Методическая разработка для работы в классе фортепианного ансамбля детских школ искусств Ансамблевое музицирование

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Бельская детская школа искусств»






«Ансамблевое музицирование»


Методическая разработка преподавателя

МБУ ДО «Бельская ДШИ»

Озеровой Татьяны Алексеевны

























Игра в четыре руки на фортепиано с давних пор была одним из самых любимых видов музицирования. Имея навык игры в ансамбле, можно с интересом и пользой провести время, получая подлинное удовольствие. Игру в 4 руки можно превратить в состязание ловкости, творческой изобретательности, создать настроение радости, душевного покоя и равновесия.
Одним из самых легких уроков в детской школе искусств по результатам анкетирования класса «фортепиано», многие назвали «ансамбль».
На вопрос: «Почему?», одни ответили, что это интересно, кому-то работа в классе ансамбля показалась нетрудной, а одна из учениц ответила: «Я после этого урока никогда не устаю».
Положительные эмоции налицо. Но, чтобы это состояние поддержать, необходима целенаправленная и большая работа.
Целью обучения детей в музыкальных школах является подготовка не только будущих исполнителей-профессионалов, но и музыкантов любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом. Необходимо, чтобы ребенок занимался музыкой с удовольствием. А для этого существует много предпосылок: хороший контакт с преподавателем, отсутствие недопонимания в работе над музыкальным произведением, правильный подбор репертуара, ставящий целью формирование технических и творческих навыков.
Формы обучения игре на фортепиано в детской школе искусств весьма разнообразны. Помимо уроков специальности ребенок учится читать с листа, транспонировать, аккомпанировать и, конечно же, играть в ансамбле.
Урок ансамбля, по моим наблюдениям, является одним из самых любимых.
для учеников.
Как правило, первые музыкальные произведения, осваиваемые ребенком, исполняются в ансамбле с педагогом. Помимо таких педагогических задач, как развитие гармонического слуха, умения играть в заданном темпе, очень важен эмоциональный настрой.
Детям очень нравимся звучание, исполняемой ими мелодией, с сопровождением педагога. И когда задаешь вопрос: «А почему нравится?», ученики ответили: «Получилось очень красиво, получилось очень весело». Одна ученица шести лет ответила: «Получилась большая музыка».
В итоге затрагиваются такие струны детской души, которые отвечают за счастливое, радостное настроение, положительные эмоции. И важно этот настрой поддержать и сохранить.
Используя игру в ансамбле, можно очень легко и доступно объяснить такие сложные для начинающих понятия, как «тональность», «лад». Путем проигрывания, сопровождения для одной и той же мелодии в мажоре и в миноре формируется ладовое восприятие. А если у песенок есть текст, то уже можно говорить о содержании музыкальных произведений, и какими выразительными средствами музыки можно воспользоваться для создания музыкального образа.
Педагог на первом этапе игры в ансамбле ставит много задач. Подчас формирование какого-либо навыка требует многократного повторения. В ансамбле с педагогом этот процесс может менее утомить ребенка, наоборот, сделает его соучастником творческого процесса, где урок превращается в занимательную игру.
Сначала педагог аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. Таким образом, ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: «солирования» - когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирования» - умение отойти на второй план ради единого целого. Незаменимый метод формирования слухового восприятия в последующей работе над полифонией!
Много интересного материала можно использовать в классе ансамбля из учебников А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой», Баренбойма «Путь к музыке», Игнатьева «Я музыкантом стать хочу» и других.
Со второго класса дополнительной общеобразовтельной предпрофессиональной программы вводится урок «Ансамблевое музицирование» (вариативная часть), а с четвертого класса – «Ансамбль».
Ансамбли формируются из учеников класса, которые по своему музыкальному развитию близки. Помимо владения инструментом приблизительно на одном уровне, необходим психологический контакт. В ходе общения и наблюдения нетрудно выявить симпатии и антипатии учеников друг к другу. Творческий контакт быстрее найдут дети, которые между собой дружат или поддерживают добрые отношения. На короткий промежуток времени для классных концертов используются ансамбли учеников младшего возраста и старшего. Это вызывает восторг и способствует желанию играть хорошо, с настроением.
Важно с первого урока настроить фортепианные дуэты: каждый ученик владеет самостоятельной партией – своим голосом, своей линией мелодии. Но все, в конечном итоге, подчиняется общему замыслу музыкального произведения. Совсем как на строительной площадке: каждый занят своим делом, но цель у них – построить дом.
И мы начинаем строительство: правильная посадка за инструментом, правильное положение рук и всего корпуса, одновременное начало игры.
При игре в ансамбле развиваются такие качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, а также слышать общее звучание всей музыкальной пьесы; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиниться его замыслу. Активизируется фантазия и творческое начало; заостряется звучание звукового колорита; повышается ответственность за знание своей партии,
ибо совместное исполнительство требует свободное владение текстом.

