Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»
Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»
"Земной поклон, солдат России,
за ратный подвиг на земле".
Паспорт проекта
Тип проекта: по методу – информационно - исследовательский; по содержанию - «Ребенок - общество»; детско- взрослый; фронтальный; творческий, групповой, среднесрочный
Участники проекта: музыкальный работник, инструктор по ФИЗО, музей «Музей боевой славы» школа №2 «Музей боевой славы», родители воспитанников, воспитатели, дети.
По количеству участников: коллективный.
Возраст детей: 6 - 7 лет.
Продолжительность проекта: Среднесрочный.
Сроки реализации проекта: Февраль - май.
Основные формы реализации проекта: Экскурсии, беседы, организация НОД, мини-выставки, составление рассказов, коллекционирование, физкультурный досуг, консультации для родителей.
Предполагаемый результат проекта:
Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.
Привлечение к совместной работе родителей.
Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.
Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
Успехи детей на районном уровне: Марафон, посвященный ко Дню Победы.
Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы.
Музыкально-спортивный праздник «День Победы».
Актуальность:
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Детям о Великой Отечественной войне»
Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 г.г.
Идея: В преддверии празднования Дня победы познакомить детей с героическим прошлым нашей страны.
Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.
Задачи проекта:
Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
Подвести к восприятию художественных произведений о войне;
Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г.г.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
Организация деятельности над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• Подготовка методических и дидактических материалов.
• Проведение интересных занятий, организация выставок.
• Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.
• Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву", Л.Кассиль "Твои защитники", С.Михалков "День Победы", заучивание стихов к празднику.
• Индивидуальные и коллективные беседа о Великой Отечественной войне.
• Слушание и заучивание песен военно- патриотической тематики.
• Тематическое содержание книжного уголка.
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная».
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
• Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".2. Деятельность детей.
• Участие в конкурсе на районном уровне, праздниках, беседах.
• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
• Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
• Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники", "Моряки".
3. Деятельность родителей.
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.
• Рисование с детьми сюжетов на военную тему.
• Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Предметно-развивающая среда:
Оформление уголка «Боевой славы».
Дидактические игры с патриотическим содержанием.
Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире.
Подборка песен военных лет.
Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
Подготовка атрибут для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.
План работы:
1 этап Подготовительный (февраль)
- определение темы проекта,
- формулирование целей и задач проекта,
- подбор необходимого материала.
2 этап Основной (реализация проекта) (март - апрель)
НОД, беседы, викторины, выставки рисунков и военной техники, чтение худ. литературы, разучивание стихотворений, просмотр презентаций и мультфильмов на военную тематику, детских фильмов совместно с родителями «Орленок», «Пятерка отважных», «Улица младшего брата», праздники посвященные защитникам отечества и дню победы.
3 этап Заключительный (май)
- проведение праздника посвященному дню победы,
- презентация проекта,
- оформление выставки.
Перспективный план по патриотическому воспитанию:
Февраль:
Сбор и анализ литературы по данной теме. Оформление стенда: «Стена памяти»
Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»
Познавательная беседа: О Великой Отечественной войне, просмотр презентации «Фотохроника военных дней »
Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки», «Журавли».
Чтение художественных произведений: «Рассказы о Суворове», Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы».
Беседа с детьми «Подвиг на войне».
7.Соц. - коммуникативное развитие/ познавательное: «Россия – Родина моя»
8. Речевое развитие «Мое отечество Россия», разучивание стихотворения о Родине, чтение худ. литературы.
9. Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе.
10.Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне. Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет.
11. Лепка «Военная техника», Аппликация «Георгиевская лента».
12. Речевое развитие: Рассказывание по картине «Богатыри», разучивание стихотворений
Март:
НОД – «Дети войны», «Пионеры – герои войны».
Просмотр презентации «Города герои», папки на тему: «Улицы нашего города, в честь кого они названы», «Наши соотечественники».
Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы»,
Разучивание стихотворений о войне.
5.Чтение произведений Митяев «Мешок овсянки», чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная»
6.Дидактическая игра «Найди город на карте», «О каком городе говорю».
7. Экскурсия к вечному огню, к мемориалу «Павшим Пуровчанам».
8. Конструирование: «Вечный огонь» - картон, бумага.
9.Самостоятельная деятельность: Рисование: «Вечный огонь».
10. Речевое развитие: рассказывание о памятниках, разучивание стихотворений.
11.Чтение худож. произведений: Я.Тайц: «Цикл рассказов о войне». (Обсуждение текстов, ответы на вопросы детьми).
12. НОД «Экскурсия в библиотеку по теме: «Великая Отечественная война»
13. Чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная».
14. Просмотр презентации «Боевая техника войны»
15. Самостоятельная деятельность - Рисование: «Военный техника».
16. Слушание: Ф. Шуберт «Военный марш», А. Пахмутова «Богатырская наша сила».
Апрель – Май:
Экскурсия в музей боевой славы
Речевое развитие: пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра», разучивание стихотворений
Муз.развитие: прослушивание муз. произведений на военную тематику.
Сюжетно-ролевая игра «Госпиталь». Рассказывание о письмах с фронта, приходящих в годы ВОВ в семьи воспитанников.
НОД «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны».
Викторина ко Дню Победы.
Марафон на тему: «Мы - внуки Победы».
Чтение из сборника рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»;
Дидактическая игра «Ордена и медали»
Викторина ко Дню Победы.
Марафон на тему: «Мы внуки Победы».
Лепка «Военные награды».
Итоговое мероприятие на тему: «Мы будем помнить вас!».
Муз.развитие: разучивание песни «Солнечный круг» А.Александрова
Конкурс рисунков: «Я рисую мир», рисунков «Этих дней не смолкнет слава».
11. Конструирование: Макет ко дню победы.
12. Рисование «Мы едем на праздник с флагами и цветами», «Праздничный салют».
13.Музыкально-спортивный праздник посвященный «Дню Победы».
3. Заключительный этап:
Мы предполагаем, что за время реализации проекта «День Победы» уровень сформированности знаний о празднике, патриотических чувств у детей значительно повысится. Дети смогут оценить подвиг нашего народа на благо Родине, смогут проникнуться гордостью за свой народ. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Учебно-методическая литература:
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 сНечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.: