Программа элективного курса Информационная переработка текста
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Петропавловская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа элективному курсу
Класс -11 «Б»
« Информационная переработка текста»
Количество часов - 35 ч. (1 урок в неделю)
ФИО учителя – Баранова А.М.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 11-х классов, изучающих русский язык на профильном уровне среднего (полного) образования и разработан на основе программы под редакцией О.В.Загоровской, Т.И.Каниной, Л.А.Межуевой.- Воронеж: ВОИПКРО, 2007г.
Целью данного электива является формирование языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции. Все эти виды компетенции формируются в процессе работы с текстом. Современный выпускник школы должен уметь самостоятельно добывать знания, воспринимать и оценивать получаемую информацию. Работать с текстом как источником научной, публицистической и деловой информации.
Основными задачами элективного курса «Информационная переработка текста. Смысловой и стилистический анализ» являются:
-обобщение, расширение и углубление знаний о тексте и его признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи (функциональных стилях); о выразительных возможностях (средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах;
- закрепление и умение навыков содержательного, типологического, функционально-стилистического и собственно языкового анализа текстов различной стилистической и жанровой отнесенности;
- закрепление и совершенствование навыков информационной переработки текстов и создание собственных речевых произведений различных типов и жанров;
- закрепление и совершенствование навыков интерпретации текста, развитие творческих способностей учащихся:
- совершенствование навыков сжатия исходного текста, обобщения информации нескольких текстов по определенной теме и оформления ее в виде реферата;
- совершенствование лексического запаса учащихся, работы со справочной литературой;
- закрепление и расширение навыков самоконтроля школьников (в том числе в области использования выразительных средств русского языка);
- повышение культуры устной и письменной речи;
- подготовка школьников к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и получению высшего гуманитарного образования.
В основу программы положен текстоцентрический подход. Вокруг текста строится работа школьника: она начинаетс с анализа текста-источника, затем путем его переработки (сжатия, развертывания, дополнения) ученики создают собственный текст, В связи с этим в программу внесены некоторые изменения, связанные с включением в тематическое планирование тем, связанных непосредственно с закреплением навыков и умений учащихся по информационной переработке текста.
Содержание элективного курса соответствует основным направлениям современной концепции образования в области родного русского языка и требованиям государственного стандарта для профильного обучения.
В программе обращается внимание на воспитание культуры чтения и восприятия художественного текста. Курс направлен как на интеллектуальное, так и на духовно-нравственное развитие учащихся. Функциональный подход к рассмотрению языковых явлений предполагает наблюдение над тем, как употребляются лексические, грамматические и художественно-выразительные средства языка в текстах разных стилей.
Работа по спецкурсу предусматривает обязательное применение активных методов обучения (уроков-семинаров, уроков-диспутов, уроков-практикумов, практических конференций с презентацией и защитой исследовательских проектов).
Элективный курс «Информационная переработка текста. Смысловой и стилистический анализ» ориентирован на творческое изучение материала, предполагающее организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников и использование проектно-исследовательских технологий.
Учебно-методическая литература:
Основным пособием по спецкурсу является пособие-практикум:
1. Загоровская О.В., Григоренко О.В. «Русский язык». Ч. 3 – Воронеж: «Научная книга», 2007, а также:
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Пособие для 10-11 кл. школ, гимназий, лицеев гуманит. направленности. – М., 2011
3.Кудрявцева Т.С., Русский язык. Текст. Переработка текста. Стили речи. 10-11класс. Методические рекомендации. – М, 2007
4. Меркин Г.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. – М, 2009
Содержание программы
Текст как лексико-семантическая единица языка. Его основные признаки: тематическая и композиционная цельность, структурная упорядоченность и членимость, смысловая и грамматическая связность частей, стилистическое единство.
Способы и средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические и синтаксические).
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Типологический анализ текста.
Функционально-стилистические разновидности речи (стили речи): научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный. Функционально-стилистический анализ текста.
Выразительность речи. Средства выразительности в тексте на уровне фонетики, лексики и фразеологии, морфологии, словообразования, синтаксиса.
Особенности использования средств языковой выразительности в текстах разных стилей и жанров. Роль средств языковой выразительности в тексте.
Содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка. План как логическая основа текста. Виды плана: вопросный назывной, тезисный. Виды переработки текста. Тезирование. Конспектирование. Реферирование. Виды рефератов: профессиональный и учебный, реферат-конспект, реферат-резюме, реферат-обзор. Аннотирование. Виды и структура аннотаций. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров.
Учебно-тематический план
Текст как лексико-семантическая единица речи - 6 ч.
Функционально-смысловые типы речи - 1ч.
Функциональные стили речи – 10ч.
Функционально-стилистический анализ текста – 3 ч.
Средства языковой выразительности – 5 ч
Виды переработки текста - 4 ч.
Культура работы с текстом -1ч.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/ уметь:
- определять тему, основную мысль текста, логически строить текст и делить его на абзацы;
- находить средства и способы связи предложений в тексте;
- определять тип и стиль речи по характерным признакам;
- извлекать информацию из различных источников, пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении учебно-научного высказывания; аргументировано отстаивать свое мнение;
- отбирать языковые средства в соответствии с темой, авторским замыслом, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- различать научный, публицистический и официально деловой стили речи;
- определять особенности разговорной речи и языка художественной литературы;
- анализировать тексты различных стилей;
-сжимать исходный текст и записывать его в виде тезисов;
-развертывать план в тезисы, а тезисы в конспект;
-писать аннотацию к статье, любимой книге;
-обобщать информацию нескольких текстов по определенной теме или проблеме и оформлять ее в виде собственного текста типа рассуждения;
- выполнять сравнительно-сопоставительный анализ текстов различных типов и стилей;
- составлять библиографическое описание книги, статьи, учебника;
- создавать тексты различных стилей и функционально-смысловых типов;
- интерпретировать текст;
- находить в тексте выразительные средства фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса;
- находить в тексте тропы и различать их;
- работать со справочной литературой
Тематическое планирование
№ урока
Дата проведения по плану
Дата проведения фактически
Тема урока
Содержание
Виды деятельности
1
Текст и его основные признаки.
