МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра иностранных языков


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА





Выполнил:

преподаватель кафедры иностранных языков
Логовченко Ольга Евгеньевна










г. Славянск-на-Кубани
2010 г.

Оглавление


Введение


1.1. К истории возникновения проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе


1.2.. Эволюция системы обучения - общеисторический аспект. Роль носителя информации в историческом плане.


1.3. Интеллектуальные предпосылки компьютерного обучения.


1.4. Личностный аспект проблемы восприятия информации.


1.5. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.


2. Информационные коммуникационные технологии в образовании: развитие творческой личности в учебном процессе.


2.1. Интерактивные технологии.


2.2.Исследовательские способы в обучении.


2.3.Проектные способы обучения.


2.4.Мультимедиа технологии.


2.5.Электронные книги и обучение в веб


2.6. Блоги


2.7. Интернет


3. Из опыта применения ИКТ на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых факультетов Славянского-на-Кубани государственного педагогического института


Заключение


Список литературы


Введение
Актуальность исследования. В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения иностранным языкам с использованием современных информационных технологий. Использование новых информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки специалистов, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению студентов с учетом их индивидуальных особенностей. Средства новых информационных технологий позволяют осуществлять взаимодействие между преподавателем и студентом в диалоговом режиме. Такое взаимодействие облегчает процесс обмена информацией. Сочетание традиционных методов и средств обучения с современными компьютерными технологиями способствует повышению успеваемости студентов, стимулирует развитие самостоятельной работы.
Из анализа трудов по методике обучения ИЯ следует, что современная тенденция обучения языкам предполагает коммуникативную направленность, развитие навыков и приобретение умений пользования языком, а не приобретение и накопление определенной суммы грамматических правил и лексики. Обучение (коммуникации) общению предполагает формирование коммуникативной компетенции, что в современной методике считается самым высоким уровнем овладения иностранным языком. Но вместе с тем, мы видим проблему в том, что в последнее время все внимание уделялось только коммуникативной стороне владения языками в сфере бытового общения, причем профессионально-деятельностная сторона иноязычного общения осталась вне поля зрения преподавателей и методистов.
Изменившиеся целевые установки, проблемы поиска новых методик, пересмотр содержания обучения, кардинальное обновление методической системы иноязычного профессионально-ориентированного обучения, стоящие перед методикой обучения иностранным языкам определяют цель нашего исследования: повышение эффективности процесса обучения иностранным языкам путем использования информационных технологий.
Объект исследования – процесс обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах.
Предмет исследования – информационные технологии в процессе обучения иностранным языкам в вузе.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать российский и зарубежный опыт использования новых информационных технологий в преподавании иностранных языков.
2. Проанализировать существующее программное обеспечение информационных технологий в области преподавания английского языка и возможности их применения в данном исследовании.
3. Определить педагогическую потребность применения ИКТ при обучении иностранному языку на неязыковых факультетах.
Научная новизна исследования состоит в:
выявлении новых возможностей программного обеспечения информационных технологий в преподавании английского языка;
усовершенствовании методик обучения иностранным языкам в вузе, повышающим качество образовательного процесса;
Теоретическая значимость исследования заключается в:
возможностей эффективной реализации программ обучения английскому языку;
развитии дидактического подхода к компьютерным технологиям обучения английскому языку на неязыковых факультетах.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
разработанная и апробированная модель реализации процесса обучения иностранным языкам с помощью компьютерных технологий позволяет оптимизировать ее содержание в научном контексте и повысить эффективность усвоения материала конкретной дисциплины “иностранный язык” обучающимися;
полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы средними и высшими учебными заведениями для оптимизации содержания преподаваемого английского языка с целью повышения качества образовательного процесса.
1.1. К истории возникновения проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала и знаний, что, в конечном счете, определяет общий уровень развития общества. И главным ускорителем его развития становится информатизация. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогической науке. Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Возникнув вместе с появлением компьютера, т.е. в последние два десятилетия, она не может использовать опыт прошлых веков и тысячелетий, как это делается в классической педагогике, и вынуждена развиваться только "изнутри", формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых сферах - философии, психологии, педагогике и методике. Это обстоятельство, в сочетании с крайней практической необходимостью, придает проблеме компьютеризации образования повышенную актуальность, выводит ее на первое место в группе первоочередных задач современной педагогики.
С первых шагов появления ПК (персонального компьютера) опережающая мысль конструкторов и писателей-фантастов создала легенду о "думающих машинах", интеллектуальные возможности которых намного превышали реальные возможности первых ЭВМ [12, 45]. Однако последовавший за тем необычайный по своей скорости процесс развития компьютерной техники приблизил компьютер к рядовому пользователю и сделал реальной проблему широкого использования ПК в повседневной жизни, в разных сферах человеческой деятельности. Способность современного ПК предъявлять и обрабатывать абсолютно любую по виду и содержанию информацию естественным образом поставила вопрос о возможности его применения в педагогике.
Наиболее важным в принципиальном отношении свойством ПК является то, что он вводит в мир новый способ сохранения и распространения информации – цифровую магнитную запись, и, соответственно, - новые носители информации (дискету, компакт-диск, магнитооптический диск). Любой новый материал вместе со своим появлением вызывает к жизни и соответствующие способы его обработки. Цифровая магнитная запись на магнитных носителях вызвала появление огромной сферы технологий ее распространения и обработки, которые, в силу своей абсолютной новизны, получили собирательное название "Информационно - коммуникационных технологии" (сокращенно - ИКТ). Овладение этими технологиями, умение поставить их на службу педагогике и добиться эффективного использования предоставляемых ими богатейших возможностей - это внешняя, техническая сторона проблемы компьютеризации обучения [3, 71].
Другой гранью проблемы компьютеризации образования является необходимость глубокой научной проработки всех аспектов компьютеризации учебного процесса. Появление компьютера вызвало необходимость фундаментального исследования самой физиологии нового трудового процесса (длительная работа за ПК), своеобразия процесса восприятия и усвоения компьютерной информации, изменений в механизмах работы памяти (мнемотехника), разработки новых санитарно-гигиенических норм для занятий с компьютером в условиях школы, и т.п. Кроме того, компьютерные материалы, в силу их высокой специфичности, вызвали к жизни огромное количество разнообразнейших методических новаций. Глубокий анализ всего комплекса имеющихся наработок, выявление в них принципиальных основ и объединение в целостную систему научных представлений о педагогике наступающего 21-го столетия - это вторая, несравненно более значительная и масштабная грань проблемы компьютеризации образования.
1.2.. Эволюция системы обучения - общеисторический аспект. Роль носителя информации в историческом плане.
По устоявшейся в исторической науке традиции все существовавшие когда-либо образовательные системы обычно рассматривались только и исключительно с позиций их социальной детерминированности. Появление компьютерных носителей информации и связанных с ними новых форм интеллектуального труда позволило взглянуть на этот вопрос с иной стороны - с позиций того или иного носителя информации, являющегося в каждую конкретную эпоху реальной материальной базой учебного процесса и диктующего свои формы и методы педагогической работы. Рассмотрим в историческом плане, как влияет тот или иной носитель информации на формы и методы обучения [5, 67].
В дописьменный период (в эпоху до изобретения и широкого распространения письменности) все накопленные знания сохранялись только в устной традиции, т. е. Человек был одновременно и творцом, и носителем, и передатчиком знаний. И отсюда же возникло представление об Учителе, каждое слово которого нужно было тщательно многократно обдумывать, обсуждать и истолковывать. Параллельно возникло другое представление – для завершения своего образования, каждый человек должен совершить путешествие, чтобы его представление о мире опиралось в какой-то мере на личные впечатления и размышления, а не замыкалось только на суждениях его Учителя.
Изобретение письменности стало поворотным моментом в развитии мысли, оно позволило ее фиксировать, позволило сделать проверяемыми, объективными и стабильными. Оно же значительно облегчило процесс передачи знаний, поскольку появился материальный носитель информации. Знания материализировались, обрели предметную сущность, и их стало возможно передавать в прямом смысле этого слова. При этом изменилась роль учителя: из единоличного хранителя и носителя знаний он превратился в истолкователя книжных знаний. На этой стадии были и значительные отрицательные моменты:
а) Создание письменности и первоначальной литературы происходило в очень сложных условиях религиозно-политической борьбы. Первые книги (рукописные!) в силу своей исключительности обслуживали практически только потребности церкви и высшей государственной власти, в связи с чем процесс их создания и содержательного наполнения формировался достаточно однобоко. Именно поэтому такими редкостными событиями в истории стали библиотека А. Македонского, библиотека И. Грозного, которые содержали в своих фондах не только священные писания и их толкования, но также летописи, труды по астрономии, медицине и даже художественную литературу.
б) впервые появилась возможность официального существования лжемудрецов, прячущих отсутствие рассудительности за ссылками на книги.
Имеет смысл обратить внимание на появление терминов «софистика» и «талмудистика».
Софистика (мудрствование) – искусство доказывать что угодно путем превращения логических цепочек.
Талмудистика – часть теософии, занимающаяся истолкованием текстов талмуда.
Положительные моменты появления письменности:
1) Появилась возможность непосредственного обращения человека к знанию через книгу, а не только через личность учителя-мудреца.
2) Появилась возможность чтения книги вслух и коллективного прослушивания книжных текстов как предпосылка будущей классной системы.
3) Появилась возможность копировать книгу и т. о.:
а) распространять ее влияние на большую группу людей,
б) переносить знания в другие области и регионы в неискаженном виде.
Параллельно возникла профессия переводчика; сначала ими были известные специалисты по проблемам, описанным в книге, позднее – просто грамотные люди, специализировавшиеся на переводах.
Печатная книга произвела революцию в сфере интеллектуального труда. Если отвлечься от историко-социальных мотивов, то именно она, по существу, сделала возможным появление класса интеллигенции. Именно она стала материальной основой для создания государственных систем образования. Именно она позволила сформировать классно- урочную систему и учебный процесс в его нынешнем виде ("урок – домашнее задание – проверка")[18, 289].
В рамках классно-урочной системы организовывалась и развивалась технология процесса обучения. Если отвлечься от психологической стороны, то эта технология сводилась к формированию и совершенствованию навыков работы с книгой, причем это относилось и к учителю, и к ученикам. (Навыки скорочтения, типы чтения, виды конспекта, временной режим работы, приемы закрепления и подкрепления памяти, умение организовать поиск литературы и в литературе, работа со справочными материалами и т. д.) Из приведенного перечня видно, что весь процесс учебной работы направлен на то, чтобы постепенно увеличивать роль самостоятельной работы с книгой и уменьшать необходимость прямого непосредственного воздействия учителя.
В принципе можно предположить, что педагогика вообще направлена на то, чтобы постепенно становится подрастающему человеку ненужной; она по сути своей направлена на то, чтобы человек, пройдя через систему обучения, далее сам ориентировался в безбрежном море накопленных знаний, умел найти для себя нужное и знал, как нужно работать, чтобы эти знания были им усвоены.
Появление нового способа сохранения информации (цифровая магнитная запись) и новых носителей этой информации (магнитные диски, дискеты, флоптикал-дискеты, компакт-диски и CD-ROM) можно расценивать как одно из величайших изобретений в истории человечества. Оно (как когда-то - бумага!) вошло во все абсолютно сферы интеллектуальной деятельности, принесло с собой совершенно новые представления о возможностях обработки информации, новые приемы и формы работы, новый уровень информационной обеспеченности общества. В этом смысле есть все основания говорить о наступлении эры компьютерных технологий как о новом витке цивилизации. Кстати, выражение "компьютерная цивилизация" действительно есть, оно реально существует и воспринимается вполне серьезно, совсем не как метафора [4,31].
Педагогика, являясь неотъемлемой частью любой цивилизации, берет от культуры своих эпох все свойства и ее признаки, в том числе - существующие способы хранения информации и ее обработки. Поэтому компьютерная цивилизация вполне логично и необходимо должна придти к компьютерной педагогике. Это - в общем плане. А конкретно - проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы, немыслимых и невозможных при традиционных методиках. Появление специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых коммуникаций в самых разных масштабах, от класса до Internet, создание интерактивных обучающих программ и тренажеров - все это вместе открывает перед обучающимися такой спектр учебных действий, обращение к которому полностью видоизменяет лицо учебного процесса. Так же значительно выглядят изменения и в формах работы учителя - компьютер в состоянии полностью изменить структуру и методы его личной работы вне урока (самосовершенствование, накопление и систематизация информации, подготовка к урокам и т.д.) и непосредственно на уроке. Более того - изменившиеся условия и формы работ в очень значительной степени заставляют переосмысливать и роль компьютера, и функции учителя и учеников, и характер их деловых взаимоотношений, а в дальнейшем - и самые общие организационные формы обучения. Все это вместе дает основания утверждать, что в настоящее время все мы присутствуем при рождении принципиально новых систем обучения, систем, основанных на последовательном, всеохватывающем использовании компьютерных технологий.
1.3. Интеллектуальные предпосылки компьютерного обучения.
Во всех развитых странах в настоящее время ставится специальная задача подготовки учащихся к высокоэффективной работе с ПК. Значительные различия в возможностях доступа к ПК, а, следовательно, и овладения им неизбежно приводят к возникновению еще одной, смежной с этой задачи - прогнозирования успешности компьютерного обучения и эффективности деятельности будущих компьютерных профессионалов [6, 102].
Компьютеризированное общество ставит молодых людей перед необходимостью реально оценивать свои возможности в использовании компьютера и выбирать в соответствии с этим будущую профессию. Закономерно возникает вопрос: какие именно индивидуально-психологические особенности человека оказывают определяющее влияние на его компьютерную компетентность?
Высокий уровень умственного развития, гибкое мышление, хорошая память являются благоприятными предпосылками для успешного обучения информатике. Однако своеобразие человеческой индивидуальности не исчерпываются особенностями его интеллектуальной подготовки и своеобразием познавательных процессов. На успешность обучения в целом, как известно, влияют также врожденные психофизиологические особенности школьников, такие, как сила нервной системы, определяющая работоспособность человека, и ее лабильность, определяющая скорость протекания нервных процессов.
Психолог В.Г.Зархин (17-34) специально исследовал, как проявляются указанные психофизиологические особенности учащихся в практике обучения с использованием ПК. Его наблюдения показывают, что при работе с ПК сила нервной системы решающего влияния на успешность деятельности не оказывает, хотя учащиеся с высокой работоспособностью ведут себя за компьютером иначе, нежели слабые [11, 124]. Видимо, из-за повышенной истощаемости учащиеся со слабой нервной системой недостаточно уверены в себе, намного чаще обращаются за помощью к учителю. В то же время другое свойство нервной системы - лабильность - непосредственно сказывается на особенностях компьютерной деятельности учащихся. При прочих равных условиях лабильные учащиеся с высокой скоростью протекания нервных процессов работают быстрее. Диапазон индивидуальных различий здесь очень велик.
Сходные данные приводит психолог И. В. Ермакова. Она подчеркивает, что уровень интеллектуального развития школьников играет определяющую роль при овладении специальностью "оператор ЭВМ" главным образом в начале обучения. По мере вхождения в курс все больше значение приобретают скоростные характеристики. Но всегда ли высокая скорость работы - благо? Ведь основным критерием успешности любой деятельности является ее безошибочность, точность, а отношение между скоростью и безошибочностью неоднозначно [17, 35].
Не менее значимыми являются, по словам Ермаковой И.В., такие качества, как импульсивность или ее противоположность - рефлексивность. Об импульсивности речь идет в тех случаях, когда человек сразу, не задумываясь, отвечает на внешние раздражители, легко склоняется в пользу той или иной гипотезы, не учитывая степень ее правдоподобия. Рефлексивность приписывается людям, которые, прежде чем что-то делать, внутренне опробуют гипотезы, отбрасывая те из них, которые кажутся им неподходящими, т. е. поступают обдуманно, осторожно, взвешено. Естественно, что различия по этим показателям ни в коей мере не определяют ценность человеческой личности. Реально значимыми они могут быть только в таких видах деятельности, где первостепенное значение имеет фактор времени. Что же касается процесса обучения, то использование компьютерной базы как раз и является той реальной мерой, которая может согласовать условия процесса обучения, и прежде всего его темп с индивидуально-психическими особенностями каждого отдельного школьника. В этом случае компьютер выступает как одно из эффективных средств гуманизации процесса обучения.
