Рабочая программа «На пути к ОГЭ: информационная переработка текста»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОУ
«На пути к ОГЭ: информационная переработка текста»
9 класс
(составитель учитель русского языка и литературы Сурнина М.М.)
2015 г.
Пояснительная записка
Государственная итоговая аттестация по русскому языку, которая представляет собой важную ступеньку на пути к ЕГЭ, за годы проведения её в режиме эксперимента уже показала достаточную эффективность и как инструмент диагностики учебных достижений девятиклассников, и как средство прогнозирования приоритетов в обучении русскому языку в основной школе.
Анализ результатов экзамена ежегодно выявляет серьезные проблемы в обучении русскому ли-
тературному языку. Во-первых, это значительный разрыв между освоением теоретической базы и формированием практических навыков обучающихся. Во-вторых, это недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие систематической практики в анализе языковых явлений речевого произведения. Во многих работах выпускников встречаются существенные наруше-
ния логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложе-
ния. Все эти проблемы представляют собой разные аспекты одного явления – недостаточного уровня развития речи выпускников основной школы.
Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, – одна из важнейших задач курса: «На пути к ОГЭ: информационная переработка текста».
Курс ориентирован на учеников 9 класса и рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный компонент государ-
ственного стандарта основного общего образования по русскому языку; документы, определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой атте-
стации по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант), а также учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ.
Актуальность данного элективного курса связана с тем, что при всём многообразии предлагае-
мых различными издательствами программ они предполагают углубление знаний по отдельным раз-делам курса русского языка, в то же время практически отсутствуют программы, нацеленные на под-
готовку к успешной сдаче ГИА.
Изучение курса направлено на достижение следующей цели:
Подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации через реализацию практико-
ориентированного подхода в обучении русскому языку.
Достижение указанной цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
Овладение умениями проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
3
Совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматиче-
ским строем;
3. Овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Программа курса «На пути к ОГЭ: информационная переработка текста» предусматривает применение различных современных технологий обучения и воспитания: личностно-
ориентированное развивающее обучение, сотрудничество в обучении, технологии развивающего обу-
чения, проблемное и модульное обучение, тест-технологии. Индивидуальные консультации и приме-
нение современных технологий позволяет уделить особое внимание и оказать помощь воспитанникам,
требующим развития по индивидуальной траектории. Перевод обучения в сферу сотрудничества обес-
печивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, а также предоставляет возможность каждому, опираясь на свои способности, склонно-
сти, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности.
В ходе изучения курса реализуются межпредметные связи русского языка с литературой и
информатикой. Фрагменты художественных произведений, изучаемых по литературе, явля-
ются материалом для комплексного анализа текста, для обучения сжатому изложению и сочинению рассуждению. Владение ИКТ позволяет активно использовать презентации при углублении и система-
тизации теоретического материала, работать с информацией, размещенной на сайте ФИПИ, пользо-
ваться различными электронными образовательными ресурсами по подготовке к ГИА.
Основная форма обучения – учебное занятие. Место проведения – учебный кабинет. Занятия проводятся во время, свободное от школьных занятий. Программа мобильна, формы и режим работы могут меняться в зависимости от потребностей обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения курса ученик должен
знать/понимать:
структуру и содержание контрольно-измерительных материалов;
технологию написания сжатого изложения, приемы компрессии текста; функционально-смысловые типы речи и технологию извлечения информации из различных ис-точников; структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.
Уметь:
анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов рече-вой деятельности;
оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их упо-требления;
использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности до-стижения поставленных коммуникативных задач;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидно-стей языка; создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
осуществлять речевой самоконтроль.
Тематическое планирование
Максималь- Из них № Наименование ная нагруз- Теорети- Практиче- Контроль - Самостоя- ка учаще- ческоеская рабо- ная работа , тельная ра- п/п разделов и тем гося, ч. обучение , та, ч. бота, ч. ч. ч. 1 Введение 1 1 2 Обучение сжатому изложению 9 4 3 1 1 3 Комплексный анализ текста 14 6 4 2 2 4 Создание текста на заданную те- 9 1 4 3 1 му в соответствии с функцио- нально-смысловым типом речи 5 Подведение итогов 1 1 Итого 34 13 11 6 4 5 2838450-38112705935980-3625215
Содержание курса (34 ч.)
Введение (1 ч.)
Цели и задачи курса. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения гос-
ударственной итоговой аттестации.
Учащиеся должны знать:
структуру и содержание контрольно-измерительных материалов.
Учащиеся должны уметь:
учиться работать с КИМами, бланками ответов по русскому языку.
Основные термины по разделу:
Контрольно-измерительные материалы. Демонстрационный вариант. Бланк ответов. Сжатое из-
ложение. Задания с выбором ответа. Задания с кратким ответом. Сочинение-рассуждение на основе текста.
Обучение сжатому изложению (9 ч.)
Содержательные приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Свертыва-
ние исходной информации.
Языковые приемы компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.
Речевое оформление изложения. Смысловая цельность, связность и последовательность.
Учащиеся должны знать:
технологию написания сжатого изложения;
приемы компрессии текста.
Учащиеся должны уметь:
выполнять информационную обработку текста;
отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию.
Основные термины по разделу:
Сжатое изложение. Приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Микро-
темы. Абзацное членение. Критерии оценивания сжатого изложения.
Комплексный анализ текста (14 ч.)
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
Функционально-смысловые типы речи, их признаки.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения. Извлечение информации из различных источников.
6
Выразительность русской речи: выразительные средства фонетики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики.
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразео-
логические обороты. Лексический анализ слова.
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Морфологический анализ слова.
Правописание. Орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний. употреб-
ление ъ и ь. Слитное, раздельное и дефисное написание. Прописная и строчная буква.
Грамматика. Синтаксис.
Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение.
Правописание. Пунктуация.
Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предло-
жении. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Учащиеся должны знать:
основные признаки текста;
особенности основных функционально-смысловых типов речи;
основные признаки стилей речи;
основные изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты;
основные понятия и термины лексики и фразеологии;
названия и особенности основных морфем русского языка;
основные способы образования слов в русском языке;
предмет изучения орфографии и алгоритм применения орфографических правил;
синтаксические правила и пунктуационные нормы.
Учащиеся должны уметь:
определять функционально-смысловые типы речи;
определять стиль предложенного для анализа текста и аргументировать собственное мнение;
находить в тексте изобразительно-выразительные средства и объяснять их роль в создании худо-жественного образа;
находить в предложенных текстах лексические понятия и определять их роль;
находить значимые части слова и выполнять морфологический разбор;
определять способ словообразования и выполнять словообразовательный разбор;
узнавать и осознавать в слове орфограмму, определять условия выбора верного написания и пра-
вильно писать слово;
7
объяснять общие случаи постановки знаков препинания;
анализировать строение и значение словосочетаний, выполнять разбор словосочетаний;
характеризовать предложение.
Основные термины по разделу:
Текст. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, комбини-
рованный текст.
Стили русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художе-
ственный.
Изобразительно-выразительные средства языка (тропы): метафора, олицетворение, эпитет, фра-
зеологизм, сравнение, гипербола, лексический повтор.
Слово. Лексическое значение. Прямое и переносное значение. Многозначность. Синонимы. Ан-
тонимы. Омонимы. Лексика исконно русская и заимствованная. Диалектизмы. профессионализмы.
Жаргонизмы.
Фразеология.
Морфемика. Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание, основа. Основные способы словообразования. Формообразование.
Орфография. Орфограммы.
Синтаксис. Словосочетание.
Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. второстепен-
ные члены предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Типы предложений по количеству грамматических основ. Предложения распространенные и нераспространенные. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение. Знаки препинания: разделительные, выделитель-
ные и соединительные.
Создание текста на заданную тему в соответствии
с функционально-смысловым типом речи (9 ч)
Структура сочинения-рассуждения: тезис, доказательство, вывод. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Сочинение-рассуждение на основе текста.
Учащиеся должны знать:
структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.
Учащиеся должны уметь:
8
писать сочинение-рассуждение на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи.
Основные термины по разделу:
Сочинение-рассуждение. Тезис. Доказательство. Вывод. Критерии оценивания.
Подведение итогов (1 ч.)
