ВЕБ ПОРТФОЛИО ДЛИНОЮ ВСЮ ЖИЗНЬ


ВЕБ - ПОРТФОЛИО ДЛИНОЮ ВСЮ ЖИЗНЬ
О.Б. Смоляр
ОГБОУ «Томский базовый медицинский колледж»
В настоящее время каждый школьник, студент, преподаватель должны иметь портфолио. Оно должно содержать все «наработки» за период учебы, работы, являться его собственностью и быть постоянно доступным. Портфолио – реальная возможность представить себя и свои достижения в самом лучшем виде. [6]
С 2011 года практически во всех общеобразовательных учреждениях оформление портфолио ученика является обязательным. Составлять его необходимо уже в начальной школе. [2]
Как правило, портфолио рассматривается с двух точек зрения. Во-первых, в качестве копилки достижений портфолио представляет собой способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений человека в определенный период его деятельности. Во-вторых, портфолио рассматривается в качестве педагогической технологии, инструмента для оценки образовательных достижений, рефлексии.
Портфолио студента
Портфолио – комплект документов, подтверждающих индивидуальные достижения студента по различным направлениям деятельности. Создание портфолио – творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, научно-исследовательской, спортивной, творческой, социальной) за время обучения. Функции по формированию портфолио возлагаются на студента.
Основная цель формирования портфолио - накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений студента в процессе его обучения. Портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует:
мотивации к образовательным достижениям;
приобретению опыта в деловой конкуренции;
обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей;
выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей;
повышению конкурентоспособности будущего специалиста. [3]
Необходимость портфолио в студенческой жизни
1. Перспективная работа. Если студент нашел себе работу и может совмещать ее с учебой, то такую жизненную позицию представители учебного заведения только поддерживают. Вот как раз на работу может и понадобиться портфолио, как способ познакомиться ближе со своим новым сотрудником.
2. Научная работа. Если в период обучения студент занимается научной деятельностью, то ему обязательно в будущем захочется поведать о нем. Вот тут-то может и понадобиться портфолио, которое должно быть составлено грамотно, лаконично и по существу.
3. Участие в олимпиаде, конференции. Очень часто необходимость в портфолио возникает тогда, когда студент представляет собственное образовательное учреждение на уровне города или за его пределами.
4. Повышенная стипендия. Также считается колоссальным поощрением, а получать ее суждено не каждому студенту. Именно поэтому необходимо знать не только имена самых лучших, но и четко определиться со всеми их студенческими достижениями. А вот как раз для этого и понадобится портфолио.
5. Личные цели. Существуют и другие сферы жизни и деятельности, где требуется портфолио. Именно поэтому лучше всего подготовить данный документ заблаговременно, причем проверить его желательно совместно с преподавателем.
Каждый студент должен иметь портфолио
Важно понимать, что портфолио – это та же автобиография, однако отражает данный документ не повседневную жизнь студента, а его творческие и научные достижения за период обучения. Подобное описание заметно упрощает поиски работы, облегчает собеседование, позволяет работодателю найти среди соискателей того, кто наилучшим образом отвечает необходимым требованиям.
Именно поэтому стоит со всей серьезностью отнестись к составлению портфолио, чтобы восхитить своего будущего начальника, а не рассмешить своей безграмотностью. Правильно составленный документ – уже половина успеха, ведь, как известно, во всех развитых странах о потенциальном работнике судят именно по портфолио. Так что об этом важно всегда помнить, если есть огромное желание найти перспективную и хорошо оплачиваемую работу. [4]
Портфолио преподавателя
Портфолио преподавателя  - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма и умение решать задачи своей профессиональной деятельности.
Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.
Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.
Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Второе важное предназначение портфолио - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога преподавателя при проведении аттестации.
Необходимость портфолио преподавателя
Подготовка документов к отчетности или конкурсу на замещение вакантной должности при поиске работы.
Лицензирование, аттестация, аккредитация образовательного учреждения.
Систематизация деятельности.
Самопрезентация.
Стимулирующий фактор.
Объективная диагностика профессиональной деятельности.
