Рациональная система применения удобрений и ядохимикатов.
2.Деградация земель: загрязнение, засорение, заболачивание, опустынивание.
9.6. Составление презентации:
1. Источники и виды загрязнения почв.

Тема 2.3.4. Использование и охрана недр
Самостоятельная работа № 10 (пункты по КТП МДК 01.02.)

10.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
10.2. Изучение дополнительной литературы.
10.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
10.4. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
10.5. Написание рефератов:
1. Мероприятия по охране недр в России, регионе.
2. Проблемы природопользования в добывающей промышленности.
10.6. Составление презентации:
1. Захоронение отходов предприятий и АЭС в недрах.

Тема 2.3. 5. Использование и охрана растительных ресурсов
Самостоятельная работа № 11 (пункты по КТП МДК 01.02.)

11.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
11.2. Изучение дополнительной литературы.
11.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
11.4. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
11.5. Составление презентации:
1. Редкие и исчезающие виды растений.
2. “Красная книга” мира, России, региона.

Тема 2.3.6. Использование и охрана животного мира
Самостоятельная работа № 12 (пункты по КТП МДК 01.02.)

12.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
12.2. Изучение дополнительной литературы.
12.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
12.4. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
12.5. Составление презентации:
1. Редкие и исчезающие виды животных.
2. Охрана животного мира.
Тема 2.4. Основные принципы организации по очистке и реабилитации территории
Самостоятельная работа № 13 (пункты по КТП МДК 01.02.)

13.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
13.2. Изучение дополнительной литературы.
13.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
13.4. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
13.5. Подготовка к экзамену.
13.6. Написание рефератов:
1. Управление природопользованием.
2. Рекреационное природопользование.
13.7. Составление презентации:
1. Особо охраняемые природные территории мира.

Индивидуальное задание

Индивидуальное задание является необходимым этапом в изучении МДК 01.02., предшествующим сдаче выпускных квалификационных экзаменов.
Индивидуальная работа дает студенту возможность углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания и практические навыки, приобщиться к широкому кругу проблем, выходящих за рамки учебной программы, приобрести навыки творческого поиска и обработки информации. Она учит студента кратко и систематизировано излагать материал, а также работать с нормативными актами, статистическими материалами, литературой по теме, справочным и библиографическим аппаратом.

Цель индивидуального задания:
- закрепить, систематизировать и углубить теоретические знания студентов по МДК 01.02. Природопользование и охрана окружающей среды;
научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических задач;
привить студентам навыки выявления актуальных проблем, самостоятельного проведения научных исследований и обоснования принятых решений.

Тему индивидуального задания студент получает на первых занятиях начала изучения МДК 01.02. Природопользование и охрана окружающей среды. Весь семестр, студент работает над сбором теоретического материала по конкретной теме, исследует историю развития данной темы, практику, примеры и др.. Выйдя на производственную практику по ПМ 01, студент продолжает сбор материала по данной теме, анализируя деятельность организации и его структурные подразделения, увязывает теоретическую часть с практической на примере организации, где проходит практику. Для защиты (представления) индивидуального задания необходимо составить краткие тезисы и презентацию. Правила оформления презентации приведены в приложении 2.
Индивидуальное задание оформляется в отдельной папке и сдается вместе с документацией по практике во время дифференцированного зачета по производственной практике.
Правила оформления индивидуального задания приведены в приложении 1.





Темы индивидуальных заданий по ПМ -01 .

Тема индивидуального задания

1.Работа функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.

2.Деятельность функционального подразделения по очистке и реабилитации загрязнённых территорий.

3.Основные мероприятия по очистке и реабилитации загрязнённых территорий.

4.Оборудование при проведении анализа атмосферного воздуха.

5.Оборудование при проведении анализа почвы.

6. Оборудование при проведении анализа воды.

7.Организация наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха.

8. Организация наблюдений за загрязнением водных объектов.

9. Организация наблюдений за загрязнением почвы.