9
Календарно-тематический план
Из них Дата Прак- Кон- Само- проведения № Наименование разделов и тем Всего тичес- троль- стоя- занятия п/п часов кая наятельная работа, работа, работа, план факт ч. ч. ч. 1 Введение 1 1.1 Цели и задачи курса 1 2 Обучение сжатому изложению 9 3 1 1 2.1 Главная и второстепенная информация текста 1 (занятие с использованием ИКТ) 2.2 Главная и второстепенная информация текста 1 0,5 Приемы содержательной компрессии текста: ис- 1 2.3 ключение, обобщение, упрощение (занятие сиспользованием ИКТ) 2.4 Приемы содержательной компрессии текста: ис- 1 0,5 ключение, обобщение, упрощение 2.5 Приемы содержательной компрессии текста: ис- 1 1 ключение, обобщение, упрощение 2.6 Речевое оформление изложения 1 1 2.7 Критерии оценивания сжатого изложения (за-1 нятие с использованием ИКТ)2.8 Практикум по написанию сжатого изложения 1 1 2.9 Практикум по написанию сжатого изложения 1 1 3 Комплексный анализ текста 14 4 2 2 3.1 Текст как продукт речевой деятельности 1 3.2 Функционально-смысловые типы речи (заня-1 0,5 тие с использованием ИКТ)3.3 Извлечение информации из различных источ- 1 ников3.4 Выразительные средства русской речи (заня-1 тие с использованием ИКТ)3.5 Выразительные средства русской речи 1 1 3.6 Лексика и фразеология (занятие с использова-1 0,5 нием ИКТ)3.7 Морфемика и словообразование (занятие с ис-1 0,5 пользованием ИКТ) 3.8 Правописание. Орфография 1 0,5 3.9 Правописание. Орфография 1 1 3.10 Грамматика. Синтаксис 1 0,5 3.11 Грамматика. Синтаксис 1 1 3.12 Правописание. Пунктуация 1 0,5 3.13 Правописание. Пунктуация 1 1 3.14 Синтаксический и пунктуационный анализ 1 1 10 4189095-9042400
Из них Дата Прак- Кон- Само- проведения № Наименование разделов и тем Всего тичес- троль- стоя- занятия п/п часов кая наятельная работа, работа, работа, план факт ч. ч. ч. Создание текста на заданную тему в соот- 4 ветствии с функционально-смысловым ти- 9 4 3 1 пом речи 4.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую1 0,5 тему (занятие с использованием ИКТ) 4.2 Сочинение-рассуждение на лингвистическую1 1 тему 4.3 Сочинение-рассуждение на лингвистическую1 1 тему 4.4 Сочинение-рассуждение на основе текста (за-1 0,5 нятие с использованием ИКТ)4.5 Сочинение-рассуждение на основе текста 1 1 4.6 Сочинение-рассуждение на основе текста 1 1 4.7 Контрольный тест по курсу 1 1 4.8 Контрольный тест по курсу 1 1 4.9 Контрольный тест по курсу 1 1 5 Подведение итогов 1 5.1 Итоговое занятие 1 Итого 34 11 6 4 4189095-4541520
11
Материально-техническое обеспечение предмета
Технические средства обучения
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Проектор.
Интерактивная доска.
Программные средства
Операционная система Windows ХР.
Офисное приложение Microsoft Office 2007.
Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература
1.
Дополнительная учебно-методическая литература
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2016 году государ-
ственной итоговой аттестации по русскому языку. URL: http://fipi.ru/oge-i-gve-9Беднарская Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку: Русский язык в школе, 2009, №9, 10.
Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготов-
ки к сжатому изложению: Русский язык в школе, 2009, №3.
Зарубина О.В. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему: Русский язык
школе, 2009, №9.
Крайник О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению: Русский язык
школе, 2009, №10.
9. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебное пособие. – М., 2005.
12
Словарь терминов и понятий (предметный)
Абзац – (нем. Absatz). 1. Отступ вправо в начале строки (красная строка). 2. Отрезок письменно-
го или печатного текста от одной красной строки до другой. А. является средством логико-
композиционного членения текста.
Анализ текста – аспект обучения в практическом курсе языка. Цель данного аспекта обучения заключается в том, чтобы помочь учащемуся глубже и полнее понять идейное содержание читаемого
текста, особенности его языка и стиля и в конечном счете способствовать обогащению словаря и
развитию речевых умений учащегося.
Аргументация – (лат. argumentatio доказательство). Вид речевого сообщения по способу выра-
жения мыслей, который вызывается необходимостью определить позицию говорящего или пишущего.
Средствами аргументации являются суждение или совокупность суждений, приведенные в подтвер-
ждение истинности позиции отправителя речи.
Интерпретация текста – процесс смысловой обработки текста адресатом, читателем, слушате-
лем, оформление собственной позиции.
Комментарий текста – толкование, разъяснение смысла текста в соотнесении с внеязыковой
действительностью.
Компетенция – совокупность специальных (предметных) и общепредметных знаний, умений,
навыков и способов деятельности, а также ценностных ориентации и мотивов деятельности, сформи-
рованная у школьников в результате изучения ими предметной образовательной области и служащая средством достижения компетентности как конечной цели обучения.
Коммуникативная компетенция – способность (знания, умения и навыки) понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам и ситуациям об-
щения.
Компрессия – алгоритмическое преобразование данных, производимое с целью уменьшения их
объема.
Лингвистическая компетенция – совокупность специальных (лингвистических и учебно-языковых) и общепредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, ценностных ориен-
тации и мотивов учебно-познавательной деятельности, сформированная в результате изучения учащи-
мися предметной области «Русский язык» и служащая средством формирования лингвистической компетентности.
