Использование проектной методики как способа развития языковой компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку
Тема статьи:
Использование проектной методики как способа развития языковой компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку
Автор: Слесарева Татьяна Ивановна
Учитель немецкого и английского языков, 1 квалификационной категории МБОУ СОШ №13 г. Волжского Волгоградской области
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc414464716 \h 3Основная часть PAGEREF _Toc414464717 \h 4Принципиальные условия, соблюдаемые при работе над темой PAGEREF _Toc414464718 \h 6Подходы, позволяющие реализовать ключевые компетентности PAGEREF _Toc414464719 \h 6Критерии при работе над проектом PAGEREF _Toc414464720 \h 7Практическая часть PAGEREF _Toc414464721 \h 8Примерные темы проектов PAGEREF _Toc414464722 \h 8Список используемой литературы PAGEREF _Toc414464723 \h 12
ВведениеПроектная деятельность на уроках немецкого языка - важная составляющая ФГОС в начальной и основной школе. В чём отличие процесса обучения в рамках государственного стандарта от нынешнего процесса и преимущество обучения в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта?
Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке обучающихся к жизни - теперь важно вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. Объём знаний резко увеличивается, соответственно, требуется смена педагогических приоритетов: мы должны научить детей учиться. ФГОС предлагает сделать акцент на обучение через практику, использовать межпредметные связи. Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативной компетенции, а значит и овладению различными социальными ролями. Вот почему ФГОС обучение иностранным языкам выдвигает как необходимую составляющую учебного процесса в целом. Учителю необходимо продумывать такие варианты деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение, желание заботиться о собственном здоровье и охранять свою жизнь.
Сейчас всё более актуальным становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В последнее время эту проблему уже в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого – в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Данный метод позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечёт за собой повышенную мотивационную активность ребёнка. Он сам выбирает для себя объект исследования, сам для себя решает: пользоваться только учебником или дополнительной литературой тоже. Но, зачастую, ребята обращаются к дополнительным источникам информации. Анализируют, сравнивают, оставляя главное и занимательное. Одна из главных особенностей проектной деятельности - ориентация на достижение конкретной практической цели, наглядное представление результата, будь то рисунок, аппликация или сочинение. В обучении немецкому языку метод проектов дает возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни.
Известно, что развитие компетентности у учащихся достигается посредством проектного обучения (В.В. Сериков). Основными элементами компетентностного подхода в обучении являются: выбор темы, видение проблемной ситуации, умение определять проблему, ставить задачу, решение задачи. Ученик должен иметь представление, где на практике можно применить полученные знания, и должен уметь выражать своё собственное отношение к задаче и способу её решения. Проект должен быть кому-то адресован, или в нём должно присутствовать пояснение, для чего он нужен людям. Здесь так же происходит включение всех учащихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей учащихся (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе - творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе - исследовательские, информационные, социально значимые проекты).
Основная частьВ теоретическом плане проектная деятельность позволяет:
1. Вовлечь максимальное количество учеников, проявить исследовательские навыки, повысить мотивацию к обучению.
2. Изменить способ коммуникации учителя и ученика: учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.
В практическом плане имеется ряд инновационных моментов:
1. Овладение навыками работы с новейшими сетевыми ресурсами.
2. Активное внедрение в учебный процесс идеи самоконтроля и самооценки, способствующих достижению устойчивых положительных результатов.
3. В рамках проектной деятельности на уроках с первого года учебы в лицее (с 5 класса) монологические высказывания (разговорные темы) переводятся в разряд монопроектов. Личное участие в составлении рассказов, экскурсий, или научных лекций с подборкой фото, видео материала повышают мотивацию учащихся и способствует снятию языкового барьера. От раза к разу ребёнок чувствует себя все более уверенным в себе. Так достигается ситуация успеха!
Недостатки метода проектов
Проблема субъективной оценки творческой работы;
Переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в определенные сроки;
Психологические коммуникативные проблемы: деление группы на «работяг» и «балласт»;
Технические накладки, которые могут повлиять как на процесс работы, так и на конечные результаты;
Несмотря на некоторые недостатки, проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в актуальный в настоящее время, так называемый, компетентностный подход к обучению, который включает в себя развитие учащихся трех компонентов:
Умение работать с различными источниками информации;
Умение работать в группе;
Умение работать самостоятельно;
Проектная деятельность базируется на принципах теоретической педагогики:
➣ принцип доступности (соответствия возрастным особенностям);
➣ субъектности (содействия развитию способности осознавать свое "Я");
➣ принцип добровольности и партнерства (полноправного сотрудничества);
➣ принцип преемственности (опоры на пройденное);
➣ результативности, объясняя важность процесса работы и результата;
➣ принцип научности и созидания.
Добавлю только, что принцип творчества и успеха является логичным завершением списка методологической базы.
«Три кита» - полезные жизненные принципы проектного выпускника:
· Индивидуальность и социальное самоопределение;
· Сформированность навыка индивидуальной и командной работы;
· Способность давать адекватную оценку действиям своим и чужим.
