Конспект урока живой мир на тему Вода в природе (2 класс)
Учитель: Щедрина Л.А.
Живой мир
2 класс
Тема урока: Вода в природе.
Цель: содействовать расширению знаний о воде как об одном из самых важных
условий жизни на Земле.
Задачи:
закрепить осознание особой важности воды для всего живого на Земле;
повторить материал о разнообразии видов водоемов и источников питьевой
воды;
обобщить знания обучающихся о свойствах воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного;
формировать представления обучающихся о трех состояниях воды в природе;
рассмотреть причины загрязнения водоемов и меры по сохранению чистоты
воды;
формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, делать
выводы.
формировать коммуникативные навыки обучающихся при работе в группах; воспитывать бережное отношение к воде.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел сейчас звонок
Начинаем мы урок.
А какой? (Живой мир).
Хочу пожелать внимания,
Активности, старания.
Сообщение темы урока.
Отгадайте загадку.
Меня пьют, меня льют.Всем нужна я,Кто я такая? (Вода)
- Сегодня мы поговорим о воде. Обобщим наши знания, полученные вначале года, узнаем что-то новое. Мы отправимся в путешествие по морям, по волнам, в ходе которого вам необходимо будет отвечать на поставленные вопросы и в конце урока сделать выводы, ответив на главный вопрос «Что узнал я о воде?» А что бы вам было легче работать, гость нашего урока будет у вас перед глазами. (Поставить стаканы с водой перед каждым учеником) Вы готовы?
Итак, прочитайте слова. Выберите нужное слово, которое указывает на вид транспорта, на котором мы отправимся в путешествие.
наземный
водный
подземный
воздушный
- А теперь соберите необходимый вид транспорта (Кораблик)
Открыть доску.
- Отправляемся в путешествие. Кораблик должен развести все вопросы, на которые вы должны в ходе урока ответить и затем вернуться обратно. Поплыли!
- Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Где встречается вода на Земле?
- Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Воды на нашей планете большое количество, но, увы, не всю её можно пить, так как она в основном солёная. А человек пьёт пресную воду, которой на нашей планете мало.
1. - Итак, первая остановка и первый вопрос
- Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на картинку, а на обратной стороне её соберите слово из букв.
оезорблоотопурдоеканркаемрое
(Обучающиеся прикрепляют картинку к названию отгаданного водоёма)
- Всё это – водоёмы.
- Какая река протекает в Острове? А озеро?
Вывод: итак, где встречается вода на земле?
- А как попадает вода в водоёмы?
- Поиграем в интересную игру, вы превратитесь в маленькие капельки дождя.
(Звучит музыка, напоминающая дождь)
Я мама-Тучка, а вы её детки капельки, которым пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в море (дети движутся по кругу). Плавали, плавали капельки в море, а потом вспомнили, что мама наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими и потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме Тучке. Итак, происходит постоянно. Это круговорот воды в природе. Подробнее с этим вы познакомитесь в старших классах.
В каких состояниях бывает вода?
2. Поплыли дальше. Остановка и вопрос.
Если забыли, прочитайте.
еонзарбоозагеодрёвтеокдиж
(твёрдое, жидкое, газообразное) Если дети угадали, карточку перевернуть и прикрепить правильное название. Отгадайте загадки и определите состояние воды, прикрепив рядом ваши картинки.
1. Не пешеход, а идёт, 2.Рыбам зиму жить тепло:Мокнут люди у ворот. Крыша - толстое стекло. (Лёд)Ловит дачник его в кадку. Очень трудная загадка? 3.Рассыпался горох(Дождь) На семьдесят дорог: никто его не подберёт. (Град)
4.Висит за окошком кулёк ледяной. 5.Бел как мел,
Он полон капели и пахнет весной. С неба прилетел.