Пересказ – изложение содержания прочитанного или услышанного текста. П. может быть сво-
бодным (изложение своими словами) или близким к тексту. Применяется при обучении устной моно-
логической речи и в качестве средства контроля при обучении аудированию и чтению. Рассматривает-
ся как вид упражнений по развитию связной речи, может передавать содержание полностью (сплош-13
ной П.) или выборочно (П., близкий к тексту).
Сжатое изложение – форма обработки информации исходного текста; воспроизведение основ-
ного содержания текста при сохранении композиционно-логической структуры, стиля и типа речи ис-
ходного текста.
Сочинение – вид творческого задания, письменная самостоятельная работа учащихся; изложе-
ние собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. С. различаются по жанру, типу созда-
ваемого текста или способу выражения мыслей (описание, повествование, объяснение, рассуждение.Текст – результат говорения или письма, продукт речевой деятельности; основная коммуника-
тивная единица, которой человек пользуется в процессе речевой деятельности. Т., как правило, обла-
дает единством темы и замысла, относительной законченностью, связностью, цельностью, внутренней структурой - синтаксической (на уровне сложного синтаксического целого и предложения), компози-
ционной и логической, определенной целенаправленной установкой. Восприятие Т. обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым общим фоном знаний, его ком-
муникативными характеристиками. Т. всегда характеризуется отнесенностью к тому или иному стилю
– разговорному, публицистическому, научному и др.
Тема – предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; то, о чем повествуется, что описывается, предмет речи, сочинения. Работа над Т. занимает одно из ведущих мест в системе разви-
тия речи; у учащихся формируются умения: понять Т., определить ее объем и границы, накапливать материал по Т., систематизировать его в соответствии с задачей раскрытия Т.
Умение – промежуточный этап овладения новым способом действия, основанном на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка.
Уровень понимания текста – один из показателей уровня обученности. Принято различать че-
тыре У.п.т.: уровень фрагментарного понимания, при котором различаются и узнаются отдельные сло-ва и словосочетания; уровень общего понимания текста, когда общий смысл адресату ясен, а его дета-
ли нет; уровень детального понимания, при котором уяснение общего смысла сопровождается пони-
манием деталей текста; уровень критического понимания (ясно не только содержание текста в деталях,но и его подтекст, цели, мотивы и др. речевого произведения).
Ценностные ориентации – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении.
Языковая компетенция – способность (знания, умения и навыки) учащихся употреблять слова,
их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства.
14
Словарь терминов и понятий (тестология)
Аттестационный балл – балл по традиционной пятибалльной шкале, проставляемый в аттестат
Бланк ответов – бумажный формуляр, в который экзаменуемый обязан вписать свои ответы в строгом соответствии с образцом заполнения и который после экзамена является главным документом о результатах учащегося. На первом этапе один учащийся использует два бланка ответов в ходе одно-
го экзамена: первый – для заданий типа «А» и «В», второй – для заданий типа «С».
Демоверсия – примерный вариант экзаменационного теста ГИА, соответствующий специфика-
ции и кодификатору данного предмета.
Задание с выбором ответа (закрытое) – задание основано на выборе ответа из нескольких предложенных вариантов. В бланке ответов ГИА эти задания помечены буквой «A».
Задание с кратким свободным ответом – тестовое задание открытого типа, на которое учащий-
ся должен записать ответ словом, словосочетанием или числом. В бланке ответов ГИА эти задания
помечены буквой «В».
Задание с развернутым ответом – тестовое задание, на которое учащийся должен записать от-
вет в виде связного теста (доказательства) или формул. В бланке ответов ГИА эти задания помечены
буквой «С».
Индивидуальный экзаменационный комплект – комплект экзаменационных материалов, ко-
торый выдается каждому выпускнику на экзамене. В комплект входит: бланк регистрации, бланки от-
ветов №1 и №2, бланк черновика и тестовый буклет.
КИМ (контрольный измерительный материал) – 1) одно задание в экзаменационном тесте; 2)
это комплект (вариант) тестовых заданий разного типа.
Кодификатор – структурированное содержание учебного предмета, каждому элементу которого присвоен определенный код.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классифи-
кация чего-либо; мерило оценки.
Оценивание – любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оцен-
кой, в случае ГИА – оценкой уровня образовательных достижений учащегося.
ППЭ – Пункт проведения экзамена.
Спецификация – документ, перечисляющий специфические особенности экзаменационной ра-боты по предмету.
Тест – система заданий возрастающей сложности, специфической формы, позволяющая оценить знания, умения и навыки и измерить их уровень.
Тестирование – измерение знаний, умений и навыков испытуемых с помощью тестов (педагоги-ческих измерительных материалов).15