Принципиальные условия, соблюдаемые при работе над темой:
➣ Компьютерная грамотность;
➣ Умение аргументировать и делать логичные выводы;
➣ Распределение материала от простого к сложному, от частного к общему.Подходы, позволяющие реализовать ключевые компетентности:
· Личностный подход: формирует социально-значимые качества выпускников – самосознание и самореализацию, социальную активность, мобильность, креативность, стремление реализовывать конкретную осознанную цель.
· Компетентностный подход: ученик из пассивного объекта педагогического воздействия превращается в активного субъекта проектной деятельности.
· Дифференцированный подход: гарантирует адекватную языковую нагрузку, отработку практических навыков самостоятельной деятельности.
· Деятельностный подход: открывает перед ребенком весь спектр возможностей и создает установку на свободный выбор.
Критерии при работе над проектом:
1.Ученик выбирает проблему и содержание проекта, работает в индивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
2.Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.
3.Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию познавательных УУД во взаимосвязи видов РД, развитию психических и физиологических функций ученика.
Метод проектов является наиболее оптимальным для практической реализации компетентностного подхода при изучении школьной программы по английскому языку.
Педагогический опыт преподавания немецкого языка по УМК И.Л. Бим «Первые шаги »в 2-4 классах позволил апробировать и систематизировать применение проектов для достижения формирования УУД, предметных и личностных результатов. Мы разрабатываем школьный проект по темам, которые предлагает учебная программа. Именно тема проекта, в конечном счёте, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Таким образом, содержание проектной работы - это логическое продолжение содержания тематики учебника. На первом этапе важно подготовить проведение проекта, обсудить источники, план, форму презентации и т. п. Следующий этап - самый трудоёмкий. Он включает в себя сбор необходимой информации, обращение к уже имеющимся знаниям, формирование собственного взгляда на предмет проектирования. Важно то, что задание должно соответствовать индивидуальному уровню каждого ученика. На этом этапе - основная работа учителя. Обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком (что очень важно!), они лучше усваивают его логическую систему, закрепляют грамматику.
Практическая частьПримерные темы проектовЭтап обучения Вид
проекта Тема Предметные результаты Личностные результаты
Начальный этап обучения.
2 класс Творческий проект (нарисуй, изобрази, опиши, сделай игрушку, поделку с последующим описанием) Любая изучаемая тема устной речи (Животные. Моя семья. Игрушки. Сказочные герои. Продукты. В магазине.)Сделай книжку- малышку "Das ABC"
Сделай смешную закладку-загадку
Книга о друге Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей Развитие творческих способностей, развитие памяти, умения письма, коммуникативных способностей.
3 класс
Творческие проекты (с использованием песен, стихов, драматизации).
1.Внешность.
1. Мои любимые сказочные герои.
2. "Журнал мод"
3. «На почте»
Урок - ролевая игра "День рождения".
4.В магазине» Освоение правил речевого и неречевого поведения. Освоение начальных лингвистических представлений. Умение инициировать учебное взаимодействие;
вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать своё мнение.
4 класс Исследовательско-информационные проекты. 1.Изготовление открыток и подарков.
2. Концертный номер на ИЯ (стихи, песни, сценки, игры-конкурсы, кроссворды)
3.Праздники.
4.Лучший сказочный актёр.
Конкурс инсценированной сказки.
Диалоги речевого этикета.
4. "Школа моей мечты".
План школы.
Расписание уроков.
Описание школы мечты Расширение лингвистического кругозора. Сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах. Развитие взаимопомощи, толерантности. Умение уверенно держаться во время выступления.
Артистические умения.
Учебная самостоятельность
Примером мини-проекта может являться участие в еще одном международном проекте «Meine deutschen Freunden».
Работа над проектом – это, в первую очередь, самостоятельная работа ученика по решению какой-либо проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т.д.
Таким образом, в процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определённые учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха. Последний этап - презентация проекта. Здесь ученики работают над техническим выполнением. В результате занятий проектной деятельностью учащиеся понимают необходимость междисциплинарных связей. Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Все инновационные преобразования современной школы при правильной их организации дадут ожидаемый результат - успешного ученика!
Список используемой литературы:
Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320с.
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособие для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература".
Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку
Савченко Н.А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ.- http://www.ioso.ru/distant/library учреждений.
Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий Ж «Справочник заместителя директора школы» №4 2009 .- М.: АРКТИ.2006
Приложение 1.
Регистрационная форма
Ф.И.О. (полностью) Слесарева Татьяна Ивановна
Название организации (полностью) Муниципальное бюджетное общеообразовательное учреждение средняя образовательная школа № 13
Должность Учитель немецкого и английского языков
Ученая степень, звание 1 квалификационная категория
Адрес (с индексом) 404127 г.Волжский Волгоградская обл.
Ул. Мира д.42Кв.16
Телефон (с кодом) 88443291551
Факс (с кодом) -
Адрес электронной почты slesareva.tatiana@mail.ru
Форма участия заочная
Направление (1, 2 или 3) и название статьи 1