Многие психологи отмечают, что при работе с компьютером очень большую роль играют такие личностные особенности, как внимательность, аккуратность, тщательность, добросовестность. В принципе их можно рассматривать как универсальные, способные проявляться (или не проявляться!) у любого человека и отражаться на процессе овладения любым видом деятельности. Формирование этих качеств зависит, прежде всего, от желания и настойчивости самих учащихся. Однако компьютер вследствие строгости действия загружаемых в него программ постоянно предъявляет к работающему с ним человеку достаточно жесткие требования, без соблюдения которых он работать просто не будет. В этом случае компьютер играет роль весьма серьезного дисциплинирующего фактора в общей схеме учебного процесса [19, 93].
1.4. Личностный аспект проблемы восприятия информации.
В условиях информатизации жизни общества естественно возникает вопрос о путях восприятия и обработки информации индивидуальным сознанием. Ответ на этот вопрос интересует в первую очередь тех, кто стремится распространить информацию (донеся ее с минимальными затратами), но немаловажное значение он имеет и для людей, занимающихся проблемами формирования когнитивных структур личности, - педагогов, психологов. Как говорить, чтобы быть правильно понятым, чтобы тебя хотели слушать? В современных условиях эти (традиционно важные) вопросы модернизируются в приложении к разным печатным и видеоматериалам (в том числе распространяемым по всемирной компьютерной сети), а также дополняются вопросами иного порядка: как оказывать информационное влияние на людей, не травмируя их психику? Не секрет, что из-за недостаточного внимания к проблеме передачи информации результат часто бывает противоположен предполагаемому. К сожалению, уже многие специалисты (физиологи, психологи, педагоги и т. д.) высказывают опасение, что существует скрытый пока процесс негативного воздействия на сознание потребителей информации (особенно детей), который проявляет свои результаты тогда, когда их когнитивные структуры окажутся в основном сформированными, и поздно будет что-либо менять. "Само понятие информации, хотя и пришло из техники связи, но является по своему происхождению человеческим, физиологическим и даже психологическим: ведь все началось с изучения передачи по техническим каналам семантической информации от человека к человеку", - отмечает А. Н. Леонтьев [20, 36]. Информация приходит к человеку через несколько основных каналов. Первый (наиболее очевидный и общепризнанный) – органы чувств. Кроме того, мы получаем информацию с помощью воображения и генетическим путем. Поступая в сознание разными путями, информация хранится в «упакованном» одним и тем же способом виде и воздействует на нашу жизнь, используя один и тот же механизм. Наибольшее воздействие на человека оказывает та информация, которая воздействует одновременно на несколько органов чувств, и запоминается она тем лучше, чем больше каналов восприятия было активизировано. Поэтому наиболее яркие воспоминания содержат и визуальный образ, и звуковой, и осязательный, и обонятельный аспекты, а также в них присутствует тот неуловимый компонент, который принято называть эмоциями или отношением и который регистрируется в организме не так давно открытым органом чувств – лимбическим центром.
В человеческом сознании мыслеформы хранятся в очень компактном виде, напоминая своими свойствами маленькие осколки голографических пластин: оживая в сознании, они создают целостный эффект реальности происходящего независимо от первичного источника получения информации.
Известно, что даже самая алогичная идея, будучи внедренной в глубинные слои сознания, оказывает на поведение человека такое же воздействие, как и объективно существующие обстоятельства. Позитивная сторона этой особенности сознания нашла отражение в афоризме: «Все, что разум осознает и во что верит, можно осуществить». Используя достижения возрастной психологии, от концепции " быстрого развития" Жана Пиаже до работ наших современников (Маргулис Е.Д., Монахов В.М.), можно показать, как формируются основные информационные ресурсы человека, оказывающие влияние на его "сознательную" жизнь [21, 56]. Под влиянием личностного резонанса человек с самого раннего возраста воспринимает именно ту информацию, которая жизненно важна для существования и (или) развития организма. Понятно, что представления о мире не исчерпываются рассмотрением только физической стороны его проявления. После того, как чрезвычайная зависимость ребенка от матери немного ослабевает, примерно в возрасте от двух до четырех лет, для него очень важно узнать, кто такой он сам, какова его роль в этом мире. Когда человек вырастает, у него могут появиться более разнообразные знания о своей личности и своих способностях. Всегда существует выбор: продолжить формирование защитных механизмов (власть, слава и т. п.) или раскрывать свою личность через самопознание, ощущение уверенности в себе, творчество. В условиях экономического кризиса в педагогике обострилась проблема выработки таких методов воспитания и обучения, которые помогали человеку осознать, что у него при любых обстоятельствах остается право свободного выбора своего внутреннего состояния.
Очень многое здесь зависит от направленности внимания, которая поддается контролю и коррекции. Наша жизнь наполнена таким количеством информации, что сознание во избежание мы желаем использовать в данный момент. В связи с этим необходимо обратиться к проблеме потребностей и мотивов. Для жизни и развития человека необходимо наличие более или менее устойчивой эмоциональной и познавательной направленности личности к предметам и явлениям действительности, которая получила название в психологии "интерес". Интересы - важнейшая движущая сила деятельности людей во всех сферах общественной жизни. Начиная формироваться в раннем возрасте, интересы углубляются, дифференцируются, а по мере формирования мировоззрения и возникновения целостной ориентации личности складывается избирательность интересов.
Большинство из существующих на сегодняшний день определений информации, несмотря на различия, имеют нечто общее: они предполагают существование по крайней мере четырех компонентов. Помимо собственно передаваемой информации, это субъект, передающий информацию; субъект, воспринимающий информацию; а также как отдельный компонент выделяется процесс познания объекта, о котором передается информация.
Сознательный выбор создает мощную внутреннюю квантовую "волну интереса", которая проходит через все поле сознания, сознательно или бессознательно направляемая живущими в нем мыслеформами. Лауреат Нобелевской премии Р. Сперри показал, что мыслеформы обладают "потенциалом причины", т. е. способностью вызывать события и влиять на них [8,36]. В результате возникает поле, которое создает и усиливает эффект фокуса сознания.
Деятельность человека формирует его сознание. Информация оказывает влияние на нашу жизнь постольку, поскольку мы выделяем ее как личностно значимую.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод: чтобы при передаче информации максимально раскрыть потенциал ситуации, необходимо настроиться на потенциальные позитивные способности того, к кому обращена информация, и приложить усилия для активизации волны его интереса. Чем более творческим будет подход, тем большего успеха можно достичь.
Взглянем на вышеизложенное с позиций педагогики. Использование генетической информации в реальной педагогической практике практически невозможно. К творческому, воссоздающему воображению учащихся учитель может обращаться только в редких, особых случаях ввиду особой тонкости и специфичности этого инструмента мышления. Следовательно, единственным реальным путем обновления и интенсификации учебного процесса остается включение в него других, не слухо-вербальных способов предъявления информации. В первую очередь речь идет об информации зрительной и слуховой (невербальной). Дальнейшим шагом на этом пути является комплексное предъявление разнородной, но взаимосвязанной по смыслу информации в одновременном сочетании. Именно такие возможности открывает современная компьютерная техника, в частности - т. н. технологии мультимедиа. Кроме того, своеобразие современных Windows-технологий, заложенная в них возможность произвольно настраивать практически любой элемент интерфейса позволяют в какой-то мере "очеловечивать" компьютер, приспосабливать к собственным вкусам внешний вид экрана, образную, цветовую и звуковую обстановку (обычно это называется термином "окружение"), наделять ПК некоторыми чертами личности его владельца. И особенно существенно то, что в процессе самостоятельной работы за ПК, имея доступ к большим и разноплановым массивам информации, ученик неминуемо будет отвлекаться от основного стержня обучающей программы, будет пытаться "заглянуть" в соседние разделы и дисциплины. В таких условиях формируемый им свод знаний никогда не сможет быть строго унифицированным - он всегда будет личностным, индивидуализируемым, а это - самое веское свидетельство того, что компьютерное обучение существенно обогащает методический арсенал современной педагогики и открывает новые большие возможности для свободного, всестороннего развития личности обучаемых.
1.5. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.