10.Сбор, обработка, систематизация, анализ информации для формирования и ведения базы данных загрязнения окружающей среды.

11. Формирование и ведение базы данных загрязнения окружающей среды.

12.Качественный анализ проб воздуха, воды и почвы.

13. Количественный анализ проб воздуха, воды и почвы.

14.Аналитические приборы контроля качества природной среды.

15.Технические средства контроля качества природной среды.

16.Формы предоставления информации о результатах наблюдений.

17.Экологическая карта территории.

18.Программы наблюдений за состоянием окружающей среды

19.Правила и порядок отбора проб в различных средах.

20.Проведение химического анализа проб объектов окружающей среды.

21.Методы выполнения измерений концентрации основных загрязняющих веществ в природной среде.

22.основные источники загрязнения окружающей среды.

23.Основные средства мониторинга.

24.Порядок, сроки и формы предоставления информации о состоянии окружающей среды.

25.Природоохранные органы управления и надзора.

26.Экологические последствия загрязнения окружающей среды вредными веществами.

27.Критерии оценки качества окружающей среды.

28.Технология очистки и реабилитации территорий.

29.Методы обследования загрязнённых территорий.

30.Приёмы и способы составления экологических карт.


Подготовка докладов и презентаций по темам ПМ 01. МДК 01.02:

Тему доклада студент выбирает самостоятельно из предложенного перечня тем составленного преподавателем. Темы докладов подготавливаются студентом к определенному занятию, к определенной дате, которая стоит в перечне тем докладов. Для представления доклада необходимо подготовить тезисы и презентацию.
Правила оформления доклада приведены в приложении 1.
Правила оформления презентаций приведены в приложении 2.


Учебно-методическое и информационное обеспечение ПМ 01. МДК 01.02.

Комплект учебно-методической документации:
- интерактивные программы обучения;
- мультимедийные презентации по темам МДК;
- обучающие программы;
система программированного контроля знаний;
видеофильмы по темам МДК;
методические указания по выполнению практических работ (в электронном виде и практикума);
методические указания по выполнению самостоятельных работ.

3.1. Основная литература

№ п/п
Наименование
Автор
Издательство, год издания

1
Основы инженерной экологии.
В. В. Денисов, И. А. Денисова, В. В. Гутенёв , Л. Н. Фесенко.
Ростов-на-Дону. Феникс, 2013.


2
Экология для бакалавров технических вузов.
В. В. Денисов, В. В. Гутенёв, Е. С. Кулакова, И. А. Денисова, Т. И. Дрововозова, И. А. Луганская, А. П. Москаленко, Б. И. Хорунжий
Ростов-на-Дону. Феникс, 2013.


3
Безопасность окружающей среды и здоровье населения. Ростов-на-Дону. Феникс, 2013.
Е. И. Почекаева, Т. В. Попова
Ростов-на-Дону. Феникс, 2013.

4
Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды.
А.Н. Голицын
Москва. Оникс, 2010.


5
Охрана окружающей среды.
Я. Д. Вишняков, П. В. Зозуля, А. В. Зозуля, С. П. Киселёва
Москва. Академия, 2014.


6
Экологические основы природопользования.
В. М. Константинов
Москва. Академия, 2001.

7
Природопользование.
Э. А. Арустамов
Москва. Издательский дом “Дашков и К”, 2001.

8
Экологические основы природопользования.
Э. А. Арустамов, И. В. Левакова, Н. В. Баркалова.
Москва. Издательский дом “Дашков и К”, 2001.

9
Основы рационального природопользования.
Е. Р. Магарил, В. Н. Локетт
Москва. КДУ, 2008.

10
Природопользование.
О. Н. Заломнова, Ю. Л. Ткаченко
Москва. МГИУ, 2007.

11
Природопользование: 100 экзаменационных ответов.
Н. С. Скуратов, И. В. Гурина
Ростов-на-Дону. Феникс, 2010.

12
Экология. Практикум.
А. Т. Зверев.
Москва. Оникс 21 век, 2004.

