Интегрированный урок русского языка и литературы на тему Комплексный анализ текста(1 курс или 10 класс)


Интегрированный урок (русский язык + литература) на тему:
«Комплексный анализ текста»
Вид: урок-практикум.
Тип: урок формирования умений и навыков.
Эпиграф к уроку: В жизни всегда есть место подвигу 
Цель:
Образовательная: формировать надпредметные образовательные компетентности у студентов, развивать умение комплексно анализировать текст.
Развивающая: развивать аналитическое и творческое мышление, речь, внимание студентов, навыки самостоятельной работы со словарями.
Воспитательная: воспитывать нравственные качества личности, патриотизм, ответственность за свои поступки.
Оборудование: текст для анализа (отрывок из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” – легенда о Данко), презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап.
1) Орг. момент. Целеполагание.
Тема выбрана неслучайно. Текст – одна из основных единиц речи. А комплексный анализ теста позволяет актуализировать знания учащихся по различным темам, проводить как внутрипредметные, так и межпредметные связи, в первую очередь с уроками литературы.
Озвучивание целей.
2) Вступительное слово преподавателя. Беседа.
– Прочитайте эпиграф. Кому принадлежат эти слова? (старухе Изергиль, М. Горькому).
- Действительно, эти слова принадлежат главной героине раннего романтического рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль», который был написан в 1894 году, в тяжелое и неопределенное время, когда над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия.
Горький в это время заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое…».
Тема свободного человека – главная тема рассказа Горького «Старуха Изергиль», но в легенде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького интересует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя».
- Вспомните, какой подвиг совершил Данко.
– Что такое подвиг? (героический, самоотверженный поступок – С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, с. 533)– Сделайте морфемный разбор слова подвиг.
– Подберите к нему однокоренные слова (двигать, движение души)
II. Операционно-содержательный этап.
1) Работа с текстом.
Чтение вслух (от слов: “…Что сделаю я для людей?!...” до слов: “…И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…”
Анализ текста.
– Мы проанализируем текст на лексическом, морфологическом, фонетическом, синтаксическом уровнях; пронаблюдаем, какие средства помогают раскрыть тему.
Докажите, что это текст (предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены общей темой – подвиг Данко).
Определите тему и идею.
Тема - подвиг Данко.
Идея - своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к людям.
Определите стиль, обоснуйте свое мнение (художественный: образность – образы людей, Данко, солнце, лес, река, степь, трава; использование изобразительно-выразительных средств языка). Тип речи? (повествование с элементами описания)
2) Работа в группах.
Проанализируем текст с точки зрения лексики (1 группа).
– Что изучает лексика?
– Найдите в тексте контекстные синонимы, антонимы. Для чего использует их автор в тексте? (синонимы: солнце – факел любви к людям, свет, горящее сердце)
– Почему похожи эти образы? Что такое факел? Горящее сердце? (горит, как факел, освещая путь людям. Стремление к свободе, свету)– Какие образы противопоставляются? (антонимы: солнце – тьма, гнилой зев болота, гроза – солнце, степь, золотая река). Добро в жизни всегда рядом со злом.
Средства художественной выразительности (2 группа)
– Найти в тексте эпитеты, олицетворения, сравнения
( эпитеты: горящее сердце, чудесное зрелище, смелое сердце;
олицетворения: лес удивленно качал вершинами, лес замолчал, лес расступился, вздыхала степь).
– Почему лес “удивленно качал вершинами”? Чему удивился?
Сравнения: как солнце (сердце), золотом сверкала роса, как кровь; антитеза: темный лес – солнечный свет ” – Почему “радостный” взор?
Риторический вопрос: “Что сделаю я для людей?!”
– Что сделал для людей Данко?
Анализ текста с морфологической точки зрения (3 группа).
– Выписать глаголы из текста, показать, что они передают. (Движение, быстроту действия навстречу свету, подвигу).
Группы отвечают на вопросы, отчитываются о выполненных заданиях.
3) Фронтальная работа
Обратим внимание на фонетические средства выразительности.
– Как называется повтор согласных звуков? (аллитерация: р, л, щ, с, з, в – громкие звуки, похожие на раскат грома, свистящие и шипящие звуки передают быстроту, свист ветра, бег людей)
– Как называется повтор гласных звуков? (ассонанс: открытые звуки)
Всмотримся в синтаксические особенности текста.
– Какие предложения использует Горький для описания подвига Данко? Для какого стиля характерны такие предложения? (простые осложненные, восклицательные, вопросительные – это черта художественного стиля.)
4) Групповая работа (работа у доски)
Задание для 1 группы:
– Записать слова в транскрипции: ярко, солнце, сердце, вперед.
Задание для 2 группы:
– Выполнить синтаксический разбор предложения:
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Задание для 3 группы:
– Выполнить морфологический разбор слова «подвиг».
5) Фронтальная работа
– Какому герою из рассказа “Старуха Изергиль” он противопоставлен? (Ларре)
Старая мудрая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он в жизни сделал полезного, за что он требует себе благ: ведь "за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью". В этом нравственно-философская основа легенды о Ларре. Те, кто живет не для людей, кто ставит себя выше всех остальных, - это лишь тень человека. Вот что рассказывала об этом смелом и гордом юноше старая Изергиль: “В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”.
– Образ Данко романтический? Верим ли мы в его мужество, решительность, самопожертвование?
– Почему в жизни всегда есть место подвигу?
В своем любимом романтическом герое Данко Горький подчеркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту. Мы верим писателю, потому что всегда, в любую эпоху, есть благородные люди, способные пожертвовать собой ради счастья своего народа.
- Приведите примеры подвига из вашего личного опыта или литературных произведений.

Действительно, ваши примеры показывают, что в жизни всегда есть место подвигу. В критических, трудных жизненных ситуациях всегда находятся люди, совершающие героические поступки.
Бывает подвиг человека, а, когда мы говорим о ВОВ, то говорим о подвиге целого народа, советского народа. Старики, женщины, дети, - все от мала до велика встали на защиту Родины от фашистских захватчиков и победили. Победили благодаря героизму, самоотверженности наших дедов и прадедов, их готовности жертвовать собой, совершать подвиги ради «жизни на земле», как писал А. Т. Твардовский, ради грядущих поколений, нас с вами.
Мы должны помнить об этом, гордиться нашей историей и знать, что каждый из нас несет ответственность за свои поступки.
Горький писал еще о том, что только лишь малая часть тех, ради которых ты совершил подвиг, могут оценить его, только те, которые сами способны на это.
Не сомневаюсь, что этому небольшому произведению суждено трогать сердца многих поколений людей, ведь оно заставляет задуматься над смыслом человеческой деятельности, смыслом жизни вообще.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
1) Рефлексия.
2) Домашнее задание.
Написать сочинение-эссе на тему: “Что я сделаю для людей” или “В жизни всегда есть место подвигу” (на выбор)
3) Оценивание учащихся, подведение итогов.