Психолого-педагогические проблемы использования ИКТ в процессе обучения не должны рассматриваться в отрыве от социально-исторического контекста, от актуальных задач, которые поставил перед наукой новый этап НТП.
Бурное развитие компьютерной техники и широкое ее применение в различных сферах привели к появлению новой области психологической науки – психологии компьютеризации [23, 69].
2) Ее предмет – порождение, функционирование и структура психологического отражения в процессе деятельности, связанной с содержанием и использованием компьютерной техники и ее программного обеспечения. Роль компьютера в учебном процессе абсолютизируется, подчас высказывается мнение, что компьютер может полностью заменить учителя, и что это ведет к полному отмиранию традиционных форм организации обучения и даже самой школы (альтернативный вариант - заочное обучение с помощью компьютера); имеющиеся учебные программы нередко реализуют опорные с научной точки зрения представления о процессе обучения; основное внимание уделяется демонстрации возможностей компьютера, тиражированию программ, расширению сервисных возможностей, снижению стоимости ПК и т. д.
Проблемы компьютеризации обучения можно рассмотреть со стороны объективных и субъективных факторов.
Объективные факторы.
К этой группе проблем можно отнести:
недостаток необходимого комфорта при работе с ПК (жесткая привязанность к месту, рабочей позе и размеру экрана). В настоящее время это недостаток компенсируется использованием портативных ПК и применением настольных плоских жидкокристаллических мониторов, но пока что распространению этих технологий препятствует их высокая цена;
привязанность к неизменяемому размеру экрана вызывает неудовлетворенность эстетического порядка (впечатление от крупного изображения значительно сильнее и ярче, чем от стандартной 14-17 дюймовой картинки);
Это частично компенсируется использованием проекционной техники, но из-за высокой стоимости она также не может стать массовой.
восприятие текста с экрана не дает возможности охватить взглядом всю страницу полностью, а иногда - даже строку, и вынуждает при чтении постоянно передвигать экран вверх-вниз и вправо-влево;
не всех пользователей устраивает типичный фон текстового поля (ярко-белый или густо-синий).
отрицательное воздействие на "взаимоотношения" человека с ПК может оказывать подсознательно воспринимаемый фактор техницизма, т. е. понимание того, что человек имеет дело с машиной, а не с изделием другого живого человека;
несколько легковесное отношение к компьютерной продукции может вызывать понимание поразительной легкости процедур копирования и тиражирования компьютерной продукции [в данном случае ценность представляемой информации путается в сознании пользователя с себестоимостью ее носителя (дискета!) и процедурой изготовления копий].
В противовес перечисленным недостаткам можно отметить следующие моменты работы с ПК, которые обычно расцениваются как положительные:
понимание документальности, точности фиксации изображаемых явлений; кажущаяся "досягаемость" первоисточников, вызывающая у зрителя своеобразный эффект личной причастности к изображаемому;
практическую доступность культурно-художественной информации любого региона и понимание своей собственной, личной причастности к глобальному общечеловеческому художественному наследию;
удобство манипулирования изображениями, возможность их перегруппировки, произвольной компоновки и технического редактирования [24, 76].
Влияние приведенных ранее отрицательных факторов в какой-то мере ослабляется повышенным интересом, который может вызвать та или иная конкретная программа.
Несомненно, перечисленные проблемы оказывают различное влияние на разных людей в зависимости от их индивидуально-физиологических и личностных качеств. Учет этих качеств осложняется тем, что многие аспекты работы человека с ПК не получили достаточного научного рассмотрения.
Так, психология не проводила специальных исследований по восприятию специфических экранных цветов, имеющих, в силу устройства монитора, сильное внутренне свечение. Получаемые при этом яркость красок и богатство цветовой палитры во многих случаях превосходят такие же показатели реальных красок на бумаге или холсте, однако, так ли это хорошо? Каким образом это отражается на физиологии зрительного восприятия и эстетических реакциях, нам фактически еще не известно.
Одной из немаловажных для работы с ПК психологических проблем является проблема возрастов. Дело в том, что чаще всего люди старшего поколения более осторожно относятся к процессу компьютеризации, нежели молодежь. Это можно объяснить тем, что у взрослых людей к определенному возрасту формируются привычные методы и формы работы, которые они не захотят, а часто - и не могут кардинально менять (что неизбежно случиться при компьютеризации их работы).
Научные проблемы психологического порядка, как правило, тесно переплетаются с общепедагогическими, образуя достаточно четко сформированные группы.
Первая группа психолого-педагогических проблем связана с разработкой теоретических основ обучения:
Необходимость решения теоретических вопросов не всеми осознается; нередко в основе обучающих программ лежит личный опыт преподавателя, интуитивные представления и эвристические принципы, которые оказываются малоэффективными. Однако анализ общего состояния вопроса показывает, что существует настоятельная необходимость именно в разработке научной теории образования. Эмпирический путь внедрения компьютера в практику школы должен быть, наконец, отвергнут как неэффективный.
Важно не только привлекать к составлению таких программ преподавателей- предметников, методистов, педагогов и психологов, но и вооружить их действенной теорией. Т. е. необходимо не только усвоение уже известного в области компьютерного обучения, но и исследование фундаментальных проблем, получение новых знаний, связанных со спецификой психологических механизмов учения, обучающих воздействий, структуры способа управления учебной деятельностью в условиях компьютеризации.
Вторая группа проблем связана с разработкой технологий компьютерного обучения, т. е. средств, которые связывали бы психологические и педагогические теории с практикой обучения, позволяли бы эффективно использовать их при решении конкретных педагогических задач. Все проблемы должны решаться с учетом и во взаимосвязи с другими группами проблем – психолого-физиологическими, эргономическими, санитарно-гигиеническими и другими.
2. 1. Информационные коммуникационные технологии в образовании: развитие творческой личности в учебном процессе.
В практике обучения информационными технологиями называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео). Исследования учёных показывают, что в настоящий момент компьютер является приоритетным информационным средством, который позволяет осуществлять новые качественные изменения в системе образования, включая и обучение иностранным языкам. Компьютерная коммуникация как интегрирующее средство, обеспечивающее реализацию учебно-воспитательного процесса, создает условия, позволяющие употреблять новейшие информационные технологии в процессе обучения, научиться квалифицированно, воспользоваться новыми техническими средствами и программными продуктами, приобрести навыки современных способов обработки информации.
Следует выделить несколько преимуществ использования компьютерных технологий в обучении английскому языку:
создание благоприятного психологического климата, повышение мотивации изучения английского языка;
