Сообщение на педагогическом совете Личностно – ориентированный подход как основа формирования жизненной компетенции и социализации воспитанников в школе VIII вида.
Выступление на педсовете на тему:
Личностно – ориентированный подход как основа формирования жизненной компетенции и социализации воспитанников в школе VIII вида
Выступление подготовила: Е.В. Сапелкина
2011г.
Личностно – ориентированный подход как основа формирования жизненной компетенции и социализации воспитанников в школе VIII вида
Личностно- ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей
Обучение и воспитание может быть успешным, если учитывается уровень развития психических и физических возможностей детей, как целостный коррекционно – образовательный процесс.
Для этого необходимо учитывать индивидуально – личностные особенности каждого воспитанника: его интересы, мотивы деятельности, привычки, самооценку, положение в классе, отношение к одноклассникам, учителям, учебе, труду, игре , для создания оптимальных условий развития ребенка.
ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ЯВ-СЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИАГНОСТИКО – КОРРЕКЦИОННОГО И МЕДИКО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ.
В специальной школе общедидактические принципы обучения реализуются с учетом особенностей всего учебного процесса, и в первую очередь его коррекционной и практической направленности.
Личностно – ориентированное обучение базируется на основных принципах:
Принцип развивающего обучения Принцип систематичности , принцип научности
Принцип индивидуализации в обучении особенно важен в работе с уч-ся коррек. школы Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение уч-ся и разработку, соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей
принцип дифференцированного подхода, на основе которого выделяются группы уч-ся по степени усвоения уч. материала Разработанная классификация М.С. Певзнер в основу которой была положена структура дефекта. Другой подход к делению уч-ся на группы с целью определения путей коррекции дефектов их развития разработан в исследованиях В.В. Воронковой. В основу положены нарушения психофизических функций.
Субьектно – личностный подход – отношение к каждому ребенку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Диагностическое изучение детей проводится в ходе всего обучения. Это необходимо для индивидуализации, выборе методов, средств и путей коррекционного воздействия наиболее соответствующих особенностям ребенка, а так же своевременному внесению необходимых изменений в коррекционно – педагогический процесс
Педагогам и «узким» специалистам нужно хорошо знать потенциальные и актуальные возможности каждого воспитанника, его трудности, чтобы умело организовать обучение, осуществляя индивид. И дифференц. подход с целью возможно большего продвижения в обучении и развитии каждого школьника.
Значительную помощь в осуществлении систематического изучения воспитанников могут оказать ДДН.
Ведение ДДН определяется целью отслеживания поведенческих, учебных и трудовых особенностей уч-ся, корректировкой коррекционно- образовательного и воспитательного маршрута для осуществления максимальной адаптации и социализации ребенка с огран. Возм. Здоровья.
Чтобы коррекционная работа была более эффективной, необходимо активное сотрудничество всех специалистов школы, т. К. перед педагогами стоят единые цели и задачи в обучении и воспитании детей с проблемами в развитии. Огромное значение имеют единые педагогические требования, поэтому необходим тесный контакт в работе всех специализированных служб: психолог, логопед, соц. пед.
Каждый педагог планирует свою коррекционную работу с уч-ся, опираясь на свой предмет, но в то же время координирует их с целями других специалистов. Выявленные особенности не просто констатируются, но анализируются с целью установления их причин и определения путей психолого – педагогической коррекции.
В ДДН фиксируется отмечаемое явление, факт, а так же педагогические приемы , которые используются с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Количество записей зависит от сложности случая от 2-3 раз в месяц до ежедневного ведения
Полезно фиксировать в ДДН реакцию воспит. На приемы пед. Воздействия, отдаленные результаты , взаимодействие с проблемными учениками.
ДДН – это отражение психического развития ребенка один из способов взаимодействия между педагогами работающими с ребенком, возможность психологов, учителя или воспитателя анализировать и планировать свою работу. Поэтому грамотное ведение коррекционного дневника является залогом успешной работы педагогов.
Ведение ДДН позволяет видеть динамику развития детей, планировать индивидуальную коррекционную работу, использовать записи при обсуждении на заседаниях консилиумах, в выборе профиля трудового обучения, составлении индивидуальной коррекционно – развивающей программы.
Карта комплексного психолого – педагогического и медико – социального сопровождения для своевременного выявления детей с проблемами в развитии, квалифицированной характеристики имеющихся трудностей в обучении и поведении и предоставления им адекватной коррекционно – развивающей помощи.
Карта носит комплексный характер и отражает деятельность различных специалистов, включает в себя виды работ по сопровождению, как с воспитанником, так и с его окружением
Карта заполняется на основе данных психолого – педагогического и социального обследований, мед. Заключений на каждого воспитанника на период его пребывания в ОУ.
КАРТА ВКЛЮЧАЕТ ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ:
Общие сведения о ребенке
Сведения соц. характера
Образовательный маршрут
Состояние здоровья ребенка
Данные обследования специалистами
Заключения псих.-медико –педагогич. Консилиума с указаниями выявленных проблем и направлений реализации программы сопровождения
Программы психолого – пед. И мед.-социальн.сопровожд.
Все виды работ проводимых с воспитанником и его семьей, с указанием результативности
Необходимо вести карту индив. развития ребенка где вся работа специалистов будет отражена и каждый специалист, пользуясь данными и рекомендациями других, будет использовать их в своей работе видеть результат, тогда работа будет отражена в единстве всех звеньев цепи учебно – воспитательного и коррекционного процессов
Вывод: Можно сделать вывод, что личностно – ориентированное обучение играет важную роль в системе коррекционного образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, становление самосознания, самореализации.
Активизировать работу всех специалистов ОУ, для реализации единого целостного уч- воспит. и коррек. – разв. процесса.
15