Конспект урока русского языка Отличия художественного стиля от других стилей. Изобразительно-выразительные средства: тропы и фигуры речи. Лингвистический анализ художественного текста


Предмет: русский язык урок: 31. Класс: 10
Тема: Отличия художественного стиля от других стилей. Изобразительно-выразительные средства: тропы и фигуры речи. Лингвистический анализ художественного текста.
Предмет Русский язык
Класс 10
Тема Изобразительно-выразительные средства: тропы и фигуры речи. Лингвистический анализ художественного текста
Цель обобщить и систематизировать знания учащихся по теме
Задачи 1. повторить и обобщить теоретические сведения о стилях речи2. развивать умение логично и последовательно мыслить;
3. воспитывать любовь к родному краю.
Ожидаемый результат знают признаки художественного стиля, приводят примеры
Ход урока Действия учителя Действия учащихся
Стадия вызова
- Психологический настрой.
- Проверка домашнего задания: вопросы Желают друг другу успехов
Отвечают на вопросы
Стадия осмысления.
- Самостоятельное изучение темы
Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.
Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. (А волны моря с печальным ревом о камень бились).
Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял).Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно).
Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. (Читал Толстого. Три тарелки супа съел).Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны).
Гипербола – преувеличение. (В сто сорок солнц закат пылал).
Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить).
Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова? - обращение к Ослу)
Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса – хитрость, Змея – коварство).
Олицетворение – перенесении свойств человека на неодушевленные предметы. (Утешится безмолвная печаль).
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).
Стилистические фигуры – выразительные средства языка. Служат для создания образной речи, усиления выразительности. Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения
Анафора – повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Эпифора – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия.
Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.
Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.
Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный.
Эллипсис – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.
Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.
Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя.
Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов.
Бессоюзие – намеренный пропуск соединительных союзов, что придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины
- упр. 637
-упр. 644 Работают в парах
Работа с упр по 3 б.
Стадия рефлексии
Сегодня на уроке
я попробую…
мне захотелось…
я смог…
- Домашнее задание:
упр. 365 Оценивают подсчетом баллов.
«5» - 9 б.
«4» - 8 б.
«3» - 7 б.