методические достоинства компьютерного обучения: большая степень интерактивности обучения, чем при работе в аудитории; возможность самостоятельно выбирать темп и уровень выполняемых заданий соответствует принципам индивидуального обучения. Кроме того, как отмечено в Национальном докладе РФ “О политике в области образования и НИТ”, скорость усвоения грамматических конструкций и накопления словарного запаса при обучении иностранному языку при помощи компьютера повышается в 2-3 раза;
технические преимущества обучения английскому языку при помощи компьютера: возможность осуществлять технический перевод; использовать программы проверки грамматики и орфографии; использование мультимедиа, интерактивного видео при обучении устной речи. Графические возможности компьютера выделяют этот метод обучения на фоне традиционных и позволяют реализовать принцип наглядности обучения. Образовательное значение компьютерных сетей, как локальных, соединяющих несколько машин в одном учебном заведении, так и глобальных, объединяющих миллионы пользователей по всему миру, практически неоценимо;
повышение профессионального уровня преподавателей.
Мы увлечены творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль либо заполняем текстом незапятнанный лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и особенно – означает, нас по праву можно назвать творческими людьми. Джеймс Алан Гарднер [37, 67]
Применение информационных коммуникационных технологий в процессе обучения, непременно, вызывает завышенный энтузиазм и увеличивает мотивацию обучения. Их внедрение создает способности доступа к свежей информации, воплощения «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет способности представления учебной информации.
Применение компьютера в обучении дозволяет управлять познавательной деятельностью, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей личные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее. Внедрение ИКТ даёт возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
Среди технологий, позволяющих осваивать учебный материал и включать в учебный процесс мотивационную сферу, предпочтение отдается тем, которые являются главными составляющими интегральной технологии педагогического процесса:
2.1. Интерактивные технологии.
Структура интерактивного урока различается от структуры обыденного урока. В нее включаются элементы интерактивной модели обучения - интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и способы, которые разрешают сделать урок необыкновенным и более насыщенным и увлекательным. Работа с интерактивной доской создаёт удобные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют с учителем и меж собой:
Выполнение тестовых заданий на доске.
Взаимопроверка и обозначение правильных вариантов на доске.
Работа со слайдами, демонстрирующими блок-схемы изучаемого материала, записи в опорные конспекты.
2.2.Исследовательские способы в обучении.
В процессе исследовательской деятельности студенты не получают знания в готовом виде, а «открывают» их без помощи других. Учитель только направляет эту деятельность и подводит результат, давая точную формулировку установленных алгоритмов деяния. Результативность использования этого способа проявляется в динамике развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, увеличении количества и повышении свойства исследовательских работ учащихся.
2.3.Проектные способы обучения.
В процессе преподавания основное внимание уделяется методике организации учебного процесса на базе проектного способа обучения с внедрением ИКТ. Учебные проекты используются как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по иностранному языку и для демонстрации их внедрения на практике при решении трудности, из какой - или предметной области.
Проектную форму преподаватель применяет на занятиях и в учебно-исследовательской и домашней работе.
В процессе разработки проекта студентами употребляются разные инструментальные программные средства и приложения:
системы программирования
системы обработки графики
подготовки презентаций
текстовые редакторы
электронные таблицы
системы управления базой данных
средства разработки Web-страниц и др.
Итоги собственной деятельности учащиеся показывают на итоговом занятии. Внедрения учебно-исследовательских проектов обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при исследовании содержания предмета, т.к. Получаемые навыки сходу используются в конкретной работе вначале без помощи других выбранной студентом. Учащиеся сформировывают умение работать с информацией для сотворения проекта, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, обучаются изучить, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают разные формы отчета о проделанной работе.
2.4.Мультимедиа технологии.
Мультимедиа - разработка представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности школьников и ориентированную на формирование у студентов предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков зрительно-образного мышления.
Внедрение мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Они могут использовать полученные знания на практике, вырабатывают такие нужные в жизни свойства, как инициативность, самостоятельность, собранность. В целях рационального использования времени на занятии в собственной работе мы создаем авторские презентации и используем разные дидактические средства обучения и контроля учебной деятельности: фронтальные демонстрации, специально созданные по разным темам; личные демонстрации занятий, специально созданные по разным темам; готовые демонстрации неких частей занятия с внедрением CD-ROM; видеоролики по разным темам; практические работы, в виде раздаточных материалов; практические работы в электронном виде; тестовые электронные задания для промежуточной проверки знаний по разным темам; контрольные тестовые электронные задания по разным темам.
Мультимедиа разработка позволяет развить у студентов навык самопрезентации и общественных выступлений: речевое мастерство и методы снятия эмоционального напряжения перед выступлением.
Основным признаком того, что внедрение таковых технологий стремится решить задачки обучения студентов телекоммуникационным навыкам, может служить тот факт, что обретенные навыки учащиеся используют во внеклассной, общешкольной деятельности. Учащиеся создают презентации для проведения кафедральных мероприятий (традиционные двуязыковые тематические праздники). Создают презентации для портфолио студента и роли в личных конкурсах. Помогают преподавателям в разработке презентаций занятий.
Информационные коммуникационные технологии поддерживают широкий спектр методических и организационно-педагогических нововведений: работу в группах сотрудничества, проектную работу, альтернативные способы оценки достижений студентов т.д. Эти нововведения дают значительно более заметный эффект в развитии творческой особенности личности студентов.
2.5.Электронные книги и обучение в веб
В настоящее время одним из современных направлений в обучении является веб – обучение (обучающие курсы, тренинги) либо онлайн – обучение, либо интерактивное обучение, к которому относится и дистанционное обучение (высшее образование, курсы дистанционного обучения, подготовка и повышение квалификации профессионалов и так далее) через веб. Обучение в веб бывает платное и бесплатное.
Для обучения в веб, не считая картонных версий книг, используются разные электронные книги (e-book), некие из них имеют графические виртуальные обложки. Не считая того, e-book обширно употребляются в разных электронных библиотеках технической, научной и художественной литературы, e-book продаются в веб – магазинах и предлагаются бесплатно различными сайтами.
