Выступление на тему Проектная деятельность как средство реализации коммуникативной компетенции на уроках русского языка


Проектная деятельность как средство реализации коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Автор Болтенкова Людмила Фёдоровна,
преподаватель русского языка и литературы
ОБПОУ «Железногорский ПК»
Одной из приоритетных компетенций уроков русского языка и литературы является коммуникативная компетенция, предполагающая овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Формы, методы и приемы учебной деятельности, реализующие коммуникативную компетенцию, должны быть направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Эффективным средством для достижения этой цели является технология проекта.
Проект – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий, завершающийся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Задачами проектной деятельности являются обучение планированию; формирование навыков сбора и обработки информации, умения анализировать, вести дискуссию, лаконично излагать свои мысли, составлять письменный отчет; развитие позитивного отношения к работе.
В современной методической литературе выделяют несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности обучающихся проекты бывают ролевыми, творческими, информационными, исследовательскими. На моих уроках русского языка широкое распространение получил исследовательский проект, главная цель которого – формирование информационной культуры и кодекса речевого поведения, воспитание у студентов любви к языку и потребности в чистой, грамотной выразительной речи. Исследовательский проект предполагает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. К этому виду работы можно отнести следующие исследования: «Жаргонная лексика в современном русском языке»; «СМС – сообщения: языковой аспект»; «Характеристика языка и речи в пословицах русского народа»; «Компьютерный сленг как языковое явление»; «Слова-паразиты» и другие.
Для проекта характерны следующие этапы работы:
подготовительный (определение темы и целей проекта);
планирующий (определение источников необходимой информации и их анализ, определение способа представления результатов, установление критериев оценки проекта);
исследовательский (сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты), выбор оптимального варианта хода проекта);
представление (защита) проекта и оценка его результатов (подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет), анализ выполнения проекта, достигнутых результатов).
Обращение к проектам возможно на различных типах занятий: актуализации знаний, совершенствовании знаний, умений и навыков, обобщении и систематизации знаний. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов (индивидуальную, парную, групповую) и может быть краткосрочным или продолжительным (от нескольких недель до нескольких месяцев). В своей практике я использую в основном краткосрочные проекты, помогающие охватить проектной деятельностью большую часть студентов. Право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать со сверстниками позволяет студентам повысить мотивацию к изучению русского языка.
Проектная деятельность на уроках русского языка позволяет формировать такие коммуникативные УУД, как планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью.
Литература
Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка. Статья.//Русский язык. – М., 2007
Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». - М., 2004.
Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. – М., 2009.
https://ru.wikipedia.org