Психолого-педагогический проект урока Значение первых блюд в питании человека.
Тема: ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВЫХ БЛЮД В ПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА
Класс: 7
Предмет: СБО
Коррекционная школа VIII вида
Тип урока: комбинированный
Цель: довести до понимания учащихся значение первых блюд для здоровья человека.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1.закрепить понятие состав обеда;
2.расширить знания учащихся о правильном рациональном питании;
3.ввести разграничение в понятиях «суп» и «бульон»;
4. совершенствовать вычислительные навыки умножения и сложения
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
1 . корригировать аналитико- синтетическую деятельность мышления в процессе сравнения двух понятий «суп» и «бульон»;
2. корригировать аналитико- синтетическую деятельность мышления в процессе задания «продолжи пословицу по смыслу»;
3. корригировать и развивать устную связную речь через ответы на вопросы в процессе урока,
4. корригировать и развивать выразительность устной речи через выразительное чтение стихотворений по теме в процессе урока;
5. корригировать и развивать зрительное восприятие через показ ярких иллюстраций по теме урока (презентация по теме);
6. корригировать и развивать зрительную и слуховую память в процессе выполнения индивидуальных заданий на запоминание и воспроизведение рецепта (состава) вегетарианских щей;
7. корригировать и развивать пространственную ориентировку через групповое задание «найди свое место в составе обеда».
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1.воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью;
2.воспитывать уважительное отношение к людям, которые знают как правильно и вкусно приготовить здоровую пищу,
3.воспитывать умение работать в группе.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
Математика:
подсчет стоимости продуктов для вегетарианских щей (для 1, 2,3,4 человек на 2 дня).
История:
историческая справка об образе жизни первобытного человека, о Петре I, русских богатырях.
Биология:
опыт с желудками – шариками о вреде сухомятки.
Чтение и развитие речи:
расширение активного и пассивного словарного запаса через введение в словарь новых слов; выразительное чтение стихотворений о первобытном человеке, сухомятке , рационе обеда; знакомство с новыми пословицами и поговорками о щах и похлебках.
Письмо и развитие речи:
Аккуратная и по возможности грамотная запись учебного материала в процессе урока.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: рацион питания, хлебово, похлебка, суп, бульон, суп – концентрат, гастрит, язва желудка, диетическая медсестра.Ход урока:
1.Оргмомент.Проверка готовности к уроку. обоснование
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу гостям. Настроение хорошее, давайте сохраним наше настроение до конца урока. Мы продолжаем с вами работать в разделе «Питание». Мотивационный настрой (помогает организовать деловой настрой)
2. Ребята, что в жизни дороже богатства? Чего нельзя купить не за какие деньги? Правильно.Здоровье!(читаю стихотворен.)
Здоровье дороже богатства,
Здоровье не купишь нигде!
Так в Древней Руси говорили и мы повторяем везде!
Ребята, вы согласны со мной? (хоровой ответ)
3.Переход к теме урока
А теперь прочитайте тему урока и запишите ее в тетрадь.
Развитие логического мышления
Коррекция выразительности чтения
слайд №1
слайд №2
4.Как вы думаете тема нашего урока связана со здоровьем? Да. Конечно, здоровье человека связано со многими факторами. Но, безусловно, питание является одним из самых важных условий здоровья человека. Ведь недаром есть такое высказывание :«Наше здоровье зависит от того , что мы едим» Развитие слухового восприятия слайд №2
5. Доказательством важности питания в жизни и здоровье человека является показатель продолжительности жизни первобытного или пещерного человека.
-Жил человек пещерный в дебрях седых времен.
Ел лишь сырое мясо в мрачной пещере он.
Но вот однажды зверя к ужину он не добыл,
И по причине этой голоден очень был.
Минули уж столетья с тех давних забытых пор,
И правильном питании ведем мы разговор!
Ученые установили, что первобытный человек редко доживал до 40 лет? Как вы думаете почему?
Развитие зрительного восприятия
слайд №3
Коррекция и развитие выразительности устной речи
Коррекция и развитие словесно - логического мышления
(человек ел сырое мясо, часто оно было несвежим, не соблюдал гигиену пищи, да и пища была тяжелой –трудноусвояемой). Хотя, заметьте, в то далекое время экология была чистейшей –воздух не портили заводы и автомобили.
А сколько сейчас в среднем живет человек? (ответы детей – 70, 80,90 лет)
Делаем вывод: Основное условие долгожительства – это правильное питание. Беседа с опорой на жизненный опыт
6.А что такое правильное питание?
Это прежде всего соблюдение таких правил:
1.соблюдение режима питания (принятие пищи определенное количество раз и в одно и тоже время)
2.пища должна быть разнообразной (т. е. в рационе питания должна быть разная пища –это и мясо, и рыба, и овощи, и фрукты, и молочные продукты и т.д.)