К электронным книгам относятся: online (диалоговые) – версии книг и offline (автономные) – версии книг. Спросом пользуются специализированные e-book (учебники, научная и техно литература), управления, аннотации, книги, посвященные бизнесу, информатике, компьютерным сетям, программированию и аппаратным средствам компьютеров, а также рефераты, дипломные работы, многофункциональные электронные словари, справочники, энциклопедии и так далее. Для сотворения e-book употребляются разные форматы представления информации, такие как: TXT, RTF, DOC, HTML, CHM, EXE, PDF, DjVu, FB2 и остальные [29, 41].
Более распространенные в веб e-book, которые употребляются для обучения в режиме offline, это книги в форматах EXE. Для сотворения e-book в этом формате употребляются разные компиляторы: SbookBuilder, Natata eBook Compiler, ExeBookWM-Publisher, eBook Edit Pro, Fast Ebook Compiler, eBook Maestro, eBooks Compiler, EbookCreator и многие остальные компиляторы. EXE – форматы (форматы самоисполняемых файлов) используются для сотворения книг маленького размера, так как каждую страничку книги нужно создавать как отдельную Web – страничку. Как правило, книги в формате EXE имеют графические большие обложки. Для чтения e-book в формате EXE никаких дополнительных программных средств не требуется [12, 54].
2.6. Блоги
Веблоги, или блоги - это веб-страницы, содержащие личные дневники пользователей. Такие дневники D. Winer называет "публикацией неотредактированного голоса народа"[10, 36]. Исследователь дает и более "техническое" определение веблога как "иерархии текста, изображений, мультимедийных бъектов и данных, упорядоченных хронологически и просматриваемых с помощью веб-браузера". Производные от термина "блог": "блоггер" - тот, кто ведет такой интернет-дневник, и "блогосфера"- "интеллектуальное киберпространство", которое занимают блоггеры [4, 52]. Хотя в учебном процессе блоги пока используются нечасто, к образовательным возможностям интерент-дневников проявляют интерес многие преподаватели [2, 77]. Например, существует мнение, что блоги могут служить средством дальнейшей демократизации интернета и преодоления цифрового неравенства [28, 78].
Современные исследования в области педагогики доказали важность социального взаимодействия в процессе обучения. Основываясь на теории Л. С. Выготского (1978), исследователи подчеркивают важность процесса конструирования знаний учеником и предполагают, что интериоризация знаний происходит в социальном процессе использования языка в течение определенного периода времени. Таким образом, конструирование знаний по своей природе дискурсивно, основано на отношениях и общении, поэтому в процессе получения и трансформации знаний обучаемые должны иметь реальные возможности для публикации своих работ. Для преподавателей опубликованные работы учащихся - это "возможность сделать выводы о том, как учащиеся трансформируют и присваивают смыслы и стратегии, освоенные в рамках социального опыта" [18, 232]. Для учащихся подобная публикация - это материал для последующей рефлексии и анализа, который позволяет им еще раз обратиться к своим работам и переосмыслить их, обогатив таким образом свой учебный опыт. Кроме того, такая публикация позволяет получить обратную связь, что, в свою очередь, помогает ученикам в процессе конструирования знаний. Использование блогов в этом аспекте очень полезно, поскольку они дают возможность учащимся осмыслить изучаемый материал и представить его понимание. Имеющаяся в блогах возможность размещения комментариев к сообщениям способствует получению обратной связи и потенциальной поддержки новых идей, а возможность включения в текст гиперссылок на другие ресурсы помогает учащимся осознавать взаимосвязи и контекст знаний, их конструирования и освоения. Исследователи полагают, что многими из этих достоинств обладают и форумы - асинхронные дискуссии в интернете. С одной стороны, мы согласны с этим утверждением, поскольку форумы и блоги во многом похожи и поэтому множество исследовательских находок, касающихся интернет-форумов, гипотетически применимо и к блогам. И все же блоги обладают большим потенциалом для активного и интерактивного обучения, интенсивного взаимодействия между учениками и преподавателями, развития навыков мышления высшего порядка и большей гибкости учебного процесса. С другой стороны, по сравнению с простыми дискуссионными форумами блоги предоставляют больше возможностей. Согласно исследованию T. O'Shea (1999), блоги позволяют учащимся использовать различные способы личностного и интеллектуального освоения новых понятий в процессе визуализации абстрактных идей и интерактивного взаимодействия [33, 13]. Для ученика блог действительно становится персональной онлайн-трибуной. В отличие от форумов, на которых высказываются все участники дискуссии, блог дает возможность каждому учащемуся полностью контролировать публикуемое содержание. Блог становится виртуальным пространством для апробирования новых понятий, которые при этом не нужно соотносить с иерархически или тематически организованным дискуссионным форумом.
2.7. Интернет
Основная цель изучения иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурной коммуникации, что является основой функционирования глобальной сети Интернет. Интернет предлагает неограниченные ресурсы, которые могут быть использованы на уроке английского языка, для самостоятельной исследовательской работы, как школьника, так и учителя.
Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка мы создаем модель реального общения.
Приведем конкретные примеры использования возможностей Интернета в учебных целях, которые можно применять как в традиционной организации обучения, так и при работе с новыми педагогическими технологиями.
Прежде выясним, что может обучаемый делать в Интернете и как эти возможности можно использовать в учебном процессе.
Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями Интернета, можно условно разделить на три группы:
поиск информации работа с браузерами, базами данных, справочными системами и т. п.;
общение электронная почта, чаты, списки рассылки, on-line форумы, видеоконференции, ICQ и т. д.;
публикация в сети создание веб-страниц, сайтов.
Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.
Поиск информации:
а) поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
написание рефератов,
составление аннотированных ссылок,
рецензия на сайт по теме,
работа с веб-квестами,
поиски «сокровища»,
сбор мультимедийного материала к теме,
иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета;
Процедуры поиска и анализа информации можно разделить на две составляющие:
поиск опубликованной в сети информации;
сбор информации, не представленной в сети, с целью ее публикации в сети.
К поиску информации можно отнести следующие виды учебных заданий:
написание и защита рефератов разных видов на основе материалов из сети: реферат-обзор, реферат-рецензия (реферат в электронном виде размещается на сайте курса, а защита проводится в виде чата или обсуждения в телеконференции);
анализ существующих в сети рефератов на данную тему, их оценка;
составление коллекции аннотированных ссылок Интернета по теме;
рецензия на сайт по изучаемой теме и ее презентация;
работа с веб-квестом, подготовленным преподавателем или найденным в сети;
обзоры профессиональных телеконференций, анализ обсуждения актуальных проблем;
«поиски сокровища». Преподаватель находит (или прячет) где-то в сети интересный документ, который учащиеся должны отыскать с помощью поисковых систем, используя ключевые слова, формулируя другими словами заданную проблему;