Веб-портфолио
Цифровая революция, цифровая урбанизация стремительно меняют образовательный ландшафт. Образовательный процесс "уходит" в Интернет, продолжается после занятий в социальных сетях, на форумах и других площадках. Преподаватели ведут сайты, блоги, новостные ленты в социальных сетях, консультируют обучаемых на форумах и сайтах, общаются с коллегами в социальных сетях, хранят документы для совместного использования и редактирования в «облаках» и т.п. Меняется и технологическая платформа для ведения портфолио. Известны несколько известных инструментов и сервисов в различных социальных сетях, предназначенных для общения, обучения, размещения портфолио. В таких сетях, как ВКонтакте.ру, Одноклассники, Google+, Facebook, MySpace и подобных им удобно обмениваться новостями. Социальные сети для учителей: Nsportal.ru, proshkolu.ru, pedsovet.su, pedsovet.org, itn.ru и другие реализуют возможность профессионального общения (чаты, форумы, блоги, сообщения), обмена разработками, но не предполагают использования сервиса учениками (студентами) из-за невозможности обеспечения безопасности персональных данных. Развиваются сервисы для создания сайта: ucoz.ru, wix.com, nethouse.ru, Jimbo.com. Следующие сервисы могут быть использованы в качестве инструментов для ведения онлайн портфолио: portfolios.ru, photopr.ru, portfoliopen.com, portfoliobox.net. Особенный интерес представляют англоязычные социальные сети для создания Веб-портфолио любыми категориями пользователей: MyFolio.com, foliofor.me и другие. Эти сети обеспечивают ведение Веб-портфолио и широко используются в зарубежных системах образования. Удобным набором сервисов обладает отечественная специализированная социальная сеть 4portfolio.ru, которая предназначена для конструирования портфолио, сбора и хранения полного отчета об успехах и достижения, общаться, обучаться дистанционно. [1]
Портфолио в социальной сети должно выступать современным инструментом взаимодействия в сетевом сообществе, который обеспечивает доступ к персональной информации педагога и студента вне зависимости от места работы или учебы. Это позволит избежать ненужных трат времени и усилий для неоднократного сбора и демонстрации одной и той же информации на индивидуальном сайте, на сайте учебного заведения и пр.
Веб-портфолио - это комбинация возможностей технологии портфолио и социальной сети. Веб-портфолио это: странички портфолио + закрытое от посторонних глаз персональное интернет-пространство (копилка файлов в "облаках", записные книжки и пр.) + социальная сеть для представления своих результатов и общения.
Веб-портфолио - это личный сайт с индивидуальным дизайном, с полным функционалом социальной сети для создания сообществ и общения, возможностью простого и самостоятельного обновления без привлечения программистов. Веб-портфолио - это инструмент для личностного развития и совершенствования, для наглядного самопредставления и самопрезентации в интернет-сообществе. [1]
Веб-портфолио педагога
В портфолио педагога рекомендуется представить следующую информацию:
личное портфолио – личная информация о семье и увлечениях в свободное от работы время;портфолио достижений - это коллекция работ, способ фиксирования, накопления, демонстрация и оценки индивидуальных или коллективных достижений педагога;
портфолио отзывов – собираются отзывы о работе преподавателя, о его учебной, методической, научной, общественной деятельности;
портфолио документов - это набор документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений, благодарностей, грамот и пр.), демонстрирующих полученное образование и умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма.
Основные преимущества использования Веб-портфолио:
- инновационные образовательные технологии делают учебный процесс эффективней, интересней, ярче и доступней;
- средства ИКТ позволяют приобретать знания более простым и понятным для молодого поколения способом, повышают мотивацию и степень вовлеченности всех участников в образовательный процесс;
- возможность оказать в удобное время и в удобном месте помощь и консультацию своим обучаемым, дистанционно оценить представленные в электронном портфолио работы, дать рекомендации по их доработке и совершенствованию;- возможность вступления в сообщества для расширения круга профессионального общения, обмена педагогическими инновациями и методическим опытом;
- основа профессионального роста и признания в педагогическом сообществе;
- постоянное взаимодействие обучаемых и педагогов в сети в удобное для них время;
- построение индивидуальной траектории обучения.
Веб-портфолио студента
Как следует организовать ведение Веб-портфолио студента:
- наполнение страничек портфолио информацией о динамике формирования знаний, умений и возможности их использования для саморазвития;
- непрерывный доступ студента к Веб-портфолио;
- возможность архивации по желанию студента текстовых данных, аудио данных, видео данных;
- защита информации студента от несанкционированного просмотра и использования;
- возможность доступа к Веб-портфолио, контроля и внесения корректив, касающихся учебной деятельности студента со стороны педагога;
- постепенное заполнение карьерного роста портфолио на базе Веб-технологий.
Таким образом, Веб-портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
Эти технологии трансформируют формы, методы обучения, механизмы доставки и размещения контента. Инновационные образовательные технологии делают учебный процесс эффективней, интересней, ярче и доступней, позволяют приобретать знания более простым и понятным для молодого поколения способом, повышают мотивацию и степень вовлеченности всех участников в образовательный процесс. Задача педагога состоит в том, чтобы научиться использовать весь этот богатый арсенал новых технологий в своей профессиональной деятельности. [1]
Портфолио есть зеркало. Какое в нём будет отражение, зависит только от нас! [5]
Литература.
Панюкова С.В., Гостин А.М., Кулиева Г. А, Самохина Н.В. Создание и ведение веб-портфолио преподавателя.
http://womanadvice.ru/kak-sdelat-portfolio-dlya-shkolnika.
http://prokinana.narod.ru/.
http://mf.rusoil.net/students/qportfolioq-studenta.
http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/obshhestvennaya-zhizn/chto-takoe-portfolio-studenta/.
http://infourok.ru/portfolio-na-vsyu-zhizn-372496.html.