Рацион – это набор продуктов питания.
Записываем эти определения в тетрадь.
Ребята, скажите в школе у нас соблюдается режим питания? Каждый день в школе вы кушаете в одно и тоже время, но каждый день перечень блюд меняется. Как кстати называется перечень, список блюд называется одним словом? (меню) Нет, значит в школе у нас соблюдается режим питания и разнообразие питания соблюдается. Значит у нас в школе заботятся о вашем здоровье, соблюдая правила правильного питания. слайд №4(правильное питание)
Расширение словарного запаса, работа в тетрадях.
Слайд №5
Активизация пройденного материала.
7. А как вы думаете к правильному питанию обед относится? (ответы детей). Давайте вспомним из чего должен состоять правильный обед?
Физкультминутка: «Найди свое место в обеде» (таблички с названиями составных частей обеда: закуска, первое блюдо, второе блюдо, третье блюдо (напитки) повторить 2 раза с участием всех учащихся.Скажите, без какого блюда невозможно представить обед? Конечно, без первого блюда.
А теперь в своих тетрадях еще раз прочитайте тему урока. Так значит не зря мы сегодня говорим первых блюдах!
слайд №6 (состав обеда)
Коррекция и развитие пространственной ориентировки
РАЗДАЮ КАРТОЧКИ:1 ур.- самому составить прав. обед,который бы ты с удовольствием скушаешь
2 ур.- из 1 смешанного списка( тебе предложили выбрать только из этих блюд)
3 ур.- из книжки «Меню» (обыграть пригласили в ресторан)
8.Оказывается, что больше всего питательных веществ – половину (50 %) мы получаем с обедом, а именно с приемом первых блюд. Питательные вещества растворяются в бульоне и легко усваиваются нашим организмом.
Так что же такое бульон?
Бульон – это основа для супа; отвар из мяса, рыбы, грибов, овощей, круп. (записываем определение в тетрадь)
Калорийность блюда низкая, это говорю я для тех, кто заботится о своей фигуре. В состав бульона входит вода, в которую при варке переходят питательные вещества, поэтому бульон легко усваивается, способствует легкому пищеварению.
А что же такое суп и чем он отличается от бульона?
Супы – это жидкие блюда, которые представляют собой отвары из мяса, рыбы, грибов, овощей, круп с приправой из овощей, круп, макаронных изделий.
(записываем определение в тетрадь)
А сейчас внимательно прочитайте определения «бульона» и «супа» (чем они отличаются)
слайд №7 (бульон и суп –сравнение)
Коррекция мышления (операции сравнения и обобщения)
9.Но непременно надо отметить то, что супы и бульоны очень полезны для нашего здоровья. Они необходимы как в детском питании, так и в питании взрослого человека. Особое место занимают бульоны и супы в диетическом питании.
К сожалению в школьной столовой, да и дома от вас можно услышать примерно такие слова:
-Ем всегда я что хочу : чупсы, вафли. Чупа-чупс!
Супа вашего не надо, лучше тортик с лимонадом!
Не люблю я кислых щей, не люблю я и борщей!
Чтоб с обедом не возиться и колбаска мне сгодится!
Как называется такое питание? Правильно –сухомятка.
Я сейчас покажу вам небольшой опыт, который показывает как трудно нашему желудку переварить сухомятку, и ,наоборот доказывает, как легко переваривается первое (жидкое) блюдо.
Демонстрация опыта с шариками- желудками
Стенки желудка, как и стенки шарика могут сжиматься и растягиваться. Представьте, что шарик –это желудок человека. Беру 2 шарика, в один помещаю печенье (сухомятка), в другой вливаю жидкость, «суп или бульон». Потрогайте, один с неровными боками (ведь мы часто торопимся и плохо пережевываем пищу, а другой округлый, ровный). Как вы думаете какому желудку труднее работать? Какому желудку нужно выработать больше желудочного сока, чтобы переработать пищу? Какой желудок может мешать двигаться? Правильно. В котором сухомятка. Отсюда и урчание, и боли в желудке.
Вывод учителя:
Если б сухомятка прибавляла года,
Всех дольше бы жили обжоры тогда
слайд №8(неправильное питание)
Коррекция и развитие выразительности устной речи
Слайд №9 (сухомятка)
Развитие тактильных ощущений.
Коррекция и развитие мышления (операции сравнения и обобщения)
9. Оказывается наши предки высоко ценили первые блюда. Но правда назывались они иначе, а именно «хлебово», «похлебки» от слова «хлебать».
А слово «суп» ввел в русский язык император Петр I.