сбор мультимедиа-материалов к заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио);
иллюстрация найденного текста своими мультимедиа-материалами (графика, схемы, таблицы и т. д.).
К сбору информации можно отнести следующие виды учебных заданий:
консультация экспертов. Учащиеся могут обратиться за разъяснениями к человеку, считающемуся экспертом в данной области;
проведение опросов. Выбирается интересующая ученика тема, на пример отношение к выборам, и опрашивается возможно большее количество людей в сети или используются обычные методы опросов. Результаты анализируются и предоставляются всем желающим.
б) сбор информации происходит во время:
проведения опросов,
консультации экспертов.
Общение:
виртуальные встречи,
переписка,
обсуждение,
ролевые игры.
Переписка между отдельными учащимися (например, знаменитый проект «Тандем» по изучению иностранных языков, когда в пару объединяются два носителя разных языков, чьей целью является овладение языком собеседника).
Обсуждение заданной темы или вопроса (в асинхронной телеконференции или форуме). При этом следует учить аргументированию
собственной позиции.
Ролевая игра, которую ведет учащийся. Один из учащихся ведет виртуальные встречи с другими учащимися, скрывшись за маской выдуманного персонажа (Ломоносов, Айвазовский, Путин и т. д.). При этом учащиеся могут задавать ему самые разные вопросы, и чтобы ответить на них, ведущему приходится много читать и разбираться в обсуждаемой теме.
Данную игру можно проводить как по электронной почте, так и в чате или видеоконференции.
Ролевая игра, которую ведет преподаватель. В качестве примера приведем один из сайтов в Квебеке (Канада). Преподаватели организовали виртуальную деревню конца XIX в. Каждый из них взял на себя разные роли - кузнеца, доктора, почтальона и т. п. Учащиеся, чтобы пообщаться с данными персонажами, должны хорошо представлять себе, какой была жизнь в ту эпоху, а для этого им придется прочитать немало книг.
Виртуальная встреча учащиеся могут обратиться с вопросами к какой-либо известной личности. Например, к нобелевскому лауреату.
Сообщение о встрече сопровождается досье следующего содержания:
как участвовать во встрече;
краткая биография приглашенного;
публикация одного из его произведений (например, статьи);
как будет происходить встреча.
Виртуальные встречи можно проводить с помощью чата или видеоконференции.
Консультации. Могут проводиться по электронной почте, иногда можно в виде чата. В этом случае преподаватель назначает регулярное время, когда он будет в сети, например, по средам с 18.00 до 19.00.
Тематический чат. Он может иметь различные сценарии проведения, но должен отвечать следующим требованиям: до чата рассылается объявление о дате и времени его проведении. Учащиеся заходят в чат под своими реальными именами и фамилиями.
Присутствие на расстоянии. Видеоконференции могут дать учащимся возможность наблюдать за работой лунохода, стыковками орбитальных станций; присутствовать на экспериментальных медицинских операциях [27, 127-129].
Публикация в сети:
создание тематических веб-страниц индивидуально и в мини-группах (совместное творчество одна из наиболее популярных используемых в сети моделей. Учащиеся пишут совместные тексты, создают учебные пособия и т. п., работая в мини-группах и предоставляя всем желающим возможность увидеть и оценить их творчество);
создание веб-квестов для работы по теме и размещение их на школьном сайте. Например, огромной популярностью в мире пользуется конкурс Think Quest, где учащимся разных стран предлагается создать образовательные странички на любую интересующую их тему. Главное условие читатели данных страниц должны получить полное представление о затронутой проблеме;
публикация исследовательских и реферативных работ на школьном сайте;
создание банка данных об инженерных, литературных и т. п. находках
учащихся, банка игр и упражнений;
конкурсы элемент состязательности дает дополнительную мотивацию для выполнения задания (например, сетевая викторина). В сети публикуются вопросы, на которые нужно ответить за определенный срок (например, неделю). Оцениваются эрудированность и грамотность изложения, а также оформление ответов;
социальные акции они дают возможность оказания реальной помощи кому-то. Например, в Бельгии студентами факультета сурдо- и тифлопедагогики университета Брюсселя была проведена акция поддержки детей. С помощью сетей они организовали сбор средств, которые были перечислены в детские дома для слабослышащих детей;
создание в сети фотосериалов. Современные цифровые фотоаппараты помогут создать серию изображений на заданную тему. Это может быть заданием для учащихся создать веб-страницу с описанием какого-либо процесса. Например, смена времен года в различных климатических поясах. Учащиеся смогут увидеть, что происходит с природой в один и тот же день на различных географических широтах. Фотосериал занимает значительно меньше места, чем видеоролик, и очень часто показывает те же операции нагляднее. Фотосериалы можно использовать в ходе обучения и гуманитарным предметам, так как они позволяют показать развитие ситуации [20, 97].
Приведенные примеры не являются исчерпывающими здесь все зависит от творчества преподавателя и его умения использовать современные возможности ИКТ-технологий учебном процессе.
Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс занятия, различных форм организации внеаудиторной работы.
3. Из опыта применения ИКТ на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых факультетов Славянского-на-Кубани государственного педагогического института
Развитие информационно-коммуникационных технологий, их внедрение в учебный процесс выдвинуло на первый план проблемы их использования в учебном процессе и в частности обучению английскому языку. Преподаватели и студенты нашего вуза в настоящее время работают над проблемой создания электронного контента по своим дисциплинам.
На занятиях у студентов неязыковых факультетов компьютер как новое техническое средство начинает активно употребляться во все новых и новых сферах преподавания языка, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др.
Нами было проведено анкетирование студентов неязыковых факультетов, целью которого было выяснить, насколько они информированы о различных видах ИКТ, как используют их в своей самостоятельной работе, насколько им они необходимы.
Анкета состояла из следующих вопросов:
1. Какие виды из перечисленных информационно-коммуникационных технологий Вы знаете? Можно отметить несколько.
электронные презентации
интерактивная доска
блоги
электронные учебники
мультимедийные обучающие программы
электронные словари и переводчики
Интернет
другие
2. Какие из них Вам наиболее интересны?
3. Какие виды ИКТ Вы используете в своей самостоятельной работе?
4. Вы считаете материал занятия наиболее понятен, если:
преподаватель использует обычные таблицы и раздаточный материал;
преподаватель использует презентации и интерактивную доску;
благодаря индивидуальной работе преподавателя со студентами;
благодаря самостоятельной работе в библиотеке института;
путем многократного повторения и заучивания;
доступна дополнительная справочная информационная информация в сети Интернет;
используете УМКД (учебно-методический контент по дисциплине)
Отметьте несколько вариантов.
5. Информационные технологии помогают Вам при _____________
______________________________________________________________
Анализ результатов анкетирования показал следующие результаты. Было порошено
Из ответов на первый вопрос видно, что большинство опрошенных знакомы практически со всеми перчисленными ИКТ.




