Презентация по внеклассной работе Социально-образовательный проект Я — гражданин России
Социально-образовательный проект «Гражданин» Всероссийская акция «Я - гражданин России». Руководитель проекта: Генце Винера Ахтямовна, учитель обществознания и истории МОУ «ООШ п. Трудовой»Кунашакского района, Челябинской области. Билалова Галина (7кл.) социолог, фотограф Генце Яна (8кл.) редактор, аналитик. Лебедева Мария (8кл.) оформитель, журналист. Нигаматуллина Оксана (9кл.) социолог, оформитель. Рахматуллина Валентина (9кл.) фоторепортер, журналист. Халикова Алина (9кл.) журналист, аналитик. Шамсутдинова Регина (9кл.) социолог, журналист. Содержание.1.Актуальность метода социального проектирования для современности.2.Факторы успешности и эффективности социального проектирования.3.Структура работы над проектом «Гражданин».4.Проведение акции «Дорога»: а) подготовка учащихся к работе над проектом; б) выбор проблемы; в) сбор и анализ информации; г) разработка собственного варианта решения проблемы; д) реализация плана действий и практические результаты; е) подготовка к защите проекта; ж) презентация проекта; з) рефлексия.5. Литература. Актуальность социального проектирования для современности.Социальное проектирование в современных условиях—важнейшая деятельность учащихся для формирования гражданского общества. Она направлена на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствует взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью. Школьники, участвуя в проекте «Гражданин» приобретают и совершенствуют следующие знания, умения и навыки:знания об основных социально- экономических институтах местного и федерального уровня; навыки анализа СМИ;навыки проведения простейшего социологического исследования; функциональную грамотность; умение участвовать в дискуссии, обосновывать и отстаивать свою гражданскую позицию; умение оценивать собственные профессиональные возможности; самостоятельность в принятии решений и реализации эффективной программы действий; умение строить взаимодействие с другими людьми, различными государственными и общественными структурами;чувство ответственности, самодисциплины; умение сочетать личные и общественные интересы. Факторы успешности и эффективности социального проектирования. Успешность и эффективность социальногопроектирования школьников зависят от многих факторов,важнейшими из которых являются:добровольность участия в проекте;оптимальное распределение времени в работе над его стадиями;эффективность распределения обязанностей между участниками проекта;корректная позиция педагога;поддержка проекта администрацией школы;заинтересованность в результатах молодёжных социальных проектов органов власти;срок работы над проектом не должен превышать трёх месяцев. 1. Подготовка учащихся к работе над проектом. Изучение законодательной и нормативно-правовой базы проблемы. 2. Выбор проблемы. Социологические опросы разных групп населения. 3. Сбор и анализ информации. Анализ материалов СМИ. Встречи, интервью с компетентными специалистами, экспертами. 4.Разработка собственного варианта решения проблемы. 5.Реализация плана действия. Практические результаты. Обращение к заинтересованным лицам, организациям, социальная переписка. 6.Составление портфолио. Собственное участие. 7.Призентация. 8.Рефлексия. 24апреля 2006 год.Подготовка учащихся к работе над проектом. Познакомить учащихся и педагогов школы с проектом. Выяснить желание учащихся участвовать в проекте. Актуализировать знания детей о структуре органов государственной и местной власти. Проанализировать, как власти реализуют интересы населения на данной территории.Рассмотреть влияние общественности, СМИ на политику администрации. Объяснить сущность «общественной политики» и роль граждан в её формировании.Распределить обязанности учащихся для участия в проекте. Подчеркнуть самостоятельную роль участников проекта. Выбор проблемы. 1.Поиск тематики проекта:а) обсудить в кругу семьи, с друзьями предложения по улучшению жизни села;б) собрать компактную информацию по проблеме, которую считают важной большинство жителей села;в) проанализировать проблему;2.Выявление актуальности проблемы с помощью «Ящика предложений».3.Провести социологический опрос населения. 4.Выбор самой актуальной проблемы.5. Аргументировать выбранную проблему с помощью матрицы «Форма выявления и анализа проблемы» (матрица прилагается).6. Анализ проблемы по критериям:посильность;соответствие возможностям учащихся;конституционность и реальность её реализации;ожидаемые результаты;сроки необходимые для реализации проекта.7. Голосование учащихся за выбранную проблему. Выбранная проблема: Разрушение центральной дороги п. Трудовой – Разъезд №2 большегрузными машинами фирмы «KNAUF». Сбор и анализ информации.1.Интервью учащихся с компетентными лицами по проблеме: а) с бывшим директором агрофирмы «Бурино»Фаменко В.Н. (брала интервью Нигаматуллина Оксана). б) с водителями автотранспорта (Рахматуллина Валя); в) с депутатом поселкового совета ЮсуповойА.З.(Халикова Алина); г) с Главой поселкового совета БеспаловымА.В.(Шамсутдинова Регина).2. Выступление на сельском сходе перед жителями п. Трудовой и беседа с ними по данной проблеме (Генце Яна). 3. Изучение и анализ писем-обращений, которые были отправлены в соответствующие инстанции в 2005 году (Билалова Галя).4. Опрос жителей поселка (Лебедева Маша, Генце Яна). Добиваемся установки дорожных знаков Выступаем на сельском сходе по проблеме Проводим сбор подписей под петицией Проводим пресс-конференцию с представителями властных структур Составляем фотомонтаж «Проблемы нашего села» Что делаем? Акция «Дорога» Куда обращаемся с предложениями? В СМИ района и области К Главе поселкового совета В областную Думу через депутата данной территории В МСИДХ Челябинской области В районный отдел ГИБДД Юридическая база: статьи Конституции РФ №2, №7, №15(Гл.1), №29, №30, №31, №33, №36,№41, №42, №45, №58(Гл.2). Разработка собственного варианта решения проблемы. Реализация плана действий команды учащихся . Сбор подписей под петицией на сельском сходе (5мая 2006г.).Проведение мини пресс-конференции с представителем ДРСУ Кунашакского района, Главой сельского поселения и депутатом сельского поселения(16мая2006г.).Составление и отправка письменных обращений: -в МСИДХ Челябинской области Шопову В.Ю. -депутату Государственной Думы Гришанкову М..И.; -депутату областной Думы Мешкову Д.И.; -в районный отдел ГИБДД; -в редакцию газет «Губерния» и «Челябинский рабочий».Срок проведения акции апрель – июнь 2006год. Практические результаты. Добились установки дорожных знаков на участке дороги П.Трудовой – Разъезд №2. Получен ответ от депутата Государственной Думы Гришанкова М.И.(2июня 2006г.). Публикация заметки госинспектора дорожного надзора Д.Нуриахметова по данной проблеме в районной газете «Знамя труда»(2июня 2006г.). Приезд тележурналиста передачи «Губерния» и показ телерепортажа о проблеме села по местному телевидению(16 июня 2006год). Публикация письма учащихся школы в газете «Челябинский рабочий»(18июня 2006г.). Получен ответ из Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства от Шопова В.Ю.(27 июля 2006г.). Начались крупномасштабные работы по восстановлению дороги п.Трудовой – Разъезд№2.(август 2006г.). Рефлексия. Чему лично вы научились в процессе разработки проекта? Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту? Что вами сделано хорошо? В чем была трудность? В чем вы видите недоработки команды? Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме? Литература. Конституция Российской Федерации. Методика социально-образовательного проекта «Гражданин». Самара. 2005г. Составитель Пахомов В.П.Изд-во «НТЦ». Школьникам о праве. Никитин А. Ф., Суворова Н.Г., Москва, Просвещение, 1992г.