Речевые игры (элементы речевой игры) по формированию произношения и развития речевого слуха на индивидуальных занятиях.


Речевые игры ( элементы речевой игры) по формированию произношения и развития речевого слуха на индивидуальных занятиях.
Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач, решаемых в процессе обучения. Полноценное включение детей с нарушенным в общественно – полезную деятельность, в общество окружающих их слышащих людей в значительной мере зависит от степени овладения детьми словесной, в частности, устной речью.
Основными задачами работы по развитию слухового восприятия школьников с нарушенным слухом являются: максимальное развитие их остаточного слуха, создание на базе развитого слуха качественно новой слухо – зрительной основы для восприятия ими устной речи, а также использование слухового восприятия для приближения произношения обучающегося к естественному звучанию живой, выразительной речи нормально слышащих и говорящих людей.
Развитие речевой коммуникации, предусмотренной на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения, ведётся при широком использовании диалогов, представляющих типичные ситуации общения школьников, которые содействуют закреплению сформированных навыков восприятия и воспроизведения речи, развитию желания и умений общаться на основе устной речи.
На индивидуальном занятии используются различные виды работ:
Работа с табличками.
Выполнение поручений.
Ответы на вопросы.
Восприятие фразы на основе догадки.
Работа над текстом.
Работа по закрытой и открытой картинке.
Отгадывание картинок.
Слуховые диктанты.
Для закрепления речевого материала в различных видах работ используются речевые игры, которые создают необходимую мотивацию овладения речевым материалом.
Речевые игры развивают речь глухого ребенка, решают множество задач: развивают сообразительность, находчивость, внимание, вырабатывают остроту реакции, заставляют вспоминать пройденное, закрепляют и пополняют словарь, упражняют в чтении с губ. Встречается много игр, в которых приходится сталкиваться с работой над буквой, слогом, словом и фразой.
Используются следующие виды игр:
- Игры на закрепление словаря;
При подборе слов для речевых игр, берутся слова, которые обучающийся хорошо произносит; слова комбинируются так, чтобы они различались на слух и в тоже время состояли из звуков, которые обучающийся умеет произносить. Игра «Верно-неверно», которая вызывает особый интерес у учащихся. Например: учитель показывает картинку «карандаш» и говорит: «это ручка?». Ученик дает положительный или отрицательный ответ.
- Игры направлены на восприятие предложений;
Упражнения на слуховое восприятие предложений, в которых каждый раз меняется один элемент, а обучающийся в начале восприятия и распознавания предложений смотрит на педагога и картинку, или на картинку и ждёт.
Пример: Мама плывёт (вяжет, спит, идёт).
— У Анны мяч (рыба, часы,...).— У Вовы машина (мишка, мяч, утка).
— Кошка идёт вон (или домой), пёс идёт вон (или домой).
— Вова любит маму (папу, бабу, пса).
— Лампа тут (там), сумка тут (там).
— Анна, кошка, утка, аист — ловит рыбу.
— Мама, папа, баба, Вова — метёт пол.
— Мама (папа, пёс) ест яйцо, ест рыбу, ест мясо.
Перед учеником кладут четыре картинки, он смотрит на них, слушает и показывает. Постепенно высказывание меняется и расширяется.
Пример: Рыба плывёт, утка плывёт.
• Плывёт рыба, жёлтая рыба плывёт;
• плывёт рыба, плывёт в воде, жёлтая рыба плывёт в воде;
• синяя рыба плывёт в воде, жёлтая рыба плывёт в море;
• жёлтая рыба плывёт в воде, синяя утка плывёт в море;
• жёлтый рак не плывёт в воде, жёлтый рак плывёт в море.
Обучающиеся хорошо запоминают слова и предложения на основе слушания и используют их в речи.
- Игра-поручение (с предлогами);
Берём какую-то мелкую игрушку, например, рыбку или авто и разные предметы, в которые можно эту игрушку спрятать, поставить в них или на них. Например, шапку, сумку, корзину, платок, что дети могут назвать.
Садимся снова за стол с ребёнком. Сначала упражнение «видимое», а затем закрываемся экраном, чтобы ребёнок не видел, когда мы говорим.
- Диалогические игры;
Рассказ, в котором есть диалог, повторяется много раз. Когда ученик усвоит и введёт в свою речь данные выражения, переходим к более длинному рассказу (снова с картинками), вводя упражнения на слуховое восприятие, в которых диалог много раз повторяется от разных лиц.
- Игры на выделение букв в словах, на составление и придумывание слов;
Предлагается назвать картинки, которые начинаются на определенную букву
Составление нового слова
Из предложенных слов, взять от каждого слова первый слог и составить новое
Из предложенного педагогом слога, придумать слово
Игра «наборщик» - ученику предлагается слово, на каждую букву которого нужно составить как можно больше слов (имен существительных)
Составить слова из букв данных вперемежку
Отыскать потерянные буквы в слове
Поиск признаков сходства и отличия ( например, карандаш – ручка)
Подбор противоположных по смыслу слов
И др.
- Работа над предложением;
Поиск ошибок в тексте. Задание предполагает поиск в тексте различных ошибок – как грамматических, так и логических. (например, Мроз схватывает вас занос, щиплет уши)
Составление предложений, пословиц, поговорок из деформированного текста
Составление предложений из словосочетаний таким образом, чтобы получился связный текст
Отгадывание ребусов
Речевой материал для игр отбирается на основе пройденного материала и индивидуальных возможностей и особенностей ученика.