13
Изучаем экологию города: пособие учителю по организации практических занятий.
В. П. Александрова, А. Н. Гучейнов, Е. А. Нифантьева, И. В. Болгова, И. А. Шапошникова.
Москва. БИНОМ, 2009.


14
Химия окружающей среды
Л. Ф. Голдовская
Москва. МИР, 2007.

15
Справочник инженера по охране окружающей среды (эколога).
Под ред. Перхуткина В.П.
Москва. Инфра-Инженерия, 2005.



3.2. Дополнительная литература

№ п/п
Наименование
Автор
Издательство, год издания

1
Основы экономики природопользования. Учебное пособие.
С. В. Макар
Москва. Триада, Лтд, 1998.

2
Экологическое право.
Г. А. Мисник
Ростов-на-Дону. Феникс, 2001.

3
Экологическое право.
Р. К. Гусев
Москва. Издательский Дом “Инфра-М”, 2001.

4
Экология.
Т. А. Акимова, В. В. Хаскин
Москва. ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

5
Экология, природопользование, охрана окружающей среды.
Т. А. Дёмина
Москва. АСПЕКТ ПРЕСС, 2000.

6
Экология.
А. М. Никаноров, Т. А. Хоружая
Москва. ПРИОР, 2000.

7
Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении.
И. Н. Лозановская, Д. С Орлов, Л. К. Садовникова
Москва. Высшая школа, 1998.


8
Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России.
В. Ф. Протасов
Москва. Финансы и статистика, 2000.


9
Курс инженерной экологии.
И. И. Мазур, О. И. Молдованов
Москва. Высшая школа, 1999.

10
Экология.
С. А. Боголюбов
Москва. Знание, 1999.

11
Глобальная экология.
А. М. Никаноров, Т. А. Хоружая
Москва. ПРИОР, 2001.

12
Основы экологии и природоохранной деятельности.
Е. И. Тупикин, Л. Ф. Лукашова
Москва. Центр инноваций в педагогике, 1998.

13
Экология, окружающая среда и человек.
В. Новиков
Москва. ФАИР-ПРЕСС, 2000.

14
Оборудование и сооружения для защиты биосферы от промышленных выбросов.
А. И. Родионов, Ю. П. Кузнецов, В. В. Зенков, Г. С. Соловьёв
Москва. Химия, 1985.


15
Очистка сточных вод нефтеперерабатывающих заводов.
В. Г. Пономарёв, Э. Г. Иоакамис, И. Л. Монгайт
Москва. Химия, 1985.

16
Промышленная экология
В. А. Зайцев
Москва. РХТУ им. Менделеева, 2000.

17
Очерки экологии Подмосковью
В. И. Зубова.
Москва. МПУ, 1998.

18
Промышленная экология
В. Г. Калыгин.
Москва. Академия, 2006.


Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1.
www.mnr.gov.ru – официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

2.
www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ.

3.
www.ecologplus.ru – разработка природоохранной документации.

4.
www.ecology.my1.ru.