(Сосулька) Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)
6.Утром падаю всегда –
Не дождинка, не звезда - 7.Не колючий, светло-синий
И сверкаю в лопухах По кустам развешан ... ( Иней)
На опушках и лугах. (Роса)
8.Седой дедушка у ворот.Всем глаза заволок.(Туман)
Вывод.
Какие знаете свойства воды?
3. Поплыли дальше. Остановка и вопрос.
- Для определения свойств воды, проведём опыты. (У каждого обучающегося стакан с водой). Вы будете работать в группах, выполняя задание, которое получите. Затем вы должны сделать вывод. (Учитель проходит по рядам, дети выбирают карточку с заданием: определите вкус, прозрачность, запах, текучесть)
Звучат выводы, учитель прикрепляет карточки с названиями свойств воды.
Тёплая
Холодная
Горячая
Комнатная
Кипяток
Ледяная
4. Кораблик плывёт дальше. Что- то нам стало холодно. Покажите как вам холодно. А теперь жарко, изобразите. А теперь обычное состояние. И сразу возникает вопрос
Какая бывает вода?
- А теперь проверьте себя, всё ли правильно вы назвали?
Зажгите фонарик возле опасного для человека состояния воды.
Почему так решили? Будьте осторожны. Вода может стать для нас
как другом, так и врагом.
5. Плывёт дальше кораблик и остановка, что бы выяснить
Кому нужна вода?
Стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»
- Кто не может прожить без воды? (Картинка: человек, животные, растения)
Давайте поразмышляем, почему?
Стихотворение «Если руки ваши в ваксе».
- Да, действительно, мы день не можем прожить без воды. Она наш друг и помощник. А задумывались ли вы, что на нашей планете всё меньше и меньше пресной воды, т.е. питьевой. Вы должны экономить воду и не тратить её понапрасну.
Как беречь и охранять воду?
6. Плывём дальше, чтобы выяснить,
- Закройте кран, если из него капает вода. За час набирается стакан воды, а за сутки ведро.
- А сейчас закройте глаза, и послушайте, о чём вам решила поведать вода. Чем она обеспокоена. Будьте внимательны.
(Звучит запись «Журчание воды»)
"... Раннее утро. Вы вышли из палатки и очутились в сказке. Лучи солнца проникают через листву деревьев, и капли росы начинают переливаться миллионами огоньков, предвещая прекрасную погоду. Где-то над вашей головой щебечут птички, на берегу папа моет вашу машину. Как будет здорово вернуться домой на чистенькой, сверкающей машине. Мама что-то стирает. От порошка получилось много воздушной пены, как весело качаются на воде эти белоснежные барашки!
День пролетел, как одно мгновение. Вас переполняет счастье. Вы взяли бумагу, написали письмо о том, как вы здорово провели день, положили послание в пустую пластиковую бутылку и забросили её подальше от берега. Волны обязательно доставят ваше письмо к другому человеку, и он, быть может, порадуется за вас..."
- А теперь постарайтесь сохранить это ощущение радости в себе и откройте глаза.Скажите, пожалуйста, всё ли было так замечательно в нашей сказке?
2955290100330
- Расшифруйте знаки,
которые укажут нам на то,
как не надо относиться к воде.
-
Вода наш помощник, но она может таить в себе много опасностей. А какие, узнаем, когда сделаем последнюю остановку.
Как вести себя на воде?
7.
- Скоро лето. Вспомним правила поведения на воде. Какие правила знаете?
Закрепим основные.
Нельзя нырять с мостов;
Нельзя прыгать с берега;
Нельзя далеко заплывать;
Нельзя играть на воде без взрослых;
Нельзя подплывать к лодкам;
Маленьким детям нельзя ходить одним на водоёмы.
Итог урока.
Наш кораблик завершил своё водное путешествие, доставил все вопросы по назначению и вернулся обратно в порт. А мы вспомним наше водное путешествие и расскажем, что интересного узнали о воде, ответив на главный вопрос урока «Что узнал я о воде?»
Выставление оценок.