Работа с тестами. Важнейшие признаки текста. Содержание: тема, основная мысль, заглавие. Структура текста. Практикум. Тексты для самостоятельной работы. Составление опорного конспекта.
Анализ текста. Тестирование.
Составление плана. Учебно-научное высказывание.
2
Структура текста. Комплексный анализ.
3
Тематическая и композиционная цельность текста.
4
Средства связи предложений в тексте.
5
Лексические, морфологические и синтаксические средства связи.
Смысловая и грамматическая связность частей текста.
6
Способы связи предложений в тексте.
Способы связи: цепная и параллельная. Основные средства цепной и параллельной связи.Исследовательская работа по тексту Д.Гранина «Как украсилась бы жизнь» Тестирование.
Типологический анализ текстов с аргументацией своего мнения. Характерные особенности типов речи (описания, повествования, рассуждения).
7
Функционально-смысловые типы речи
8
Функционально-стилистические разновидности речи (стили речи).
Общая характеристика стилей речи. Сфера применения. Функции. Основные стилевые особенности. Языковые средства научного стиля. Подстили и основные жанры. Функционально-стилистический анализ текста. Создание проекта «Все о стилях» Монологическое высказывание. Работа с таблицей. Анализ языкового материала.
Работа со словарями и энциклопедиями. Сравнительно-сопоставительный анализ материалов научных текстов различных жанров (материалы учебников, лекций, рефератов, аннотаций, научных статей и т.д.)
9
Особенности научного стиля речи.
10
Официально-деловой стиль и сфера его применения.
Сфера применения. Функции. Основные стилевые особенности. Анализ текста упр. №15. работа в группах по созданию социально значимых деловых бумаг.
11
Языковые средства делового стиля. Основные жанры.
12
Жанровое своеобразие публицистического стиля.
Сфера применения. Функции. Основные стилевые особенности. Риторика. Ораторская речь. Терминологический диктант (по жанрам публицистического стиля речи). создание устного высказывания, выступления и их анализ.
13
Языковые средства публицистического стиля. Подстили. Основные жанры.
14
Художественный стиль.
Особенности использования различных типов речи в художественном стиле.
15
Роль рассуждения в психологической характеристике персонажа. Анализ эпизодов(по выбору учителя изучаемых художественных произведений)
16
Характеристика разговорного стиля речи.
Сфера применения. Функции. Основные стилевые особенности
17
Сочинение-рассуждение по тексту.
18
Информационная переработка текста. Цели и виды переработки текста.
План. Виды плана. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Составление плана. Пересказ по плану.
19
Переработка текста.
20
Смысловой анализ текста. Смысловой анализ предложения.
Повторение особенностей всех изученных стилей речи. работа с учебной и художественной литературой, материалами СМИ. Микротема.
21
Смысловой анализ абзаца. Способы связи абзацев в тексте.
22
План. Вопросный план.
Логическая последовательность текста и умение отразить ее в вопросном плане. Представление авторских работ с аргументированным доказательством принадлежности к определенному стилю. Монологические высказывания. Презентация авторских проектов.
23
Назывной, цитатный и тезисный планы.
Составление различных видов плана к одному тексту. Сопоставление вопросного, назывного, цитатного и тезисного планов.
24
Тезисы.
Тезирование как один из видов извлечения информации из текста. Запись тезисов. Отличие плана от тезисов.
25
Конспект. Виды конспектов.
Текстуальный, свободный, тематический конспект. Общее и различия. Написание конспектов.
26
Реферат – самый сложный вид переработки текста.
Виды реферата: по направленности – профессиональный, учебный; по степени полноты передачи информации – конспект и резюме; по количеству реферируемых источников – монографический и реферат-обзор. Работа со схемой.
27
Аннотация.
Особенности использования страдательных конструкций в аннотации. Анализ языкового материала. Умение определять по аннотации общее содержание книги или статьи.
28
Переработка текстов различной стилистической направленности.
Представление авторских работ с аргументированным доказательством принадлежности к определенному стилю. Монологические высказывания. Презентация авторских проектов.
29
Устное научное высказывание по самостоятельно составленному плану.
Монологические высказывания. Презентация авторских проектов.
30
Тезирование статьи.
Работа с текстом.
31
Написание конспекта статьи учебника.
Работа с текстом.
32
Написание аннотации к любимой книге.
Наблюдение над языковым материалом. Исследовательская работа по содержанию книги, научных статей, учебной литературы.
33
Написание реферата на лингвистическую тему.
34
Обобщение и систематизация изученного материала по элективному курсу.
Отчет групп.
35
Защита проектов.
13PAGE 15
13PAGE 141015
Рассмотрена на заседании
МО русского языка и литературы
Руководитель ШМО
________ Баранова А. М
« » августа 2015 г.
Утверждена
Директор школы
______________ Коржов Е. И.
« » августа 2015 г
15