Приложение 1
Правила оформления индивидуального задания и доклада

По объему индивидуальное задание или доклад должны быть не менее 15 -20 страниц печатного текста (основной шрифт 14 Times New Roman; интервал – 1,5; параметры страницы: 20 мм – левое, 20 мм – правое, 20 мм – верхнее, 20 мм – нижнее поле; нумерация страниц – в правом нижнем углу).
Объем введения – 10%, заключение – 5-10% от объема всей работы. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста снизу пробелом в три интервала, печатаются строчными буквами.
Индивидуальное задание или доклад предъявляется в двух экземплярах: один на бумажном, другой на электронном носителе.
Текст должен излагаться четким языком, без применения сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии или соответствующими стандартами.
Цифровой материал, как правило, оформляется в виде таблиц. Таблица может иметь тематический заголовок, который выполняется строчными буквами (кроме первой прописной) и помещается над таблицей посередине.
Все таблицы, если их несколько, нумеруются в пределах каждого раздела. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы разделённых точкой. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием номера таблицы без знака «№». Слово «Таблица» при наличии тематического заголовка пишут над заголовком.
Заголовки граф указываются в единственном числе. Заголовки граф начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных. Если подзаголовки имеют самостоятельное значение, их начинают с прописной буквы.
Таблица должна иметь тематический заголовок, который помещается над таблицей посередине. Все таблицы, если их несколько, нумеруются сквозной нумерацией.
Обязательным условием является наличие в тексте ссылок на использованные экономические, статистические источники и научную литературу.
При ссылках в тексте на источники и литературу следует в квадратных скобках приводить порядковый номер по списку литературы с указанием использованных страниц. Например: [7, с. 10-12].
Все иллюстрации в задании или докладе называются рисунками. Каждый рисунок сопровождается подрисуночной подписью. Рисунки нумеруют последовательно в пределах раздела (главы) арабскими цифрами. Например: «Рис. 1.2». Данные, приведенные на рисунках, следует кратко проанализировать.
Приложения оформляются как продолжение текста работы после списка литературы. Каждое приложение начинается с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово «Приложение».
Титульный лист является первой страницей индивидуального задания или доклада и заполняется по строго определенным правилам. Титульный лист должен отражать: Департамент образования; Название ССУЗ; тему работы; наименование МДК и специальность, по которой выполнена работа; Ф.И.О. руководителя и Ф.И.О. студента.
После титульного листа помещается содержание. В содержании приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.
Текст основной части работы делится на главы, разделы, подразделы, пункты. Заголовки структурных частей работы печатаются прописными буквами. Заголовки разделов – строчными буквами, кроме первой, с абзаца. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой. Заголовок главы параграфа не должен быть последней строкой на странице. Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3-4 интервалам. Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.
В индивидуальном задании или докладе указывается литература, которая оформляется в соответствии с принятыми правилами. Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии). При оформлении указывается фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, издательство, год издания, общее количество страниц.
В приложениях помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
Приложение 2
Общие правила дизайна

Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Есть советы, рекомендации, приемы. Дизайн, как всякий вид творчества, искусства, как всякий способ одних людей общаться с другими, как язык, как мысль обойдет любые правила и законы.
Однако, можно привести определенные рекомендации, которые следует соблюдать, во всяком случае, начинающим дизайнерам, до тех пор, пока они не почувствуют в себе силу и уверенность сочинять собственные правила и рекомендации.


Правила шрифтового оформления:
Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);
Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.
Правила выбора цветовой гаммы.
Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
Существуют не сочетаемые комбинации цветов.
Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.
Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).
Правила общей композиции.
На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).
Логотип должен быть простой и лаконичной формы.
Дизайн должен быть простым, а текст коротким.
Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.
Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран все это придает дизайну непрофессиональный вид.
Не стоит забывать, что на каждое подобное утверждение есть сотни примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные утверждения нельзя назвать общими и универсальными правилами дизайна, они верны лишь в определенных случаях.
Рекомендации по дизайну презентации
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.
Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.
Текстовая информация
размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);
цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;
тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
Графическая информация
рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Анимация
Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.
Звук
звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.
Единое стилевое оформление
стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;
Содержание и расположение информационных блоков на слайде
информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
рекомендуемый размер одного информационного блока не более 1/2 размера слайда;
желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки слева направо;
наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.
Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Структура презентации
1 слайд – титульный лист, где необходимо отразить: Департамент образования; Название ССУЗ; тему работы; наименование МДК и специальность, по которой выполнена работа; Ф.И.О. руководителя и Ф.И.О. студента;
2 слайд – содержание презентации;
3 слайд - Цель работы;
4 слайд – Задачи работы;
5 слайд – актуальность темы работы;
6 - 14слайды – материал 1-го теоретического раздела работы;
15 -23слайды – материалы 2-го практического раздела работы;
24 слайд – выводы, предложения
После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.








13PAGE 15


13PAGE 141515





gbou spoРисунок 7gbou spo Заголовок 1eђ Заголовок 2eђ Заголовок 315