Конспект урока по литературному чтению. Тема: День победы. А. Ахматова «Памяти друга». 2 класс


Конспект урока по литературному чтению.
Тема: День победы. А. Ахматова «Памяти друга».
Тип: Введение в раздел.
Цель: Познакомить детей с новым разделом на примере стихотворения А. Ахматовой «Памяти друга».
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей со стихотворением А. Ахматовой «Памяти друга», увеличить словарный запас, пополнить знания о культурных ценностях русского народа.
Развивающие: Развитие умений анализировать, развитие культуры общения, развитие умений сопереживать и сочувствовать.
Воспитательные: Воспитать патриотическую личность.
Оборудование: учебник, электронная доска, презентация.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Примечание
1. Орг. Момент. М.: слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. 2. Проверка домашнего задания М.: опрос.
- На дом вам был задан пересказ рассказа В. Драгунского «Надо иметь чувство юмора».
- Сейчас я вызываю одного человека, все внимательно слушают, в любой момент я его останавливаю, следующий продолжает. 2. Актуали-зация знаний М.: введение в раздел.
- Ребята, сегодня мы откроем новый раздел.
- Прочитайте слова Г.К. Жукова, прославленного полководца Великой Отечественной войны, Маршала Советского Союза, которые станут эпиграфом этого урока:
«Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам сопутствуют, и всегда победа будет за нами».
- О чём мы будем читать в новом разделе? (о 9 мае, о победе).
- Как его можно было бы назвать? (9 мая, Великая Отечественная Война, День Победы)
- Проверьте свои предположения, откройте учебник на с. 184–185 и прочитайте название.
М.: беседа «Что мы знаем о войне».
- Что вы знаете о празднике День Победы? (все вспоминают войну, идут на парад, ветераны, надевают парадный мундир, бессмертный полк)
- Какие фильмы о войне вы смотрели? Что запомнилось? («В бой идут одни старики», «Туман», «Брестская крепость», «Перегон»)
- Почему во многих городах, сёлах, на улицах и площадях стоят обелиски, памятники, горит Вечный огонь? (чтобы люди помнили, приходили, клали цветы, почитали )- Какую песню вы чаще всего слышите 9 Мая? («День Победы»)
- Давайте послушаем её, внимание на экран.
- От имени кого звучат слова песни? (От имени солдат, тружеников тыла, командиров, всего нашего народа.)
- Почему «это праздник со слезами на глазах»? (люди вспоминают войну и плачут, вспоминают тех кто погиб)
- Какие подвиги нашего народа вспоминает автор? (Борьба на фронте, трудовой подвиг народа, освобождение Европы от фашизма.)
М.: чтение авторского текста.
- Ребята, давайте прочитаем авторский текст на странице 186.
М.: беседа после прочтения.
- Почему День Победы – праздник грустный? (много людей погибло)
- А почему торжественный? (мы победили)
- Согласны ли вы с ответом Настиного папы? (да)
- Почему? (люди должны помнить, что ради нас другие отдавали жизнь, с каким трудом далась им победа, много людей погибло, и мы должны почитать их)
Слова на слайде.
Видеоклип (фото ветеранов и памятников под песню Муслима Магомаева – День Победы.)
Девятого мая по радио с самого утра передавали военные песни, по телевизору пожилые люди вспоминали войну.
Притихшая Настя пришла к папе и сказала:
- Сегодня праздник какой-то не похожий на другие праздники – грустный и торжественный. Пап, а почему взрослые вспоминают войну? Ведь ты говорил, что все тяжелое, плохое, грустное лучше скорее забыть?
- Есть вещи в жизни, которые человек забыть не должен и не может, даже если бы захотел…
3. Подготовка к первичному восприятию М.: работа с текстом до чтения.
- Прочитайте название. Кто же этот друг? Что с ним случилось? Что можете предположить? (наверное, этот друг погиб и в честь него написано стихотворение)
4. Первичное восприятие М.: первичное чтение.
- Ребята, прочитайте стихотворение самостоятельно, попробуйте ответить на эти вопросы.
5. Анализ первичного восприятия М.: эмоционально-оценочная беседа.
- Вы поняли, кого автор называет другом? (Безымянного солдата, погибшего на войне.)
М.: разбор непонятных слов.
- Все ли слова были понятны, когда читали? (да) Уточните, как вы понимаете слова зарево, вдова, безымянная (могила). (Зарево – отсвет пожара на небе; вдова – женщина, у которой умер муж; безымянная – на которой не указано имя.)
6. Повторное чтение М.: чтение вслух по частям.
После чтения 1–4-й строчек:
- Обратите внимание: заря не просто розовая, она красная, как зарево, т.е. в цвете зари поэтесса видит отблески пожаров – память о войне.
- Что вы представили, когда прочитали 3-ю и 4-ю строчки? (как весна старалась привести в порядок, заботилась о могиле, ведь больше некому)
- Да, в могиле под обелиском с красной звездой похоронен солдат, имя которого неизвестно, поэтому на его могилу не придёт вдова. Кто же горюет, скорбит по погибшим? (Весна, весна-вдова у могилы солдата.)
После чтения 5–8-й строчек:
- В первой части мы увидели красный цвет: цвет пожара, цвет Знамени Победы. А в этой части – какие увидели цвета? (Зелёный: почки, трава и жёлтый: бабочка, одуванчик – это цвета жизни.)
7. Обобщаю-щая работа М.: подготовка к выразительному чтению.
- Какими чувствами наполнено стихотворение? (грусти, печали, скорби и чувством красоты весенней природы, счастьем жизни...)
- Почему лирический герой не называет имени своего друга? (их много, не перечислить имена тех, кто спас Родину и всех живущих.)
- Как нужно читать это стихотворение? (С печалью, торжественно – 1-ю часть и с более светлой, спокойной интонацией – 2-ю.)
- Давайте рассмотрим первую часть, на какие слова нужно сделать акцент?
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
- А во второй части, на какие слова нужно сделать акцент?
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку и траву погладит.
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
М.: Выразительное чтение.
(учитель, затем дети). 8. Итог. М.: Работа с текстом после чтения.
- Почему это стихотворение А. Ахматовой открывает раздел? (оно заставляет задуматься о войне)
- Чего ждёте от чтения других произведений? (хотим узнать больше о войне и людях, которые воевали)
М.: итоговая беседа
- Что мы сегодня делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
- Что нового вы сегодня узнали? (мы поняли, как сильно важен этот праздник для людей) 9. Домашнее
задание - Откройте дневники, давайте запишем домашнее задание. Стр. 186, выразительное чтение стихотворения.