Скажите, ребята, как вы думаете какое самое любимое и распространенное первое блюдо в России? Правильно, щи. Иначе говоря «капустные похлебки»
Наши предки глубоко ценили щи. Например, русские солдаты не могли обойтись без щей на чужбине и везли замороженные щи в кадках. Когда наставало время привала, кусок замороженных щей разогревался на костре. Что интересно, что вкус щей от этого только улучшался.
Время идет, но даже космонавты берут с собой тюбики со щами.
слайд №10 (Петр 1)
Межпредметная связь с историей .Введение в пассивный словарь новых слов (хлебово, похлебка)
10. А сколько пословиц и поговорок придумал русский народ о щах.
Игра продолжи пословицу.
Щи да каша-пища наша.
От щей добрые люди не уходят.
Щей поел - словно шубу надел.
Кипятите щи, чтобы гости шли.
Где щи, там и мы.
Коррекция словесно-логического мышления.
Раздаю задание «ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ ПО СМЫСЛУ». Затем сверяем и читаем с доской.
слайд №11 (пословицы)
Коррекция и развитие зрительной и слуховой памяти.
Коррекция и развитие логического мышления
11. ТАК ЧЕМ ЖЕ ПОЛЕЗНЫ ПЕРВЫЕ БЛЮДА
ПРИ ВАРКЕ МЯСО, РЫБА, ОВОЩИ, ГРИБЫ ОТДАЮТ ВОДЕ ВСЕ ВИТАМИНЫ И ДРУГИЕ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ ЗАТЕМ ВМЕСТЕ С БУЛЬОНОМ ИЛИ СУПОМ ЛЕГКО УСВАИВАЮТСЯ ОРГАНИЗМОМ.
ВОТ ПОЧЕМУ МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ И БОЛЬНЫМ ЛЮДЯМ ВСЕГДА ДАЮТ БУЛЬОН.
Так почему же первые блюда так популярны у русского народа?
Значение первого блюда для здоровья человека
1.Необходимо для нормальной работы нашего организма.
2.Насыщает организм белками, жирами, углеводами, минеральными солями и витаминами.
3.Легко усваивается организмом.
4. Сытное.
Запомните:
Чтобы суп был полезным, он должен быть свежим, приготовленным не более, чем на два дня.
В школе вам каждый день готовят свежий суп. Это надо ценить.
слайд №12
слайд № 13 (о значении первого блюда)
12.Для удобства современного человека придуманы концентрированные супы, которые не требуют времени и усилий в приготовлении, порой их достаточно по инструкции залить кипятком. Давайте задумаемся так ли они полезны для нашего организма? Можно ли их сравнить по пользе с натуральным супчиком?
Оказывается в супах- концентратах содержится множество искусственных (ненатуральных) добавок и усилителей вкуса, которые не только не приносят пользы, но и просто вредят нашему организму. Пользоваться супами-концентратами можно только в крайне необходимых случаях. Ведь они все же лучше, чем питание всухомятку. слайд №14 (супы –концентраты)
13.Но ведь приготовить вкусный полезный суп можно очень быстро. Очень важно то, что суп можно приготовить и очень экономно.
Подумайте, ребята какие продукты нужны для приготовления щей? Замечу, что щи можно приготовить и без мяса, рыбы, грибов, т.е. овощные или вегетарианские щи.
Сейчас каждый из вас посчитает сколько нужно потратить денег из семейного бюджета, что бы приготовить вегетарианские щи на семью из 2,3,4 человек. (раздаю карточки, на доске на слайде расчет на одного человека – задания разноуровневые по сложности)
Слабым- задание вычеркнуть лишние продукты в рецептуре вегетарианских щей.
Слайд №15 (состав вегетарианских щей)
Межпредметная связь с математикой (совершенствование вычислительных навыков).
Связь изучаемого материала с жизнью (практико – ориентированный подход)
РАЗДАЮ карточки с экономическим заданием
Задание для слаб.(Вычеркнуть лишнее или добавить недостающие продукты в рецепте щей)
13. Вывод: Значение в питании супов велико. Они являются важной составляющей правильного питания. Вот почему их необходимо включать в повседневный рацион питания.
Первых блюд в русской национальной кухне и в кухнях народов мира – великое множество.
Разноуровневое задание:
А какие первые блюда вы знаете, кто больше запишет названий первых блюд в тетрадь?
Слабым ученикам из готового списка блюд выбрать и записать только первые блюда.
Вооружившись знаниями вы можете помочь своим близким правильно питаться, при этом сохраняя свое здоровье и не тратя лишних денег, экономя бюджет.)Съел суп- и много здоровья взамен.
Съел сухомятку - к болезням отправился в плен. Слайд №16 (стихи концовка)
Коррекция и развитие долговременной памяти
ЗАДАНИЕ «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ И ЗАПИШЕТ В ТЕТРАДЬ НАЗВАНИЙ ПЕРВЫХ БЛЮД?»