Исходя из результатов опроса, мы приходим к следующим выводам:
Большинство опрошенных знакомы с различными видами ИКТ;
Занятие пройдет наиболее успешно, если преподаватель будет использовать презентации и интерактивную доску, индивидуально работать со студентами;
Преподавателю стоит рекомендовать студентам в своей самостоятельной работе и для саморазвития пользоваться мультимедийными обучающими программами, электронными учебниками, веб-блогами для самопрезентации, он-лайн тестами для самоконтроля;
Преподавателю в своей деятельности можно использовать форум, как средство живого интерактивного общения со студентами, как способ узнать недочеты в собственной работе и оказать помощь студентам при подготовке к последующим занятиям.
Заключение.
Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы студента.
В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль.
Помимо использования мультимедийных обучающих программ, компьютер является незаменимым помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса, собственного информационного наполнения инструментальных сред для разработки компьютерных занятий, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернета для аудиторной и самостоятельной работы, а также проектной деятельности студентов.
В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка, что и было доказано в ходе нашей работы над методической темой «Использование современных информационных технологий на занятиях по английскому языку на неязыковых специальностях педагогического вуза».
В сочетании с проектной методикой новые информационные технологии могут сыграть большую роль в развитии сферы учебно-исследовательских и научно-исследовательских деятельности студентов. Например, при выполнении и защите учебно-исследовательских работ страноведческого характера, социокультурного направления, экологического направления учащиеся широко используют информационные технологии не только как средство овладения материалом, но и как форму презентации этого материала.
Новые информационные технологии представляют собой огромный резерв для повышения педагогического мастерства преподавателя. В мире преподавания иностранных языков постоянно что-то происходит: изобретаются методы, создаются учебные пособия, испытываются новые приемы обучения. И педагог, который не следит за событиями и не повышает свою квалификацию, рискует безнадежно отстать от современного учебного процесса. Новые информационные технологии позволяют преподавателям удаленных от центральных городов населенных пунктах знакомиться с динамично развивающимися языковыми процессами, участвовать в педагогических Интернет-конференциях, черпать материалы для осуществления своей педагогической деятельности.
Список литературы
Julia M. Dobson. Effective Techniques for English Conversation Groups. Washington p.p. 137.
Алпсон С. Успех программного обеспечения. // Интеркомпьютер, № 1-2, 1991.
Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса образования. М., 1977.
Батурин Ю. М., Жодзишский А. М. Компьютеризация - путь к хаосу? // Интерфейс, № 1, 1991.
Болотов В. А. О дистанционном образовании. // Информатика и образование, № 1, 1998.
Буняев М. Подготовка учителя - решение проблемы информатизации. //Информатика и образование, № 4, 1991.
Власова Ю. Ю., Личностный аспект проблемы восприятия информации. // Информатика и образование, № 1, 1998.
Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии , № 6, 1998.
Гриценко В. И. Применение компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной и профессиональной школы. К., 1997
Гузеев В. Работа группами с компьютерной поддержкой. // Информатика и образование, № 1, 1991.
Домрачев В. Г., Ретинская И. В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий. // Информационные технологии, № 6, 1998.
Донской М. В. Мультимедиа - очередной миф или реальность? // Мир ПК, № 4, 1993.
Евреинов Э. В., Каймин В. А., Международный пилотный прект в области дистанционного образования. // Информатика и машиностроение № 2 (апрель-май-июнь), 1998, издательство "Вираж-центр".
Ездов А. А. Новые технологии проведения школьного естественнонаучного эксперимента. // Информатка и образование, № 4, 1998.
Екшембеева Л. Модульное овладение вторым языком. Хабаршы – Вестник Каз НУ им. Аль-Фараби. Серия филологическая. Алматы 2001 № 16
Заболотская И. В., Терентьева Н. А. Новые информационные технологии в музыкальном образовании. // Проблемы информатизации, № 4, 1996.
Зайцев С. Г., Новые информационные технологии в образовании и управлении учебным заведением. // Компьютеры в учебном процессе, № 8, август 1996, странный специальный журнал для пытливых умов любого возраста, ООО "ИНТЕРСОЦИОИНФОРМ".
Запорожец А. В. Психология. Просвещение Москва 1965.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва, Просвещение, 1991.
Ившина Г. В. Компьютеризация педагогического эксперимента по выявлению развития творческих способностей студентов в обучении. Казань, 1990, автореферат канд. дис.
Илюшин С. А., Собкин Б. Л. Персональные ЭВМ в учебном процессе. М.,1992.
История всемирной литературы, том второй, Издательство "Наука", М., 1984.
Маргулис Е. Д. Психолого-педагогические основы компьютеризации обучения. К., 1987.
Масалович А. И. От нейрона к нейрокомпьютеру. // Журнал д-ра Добба, № 1, 1992.
Маслыко Е.А., Бабинская П.К., и др., Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск « Вышейшая школа», 1997.
Матекин М., Полилова Т. Текст, гипертекст, мультимедиа// Байтик, № 4, 1991.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва, Просвещение, 1991.
Паттурина Н. Общение учителя и учеников на уроках информатики. // Информатика и образование, № 5, 1991.
Растригин Л. Компьютерное обучение и самообучение. // Информатика и образование, № 6, 1991.
Роберт И. В. Учебный курс "Современные иформационные и коммуникационные технологии в образовании". // Информатика и образование №8, 1997.
Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование, № 1, 1991.
Синявская Е.В., Т.Ю. Полякова. Место дисциплины « Иностранный язык» в квалификационных характеристиках специалиста. Иностранные языки в высшей школе Выпуск 19. 1987 М., Высшая школа с. 5-11.
Тimothy O`Brien Искусство мультимедиа. // Компьютеры+программы, № 6, 1994.
Типовая учебная программа по ИЯ для неязыковых специальностей вузов технического и естественно-гуманитарного профиля. Алматы, 1999.
Уваров А. Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании. // Информатика и образование, № 4, 1998.
Феофанов С. Компьютеры в обучении: учит ли история? // Информатика и образование, № 3, 1991.
Хек Майкл Мир ПК в трех измерениях. // Компьютеры + программы, № 7(22), 1995.












Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315