Интегрированный урок. Чтение и Окружающий мир: «Волшебная полочка» Н. Сладков. А Барто «Лебединое горе»


Интегрированный урок. Чтение и Окружающий мир: «Волшебная полочка» Н. Сладков. А Барто «Лебединое горе»
Цель:
познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова и стихотворением А.Барто; продолжить работу над пословицами;
совершенствовать навыки чтения;
развивать речь, воображение; обогащать словарный запас;
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к зимующим птицам. Труд: учить выполнять аппликацию птиц из природного материала;
развивать внимательность, аккуратность, воображение.
Воспитывать любовь к птицам
Ход урока
I.Организация класса
1. Ожидание.
- Что вы ожидаете от урока?
- А я, ребята, ожидаю от вас плодотворной работы, чтобы вы были активными и узнали много нового и интересного.
2. Скороговорка
Грачиха говорит грачу: "Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера.” - Правда ли, что для укрепления пера нужно делать птицям прививки?
Для укрепления пера птицам нужно давать: канареечное семя, сваренное вкрутую яйцо, яичную скорлупу, листья свежей капусты, а также специальные препараты (продаются в зоомагазинах), которые обеспечат организм птицы микроэлементами, витаминами и другими жизненно важными веществами, необходимыми для роста нового оперения и профилактики заболеваний во время линьки, повысят подвижность и активность птиц.
3. Чистоговорка
КО – ко – ко – зимой птицам нелегко.
Орм – орм – орм – они ищут корм.
Цам – цам – цам – помогите птицам.
Шки – шки – шки – развесьте им кормушки.
II. Проверка домашнего задания
1. Выборочное чтение текста.
Найдите отрывок, где говорится о большой серой птице.
Прочитайте выделенные предложения.
Как вы их понимаете?
2. Игра «Подбери слова признаки».
Тишина – необыкновенная, «мёртвая»
Дождь – стеклянный
Снег – первый, чистый, белый
Снегири – нахохлившиеся
- Почему снегири нахохлились?
- Что вы знаете о снегирях?
Снегирь – птица крупнее воробья, но меньше скворца. Размер туловища 15-17 см при размахе крыльев 22-29 см.
Самка откладывает от 4 до 6 яиц и насиживает их в течение 2 недель. В это время самец приносит ей корм.
После появления на свет снегирят, кормят их оба родителя еще чуть более 2 недель. Следует отметить, что Снегири питаются растительной пищей, и птенцов также кормят (из зоба) семенами деревьев, трав, молодыми побегами, почками. Насекомых поедают очень редко.
Как и большинства воробьинообразных птиц, у Снегиря обыкновенного 2 кладки в году.
К началу августа слетки линяют, и самцы надевают свой яркий алый наряд и черную шапочку. Самки же становятся более равномерного бурого окраса и также примеряют черный «головной убор».
III. Итог проверки домашнего задания.
IV. Сообщение темы и цели урока Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «Волшебная полочка» по Н. Сладкову и стихотворением Агнии Барто «Лебединое горе».
Узнаем как тяжело зимовать птицам и как мы можем им помочь.
V. Изучение нового материала
1. Биография Н.Сладкова
2. Словарная работа
Заклинание – магические слова (абра – кадабра…)
Фанерка – тонкий лист древесины.
Повелитель – тот, кого слушаются и подчиняются.
3.Орфоэпическая работа
В тексте вам встретятся слова, чьё написание расходится с произношением.
Воробьи
Открою
Этого его
4.Чтение текста учителем
Проблемный вопрос:
Когда полочка станет волшебной?
5.Вопросы по содержанию - Что надо сделать, чтобы стать повелителем птиц?
- Почему повелителя птиц автор называет добрым?
- В чём волшебная сила полочки?
6. Физминутка
VI.Закрепление изученного материала
1. «Дождик»
2. Выборочное чтение
- Чем питаются синички?
- Чем питаются снегири?
3. Работа по рисунку.
Правильно ли нарисовал кормушку для птиц художник?
- Из чего можно сделать кормушки?
- Какая главная мысль рассказа?
3. Чтение учителем стихотворения «Лебединое горе»
1) Биография Агнии Барто
2) Чтение учителем
Проблемный вопрос:
Почему лебедь остался один?
3) Работа по содержанию.
- Почему стихотворение называется «Лебединое горе»?
- Как люди могут помочь птицам зимой?
- Что страшнее для птиц – голод или холод?
4) «Цепочка».
Что мы знаем о лебедях?
Отряд гусеобразные, семейство утиные, подсемейство гусиные.
Со всеми вытекающими многочисленными последствиями в буквальном смысле: в кладке у него 7-9 яиц (которые откладываются в марте и насиживаются 35 суток, кстати. Причём самец в это время охраняет самку, а когда ей надо по делам, сидит на кладке вместо неё). Лебедь имеет 25000 перьев.
4. «Продолжи пословицу.» Друг познаётся в …
Верному другу цены…
Дерево живёт корнями, а человек…
5. Работа с народными приметами, связанные с птицами.
Ласточки и стрижи с весёлым криком высоко летают в небе – к хорошей погоде. Ласточки летают над землёй, к дождю.
Вороны и галки сидят на вершине деревьев – к морозу.
Увидел скворца – знай: весна у крыльца.
Летом ворона купается – к дождю.
6. Работа в парах.
Составление аппликации из природного материала.
На какую геометрическую фигуру похоже туловище птицы?
Засушенные листья – замечательный материал для художественного комбинирования.
Различные формы листьев сами подскажут нам, что из них можно сотворить. Составление аппликации из засушенных листьев строится по следующему плану:
1. Определяем листья для базовых форм (голова, туловище) и их место на основе.
2. Подбираем и прикладываем мелкие детали (ушки, хвостики, лапки).
3. Оживляем поделку, придаем характерную особенность (веселость, грусть и т.д.)
7. Презентация работ в парах
VII. Итог урока.
Домашнее задание
- О ком мы сегодня читали?
- Оправдались ли ваши ожидания?
- В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
- Что изменил бы в своих действиях на уроке?
- Над чем заставил задуматься урок?
- Урок дал мне для жизни …