Грамотный разбор каждой партии занимает очень важное место. Необходимо этим заниматься в присутствии обоих учеников. Важен показ педагога. Использование современных технологий позволяет услышать очень многие произведения в оригинале в исполнении симфонического оркестра. Переложения песен – в вокальном исполнении.
Внимание акцентируется на осознании содержания произведения, подчеркиваются стилистические, фактурные особенности, характеризуются жанровые закономерности. Очень важна психологическая установка на положительный результат. Участники дуэта должны сопереживать друг другу, быть внимательными, заботливыми, толерантными.
Момент единения перед началом игры – решающий. Отзовется инструмент или нет? Будет ли это музыка или набор звуков? Одновременный вдох служит сигналом для начала игры.
Необходим рассказ педагога о композиторе, чье произведение исполняется, об эпохе, когда он жил.
Развитию музыкальной грамотности отводится определенное время: слуховые явления должны осознаваться с помочью музыкальных терминов, а умение разбираться в строении музыкальной речи как фактора поможет выразительности исполняемой музыки.
Синхронное извлечение звука – одна из самых сложных задач на первом этапе. Поэтому для начала выбирается репертуар с запоминающейся мелодией, с небольшим количеством знаков альтерации, несложным ритмическим рисунком. Все это позволит ученикам сосредоточиться на звучании, даст возможность прислушаться к партнеру, понаблюдать за ним.
И, конечно, важен результат. Если за короткий промежуток времени фортепианный ансамбль успел добиться положительных результатов, то это является большим стимулом для дальнейшей работы. Педагог должен поддержать состояние успеха, радостных эмоций, тем самым сохраняя интерес к последующим занятиям.
Постепенно прививается навык разбирать более сложный нотный текст. Педагог концентрирует свое внимание на правильном подборе репертуара. Завышение репертуарных требований ведет к загрузке учеников утомительной и неинтересной работой, которая отдаляет результат. Подбор репертуара определяется в зависимости от исполнительских, индивидуальных особенностей учащихся, в тесной связи с целями и задачами обучения на конкретном этапе.
Репертуарный план в классе ансамбля предусматривает знакомство с произведениями, различными по жанру и стилю. Это позволит расширить кругозор учащихся, развить их эстетический, музыкальный вкус, привить любовь к музыке.
Для фортепианных ансамблей существует очень много фортепианных переложений. В моей работе я использую альбом фортепианных ансамблей «Брат и сестра» в шести выпусках, дающий представление о наиболее известных и замечательных произведениях зарубежной и русской классики. А изучение пьес из альбома «По сказкам Шарля Перро» позволяет расширить кругозор по знанию литературных произведений и найти для исполнения музыки яркие краски и развить исполнительские навыки в плане выразительных особенностей звучания произведений.
Важнейшим требованием совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приемов звукоизвлечения. Игра в ансамбле требует от учащихся умения передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.
Еще одна трудность, с которой сталкивается фортепианный ансамбль в своей работе - педализация. Добиться художественного слияния ансамблевых партий в одно целое - сложная задача, которой нужно уделять много внимания.
С самых первых уроков ученики, играющие в ансамбле, как выяснилось, умеют оценивать свою игру. Умение слышать, анализировать и совместно с педагогом найти путь к исправлению недостатков при исполнении – важная часть работы. Не все дети раскрепощены в общении. Выражая свои мысли и эмоции, не все могут составить красочный рассказ. Деловой разговор, общение в ходе урока не должно допускать «третьего лишнего». Постепенно вовлекая «молчуна» в разговор, преподаватель получает прекрасную возможность для развития речевых навыков, умения формировать и выражать свои мысли. Предпосылкой для этого служат доброжелательное отношение педагога, помощь и поддержка товарища.
Ученики начальных классов уже имеют свои музыкальные пристрастия, т.к. объем музыкальной информации очень велик. Кто-то любит популярную эстрадную музыку, кому-то нравится музыка их кинофильмов. Как правило, это преобладает. Очень важно воспитать хороший музыкальный вкус, научить отделять «зерна от плевел».
Часто беседую с учениками о музыке, которая живет очень короткое время и не бывает востребованной уже больше никогда. А есть музыка, жизнь которой – вечность.
Считаю, что дети не должны воспитываться на музыке, предназначенной для развлечения взрослых. Для детей написано много прекрасной музыки.
Очень нравятся ученикам моего класса песни из мультфильмов, составляющих «Золотой фонд». Их пожелания исполнять и петь я использовала при составлении переложений для фортепианного ансамбля в сборнике «В гостях у любимых мультиков».
В ходе многолетней работы неизменное восхищение вызывает джазовая музыка. Для своих учеников я сделала несколько переложений для четырех рук популярных джазовых композиций в сборнике «Играем джаз».
Используемая литература:
А.Д. Алексеев «Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ».
Л.Д. Цибизова «Коллективные формы обучения в классе фортепиано на оркестровых отделениях ДМШ».


15